Красноярский бизнесмен Николай Остапенко рассказал о причинах, побудивших прекратить начатую год назад бесплатную раздачу хлеба нуждающимся. Одной из них стали претензии желающих получить помощь, среди которых далеко не все в ней нуждались, передает «Комсомольская правда» – Красноярск».
Благотворительная акция в продуктовом магазине продолжалась всего три месяца. Изначально она планировалась как временная, но с перспективой продления в случае успеха. Однако, результаты оказались неожиданными для организатора.
По словам Николая Остапенко, хлеб мог получить каждый пожилой человек, без предъявления документов. При содействии партнеров объем бесплатной выдачи дошел до 80 буханок в день. Довольно скоро выяснилось, что действительно нуждающиеся старики стесняются получать помощь, и ведут себя скромно: забирают хлеб со специального лотка, и уходят из магазина.
«Но есть и другие, крепкое такое хамло, – рассказал предприниматель. – Наглые, цепкие, обматерят, не задумываясь. Только за то, что внешний вид булки им не понравился. Регулярно закатывали скандалы на 5-10 минут. Например, хлеб на прилавке (или совсем) закончился, и пошло-поехало: «Хозяин хороший, а продавцы – скоты натуральные! Воруют, прячут, недодают». Продавцы от них плакали. Придет такой, обложит сотрудника с ног до головы, а тому потом целый день работать».
Другие просители рассказывали о неходячих инвалидах, которым якобы необходимо передать не один батон, а целый лоток бесплатного хлеба. Однако никто из них не соглашался называть адрес нуждающихся, чтобы работники магазина могли привезти им хлеб самостоятельно.
«В конце концов, мы решили: надо закругляться, пожалеть продавцов. От наплыва хамов те просто устали», – сообщил бизнесмен. По его словам, затем он начал другую социальную акцию, продавая хлеб по 7 рублей, но это не вызывало существенного спроса – в то время как получением бесплатного хлеба интересуются до сих пор.
По аналогичным причинам был вынужден прекратить бесплатную раздачу хлеба нуждающимся и предприниматель Артак Акопян, владеющий сетью магазинов в Екатеринбурге.
«Мы с партнерами подумали, что каждый будет когда-то старым и может оказаться без помощи близких или совсем один. Хлеб — это продукт первой необходимости. Вначале все шло хорошо, без скандалов. Люди ходили, благодарили. А потом покупатели почему-то решили, что раздавать хлеб бесплатно — это наша обязанность. Слово «бесплатно» действовало на людей непонятным образом», — рассказал он изданию «Деловой квартал».
«Было неприятно слушать оскорбления. У нас с них день начинался и ими же заканчивался. Кому понравится слушать изо дня в день, что ты негодяй, обещал всем раздавать вдоволь хлеба, а сам обманываешь бедных людей», – пояснил предприниматель.
По его словам, бесплатную раздачу хлеба удалось заменить другим форматом поддержки нуждающихся. Они могут получить продуктовый набор, часть из которого передается им бесплатно, а часть – по себестоимости.
«Мы дали в газетах объявление — там указали телефон, куда могли позвонить пенсионеры, не выходящие из дома. Они заказывают у нас еду, и мы им привозим. Теперь это точечная адресная помощь», — пояснил Артак Акопян.
О более положительном опыте бесплатной раздачи хлеба, начатой во время обострения экономического кризиса, «Комсомольской правде» сообщили супруги Анна и Андрей Штангауэр, владеющие двумя магазинами в селе в 200 км. от Красноярска. Хлеб там выдавался лишь одиноким неработающим пенсионерам, по спискам, полученным в соцзащите.
«Поначалу: вал халявщиков, мы за голову схватились. Вроде у человека и семья есть, и с детьми живет, и в достатке. Были молодые пенсионеры, работающие. Но только и слышно: «Дай, дай, дай!»», – рассказали супруги. По их словам, продавцы получили указание вежливо и доступно разъяснять, кто именно может получить бесплатный хлеб. Несмотря на это, многие сочли его распределение несправедливым.
Кроме того, акция вызвала споры в местных сообществах в социальных сетях: если одни пользователи одобрили действия предпринимателей, то другие заподозрили их в желании возместить расходы за счет повышения цен на другие продукты.
«Со временем шумиха улеглась, – рассказал Андрей Штангауэр. – Тем более мы раздавали один раз в неделю – по четвергам. Люди знали это и приходили, бывало, с самого утра, ждали. А были и такие, кто отказывался от бесплатного хлеба. Среди них – дедушка, ветеран Великой Отечественной войны. Ходил к нам, о фронте все рассказывал. Ни разу не взял буханку даром. Отрезал сразу: «Я сам себя прокормлю!». Мало таких, но они есть. Не берут – из гордости».
По его словам, благотворительная раздача хлеба в принадлежащих семье магазинах прекратилась в январе этого года. Причиной стало улучшение положения жителей села.
«У людей стало полегче с деньгами, – пояснил предприниматель. Вот и решили: пора прекращать. Сначала народ еще шел – по привычке. А после – поворчали-поворчали – и затихли».
Ранее журнал «Огонек» рассказал о похожей ситуации в городе Струнино, где уже восемь лет проводит бесплатную раздачу хлеба владелец продуктового магазина Мамуд Шавершян. По сведениям издания, претендующие на получение помощи грозились пожаловаться на него в прокуратуру за ее недостаточные, по их мнению, объемы.
«Как известно, по-настоящему бескорыстная помощь – это та, которая не ждет в ответ благодарности, – прокомментировала тогда эту историю для портала Милосердие.ru пресс-секретарь Православной службы помощи «Милосердие» Анна Овсянникова. – К нам в службу «Милосердие», в любой наш проект люди приходят не от хорошей жизни. У каждого – свои проблемы, своя боль, зачастую застарелая.
Когда человек годами натыкается на непонимание, на отсутствие поддержки, на необходимость считать копейки, чтобы прокормить семью, – нет ничего удивительного, что человеческое сердце ожесточается. Сколько раз наши добровольцы, приходя домой к одинокому старику, чтобы помочь, натыкались на недоверие, подозрительность и даже обвинения!
Это может обескураживать и расстраивать до слез. Но нет смысла ждать «спасибо» в ответ на доброе дело. И тем дороже будет однажды услышать заветное короткое слово благодарности, когда лед этого недоверия все-таки удастся растопить».
«Для нас подобная ситуация не новость и не редкость, – рассказала Анна Алиева-Хрусталева, директор по коммуникациям Фонда продовольствия «Русь». – Я думаю, не только мы, но и все те, кто занимается оказанием помощи, так или иначе сталкиваются с тем, что далеко не всегда ты видишь благодарность.
Очень часто возникает непонимание, негодование и даже агрессия со стороны тех людей, ради которых ты работаешь. Мы с коллективом нашего фонда часто обсуждаем такого рода ситуации и приходим к выводу, что от людей, которым тяжело, неправильно ждать благодарности и возгласов счастья.
Люди мало того, что в принципе не верят, что им могут оказать помощь бесплатно, они не понимают, кто может это сделать. И, конечно, у них часто возникает некий негатив. Плюс, они все это сравнивают с деятельностью государства, потому что привыкли к тому, что государство им должно, и если что-то не дает, то надо пойти и пожаловаться. А если что-то дают бесплатно, то обязательно надо точно измерить, все ли тебе дали, вдруг, где-то обделили. В счастье все могут улыбаться, а в горе, конечно, не каждый способен перебороть такой негатив».