Детей, чьи родители не лишены родительских прав, в социальных приютах и детских домах большинство, однако их общее количество по России никто определить не сможет, признал уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов.
На пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» корреспондент Милосердия.ru задал уполномоченному по правам детей Павлу Астахову вопрос о количестве «детей без статуса» в детских учреждения России, а также о количестве детей, проживающих в детских домах «по заявлению» родителей, не лишенных родительских прав.
«Детей без статуса два года назад их было выявлено около 400 человек, — сказал Павел Астахов. Под «детьми без статуса» уполномоченный понимает подброшенных детей. — Они не могут ни пособие получать, ни алименты получать, ни пенсии. Статистика по ним ведется в регионах, где о каждом из них заботятся».
Отвечая на вопрос о детях, родители которых официально не лишены прав, но отдали своих чад в социальные приюты (с обязательством навещать их не реже раза в полгода), детский омбудсмен отметил:
«Никто вам количество таких детей определить не сможет. Общую статистику таких детей никто не ведет. Она все время меняется. Можно только посмотреть, сколько за год таких детей прошло через социально-реабилитационные центры. Только по каждому учреждению можно смотреть: сколько у вас таких детей, сколько имеет шанс вернуться и так далее».
По словам Павла Астахова, в отношении семей, в которых родители помещают своих детей на месяцы в детские дома, «должна быть мудрая политика. С одной стороны, нельзя провоцировать маму к отказу от ребенка, надо дать ей возможность воссоединить семью, но с другой, есть ситуации, когда никакая другая мера не помогает. Может быть, социальные службы недостаточно работают. Это индивидуально».
По словам омбудсмена, вопрос с такими детьми регулируется на местном уровне, «где такого ребенка должны знать и понимать перспективы его жизни».
«Если вы пойдете по социальным приютам, то там большинство детей таких, — заявил уполномоченный по правам детей. — Они вроде бы изъяты, но родители не лишены родительских прав. Это неизбежно, так всегда будет происходить».
По статистике, озвученной Павлом Астаховым, с 2009 по 2014 годы число детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось на 40% (было около 700 тысяч, стало около 500 тысяч). При этом дети, которые могут годами жить в детских домах и социально-реабилитационных центрах по заявлению родителей, в эту статистику не попадают, а очередь тех, кто хотел бы принять ребенка в семью, за пять лет выросла в два раза и на 1 января 2015 года составляла 24 тысячи человек.