В Вологодской области признанные асоциальными семьи с детьми до года будут ежедневно проверять медработники или полиция. Решение об этом принял департамент здравоохранения Вологодской области по согласованию с руководством управления МВД, передает cherinfo.ru.
«Списки неблагополучных семей с маленькими детьми есть не только в лечебных учреждениях, но и в скорой помощи. Если бригада поедет в населенный пункт, она попутно навестит семью из группы социального риска, — рассказала корреспондентам начальник отдела детства департамента здравоохранения области Татьяна Артемьева.
-Таких семей достаточно. В них бывают случаи гибели детей. Поэтому ребенка одного или вместе с матерью временно помещают в детское отделение, чтобы изолировать от опасности. Ребенок находится в больнице, пока в семье не нормализуется ситуация».
«Если ничего не изменится, мы подключим органы опеки. Мы пытаемся найти максимально щадящие меры, чтобы минимизировать риски для детей. Здравоохранение отвечает за показатель младенческой смертности, но на многие ситуации мы не можем по закону воздействовать», – пояснила представитель облздрава.
«Сложно с уверенностью сказать, что здесь имеется в виду под «асоциальными» семьями. представляющими угрозу, – прокомментировала сообщение о принятом в Вологодской области решении директор БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская. – Если я правильно понимаю, речь идет о семьях, злоупотребляющих алкоголем, в которых воспитываются маленькие дети.
В таком случае это – попытка решить проблему совершенно не подходящими средствами. Если они хотят контролем вылечить зависимость, то это «ноу хау», конечно. Но тогда ситуацию в семьях можно было бы проверять не только каждый день, но и каждый час – мало ли, может быть, родители напьются сразу после ухода проверяющих? Как те, кто это придумал, надеются повлиять на родителей, у которых алкогольная зависимость – напугать их?
На самом деле, если есть пьющая семья с младенцем – конечно, он может подвергаться опасности. Но помочь здесь может не непрерывный контроль, а социальные технологии. Нужно понять, что это за семья, почему и как давно в ней пьют, готовы ли родители и родственники меняться ради детей.
Нужно помочь людям справится с зависимостью, помочь в медицинской и социальной реабилитации. Пытаться избавить от алкогольной зависимости с помощью ежедневных визитов врачей и полиции – оригинальная идея, но вряд ли она будет работать. Медики, конечно, могли бы помочь маме научиться адекватно ухаживать за младенцем – но, судя по всему, они не так видят свою задачу в этом проекте.
Трудно также понять, на какие средства планируется осуществлять этот проект. В принципе, он требует значительных трудозатрат, которые должны быть оплачены. Скорая не будет ежедневно выезжать в деревни, и вряд ли все семьи ежедневно сможет обходить участковый. Если у вологодских властей много лишних денег – надо выстраивать социальные технологии работы с зависимыми семьями, развивать профилактику.
Конечно, семьи, где есть угроза для жизни младенцев, обязательно должны быть на контроле, с ними должна вестись постоянная работа. Но вести ее должны в первую очередь социальные службы.
Если семья действительно опасна для ребенка, если взрослые не собираются бросать пить, а в нетрезвом состоянии не могут адекватно заботиться о нем и опасны для него – его необходимо передавать под опеку адекватным родственникам, а при их отсутствии – в приемную семью.
Конечно, хорошо, что в регионе озаботились защитой жизни маленьких детей в неблагополучных семьях. Но проблему нужно решать не с помощью ежедневных проверок и госпитализации без показаний».