Действия комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, разославшего главам муниципальных администраций письмо об усилении контроля за приемными семьями, направлены на профилактику сиротства и отказов от детей, сообщил «Милосердию.ru» глава комитета Александр Ржаненков.
«Мы не заинтересованы в изъятии детей из семьи», – подчеркнул он.
Родительская общественность Санкт-Петербурга с тревогой восприняла инициативу комитета по социальной политике. А уполномоченный по правам ребенка в городе Светлана Агапитова попросила прокуратуру проверить, не приведут ли новые проверки к нарушению прав приемных семей.
По словам Александра Ржаненкова, запрашивать и получать у органов местного самоуправления информацию, связанную с содержанием детей в приемных семьях, – обязанность комитета по социальной политике. «В методическом письме мы, естественно, попросили ООиП (органы опеки и попечительства – прим.ред.) сообщить о выявленных нарушениях прав и законных интересов подопечных за первый квартал года, чтобы владеть информацией и статистическими данными», – добавил глава комитета.
В Санкт-Петербурге за последние три года не было зафиксировано случаев жестокого обращения опекунов и приемных родителей с подопечными и приемными детьми, отметил Ржаненков. Тем не менее, комитет счел нужным рекомендовать муниципальным администрациям проводить проверки тщательнее.
«Комитет в своем письме обратил внимание ООиП на то, чтобы акты проверок условий жизни подопечных содержали полную, исчерпывающую информацию, так как известны случаи формального подхода к заполнению документов, когда акты составляются «под копирку». А этого быть не должно», – подчеркнул чиновник.
Причем составление таких актов направлено не столько на контроль, сколько «на выявление нуждаемости семьи в чем-либо для обеспечения потребности развития подопечного, – пояснил Ржаненков. – Это может быть каникулярный отдых, устройство ребенка в детский сад или школу, в медучреждение, получение дополнительного образования и так далее».
Однако, если в ходе проверки выясняется, что физическому или психологическому здоровью приемного ребенка наносится вред, то органы опеки и попечительства «могут принять решение об отстранении приемного родителя от исполнения возложенных на него обязанностей».
«В методическом письме комитет уделил особое внимание семьям, в которых воспитываются пять и более несовершеннолетних подопечных (приемных детей). Таких на сегодняшний день 17, из них 14 – приемные семьи. Согласитесь, что в дополнительной поддержке и внимании государства нуждается любая семья, где воспитывается пять и более детей», – сказал Ржаненков.
Тема многодетных приемных семей стала актуальной после того, как органы опеки отобрали десять детей у семьи Дель в Зеленограде. Один из аспектов скандала, разгоревшегося в связи с этим изъятием, касался качества работы органов опеки. Против сотрудников этого ведомства, проверявших семью Дель ранее, было возбуждено уголовное дело. Их подозревают в преступной халатности, помешавшей им выявить проблемы своевременно.
Со своей стороны, уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Анна Кузнецова высказалась за проведение тщательного мониторинга ситуации с приемными семьями по всей стране «с точки зрения оценки эффективности работы органов опеки и попечительства, а также анализа правоприменительной практики чрезмерного вмешательства в семью».
Регламенты изъятия детей из семьи готовят НКО, Мизулина и Минобрнауки