Об уникальном в современной практике случае сообщают «Известия». По сведениям издания, 69-летнюю Галину Д. обманули, сообщив по телефону, что у нее якобы обнаружен рак и ей готовы помочь с лечением. По указаниям преступников женщина вошла в личный кабинет банковского сервиса и выполнила действия, о которых ее попросили. После этого с ее счета украли 50 тыс. рублей и оформили на нее кредит в 252 тыс. рублей с 18%-ной ставкой.
«Я должна была три года выплачивать ежемесячно по 9110 рублей. С моей пенсией в 19 тыс. рублей это невозможно», – пояснила женщина.
Одинокой пенсионерке помогли в храме, куда она ходит, – одна из прихожанок дала ей контакт юриста Фонда поддержки пострадавших от преступлений (ФППП), который занялся ее делом бесплатно. Юрист обратился в прокуратуру, попросив выяснить, почему одинокой неработающей пенсионерке выдали кредит, в несколько раз превышающий ее сбережения, и проверить, не было ли допущено нарушений. Прокуратура, в свою очередь, обратилась в Центробанк, оттуда направили запрос в банк, выдавший кредит.
Банком было принято «индивидуальное положительное решение»: деньги возвращены на счет, а действие кредитного договора прекращено, говорится в ответе Центробанка.
Обычно по таким делам удается добиться в лучшем случае прощения процентов, рассказал изданию юрист ФППП Александр Кошкин. По его словам, в данном случае, вероятно, сработал человеческий фактор.
«Потерпевшая является пенсионеркой, имеет серьезные проблемы со здоровьем. Учитывая платежи по кредиту, ей оставалось на жизнь не более 10 тыс. рублей на все: коммуналка, еда, лекарства и прочее. Также, возможно, сумма не была столь велика для банка – 300 тыс. рублей. Не уверен, что если бы сумма похищенного была, к примеру, два-три миллиона, банк принял бы столь замечательное решение», – пояснил сотрудник фонда.
По закону банк обязан вернуть похищенные деньги, если допустил нарушения – например, не сообщил клиенту о списании средств, не обеспечил безопасность трансакции, игнорировал предупреждение из Центробанка о краже данных, не остановил явно незаконную операцию и т.д., напомнил адвокат Игорь Апостол. Возможно, по запросу Центробанка были выявлены какие-то из этих нарушений, предполагает он.