«Ответственность за устройство ребенка в семью лежит на исполнительной власти Тульской области», – заявил Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов, комментируя обстоятельства, связанные с поиском опекунов для годовалого Матвея З.
Также он сообщил, что будут проверены сведения, озвученные СМИ во время дискуссии о выборе достойной приемной семьи для мальчика, который по халатности медиков получил сильнейшие травмы и был оставлен матерью.
«Мы связались с Натальей Тупяковой, которая хочет усыновить Матвея, готовы помочь ей в случае каких-либо затруднений и проволочек. У нее уже была комиссия, которая ознакомилась с жилищными условиями и общалась с ее детьми. Сегодня мы ждем решения. В этой ситуации не имеет значения территориальность, ведомственность и прочая административно-бюрократическая казуистика!», – заявил уполномоченный по правам ребенка.
Ранее режиссер и журналист Ольга Синяева сообщила в своем блоге об опасности, возможно, угрожающей мальчику. По мнению группы общественных активистов и волонтеров, глава приемной семьи из Тулы Наталия Сарганова, заявившая о желании стать опекуном Матвея З., может оказаться не готова к выполнению опекунских обязанностей и вряд ли самостоятельно принимала решение взять ребенка. В качестве препятствий упоминалось состояние здоровья 56-летней Саргановой, и количество детей, взятых на воспитание ее приемной семьей (более 30).
Также сообщалось о признаках недостаточного ухода и ухудшении здоровья ребенка после пребывания в детской больнице в Туле, где его могла посещать Сарганова.
По мнению общественных активистов, заменить мать ребенку могла бы Наталья Тупякова, ныне живущая в Москве, воспитывающая родного сына и двух приемных дочерей. В качестве волонтера она в течение полугода навещала Матвея в больницах. Однако, «по причинам, которые по закону не являются препятствием для усыновления», Тупяковой отказывают в возможности взять ребенка, пояснила Синяева. Позднее она сообщила о положительной реакции губернатора Тульской области Владимира Груздева на ее обращение в соцсетях.
В свою очередь, Сарганова рассказала, что решение взять ребенка в семью принимала самостоятельно, при поддержке старших детей, которые готовы помогать ей в уходе за ребенком. По ее словам, с 20 октября она практически все время находится вместе с Матвеем в московской больнице имени Сперанского.
В органах опеки Тулы сообщили, что Тупякова неоднократно пыталась подать заявление об установлении опеки над мальчиком, но не могла этого сделать, поскольку не имела официального заключения о возможности быть опекуном. Обсуждение в соцсетях, в том числе – с участием людей, чья позиция заслуживает уважения, не может служить основанием для законного решения о передаче ребенка в замещающую семью, подчеркнули чиновники.
Ранее Наталья Тупякова, жившая тогда в Горно-Алтайске, после привлечения внимания общественности и СМИ, добилась разрешения на то, чтобы взять в семью пятилетнюю девочку из детдома для детей с особенностями развития в Ленинградской области. Возникшие тогда проблемы также были связаны с претензиями сотрудников детского учреждения и опеки по вопросам оформления необходимых документов.
В 2014 году новорожденный Матвей З. пострадал от взрыва ультрафиолетовой лампы, получив сильнейшие ожоги — 75% поверхности тела и 15% внутренних органов. Ребенок, от которого отказалась биологическая мать, находился на лечении и реабилитации в медицинских учреждениях в Туле и в Москве.