Компания VK (проекты «Дети Mail.ru» и «Добро Mail.ru») провела ежегодное исследование и узнала отношение общества к совместному обучению нормотипичных детей и детей с особенностями развития (задержкой развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, аутизмом, синдромом Дауна и др.). К исследованию присоединилась образовательная онлайн-платформа для школьников «Учи.ру», которая впервые выяснила отношение учителей 1–11-го классов к данному вопросу.
VK проводит опрос родителей третий год, в этом году он охватил 6900 жителей в 50 крупных городах России. Платформа «Учи.ру» впервые опросила учителей, в выборке – 6191 учитель.
Четверть опрошенных родителей ответили, что положительно относятся к совместному обучению детей (25% – в 2021 году), 44% воспринимают это нейтрально (52% – в 2021 году), 1% – отрицательно (23% – в 2021 году), а 13% затруднились с ответом.
При этом полученные данные говорят о том, что у родителей по-прежнему мало реального опыта по вопросам инклюзивного обучения. Подавляющее большинство (75%) сообщили, в что в их классе не обучаются дети с особыми потребностями (73% – в 2021 году).
15% родителей считают, что среднее образование для детей с особыми потребностями доступно (16% в 2021 году), а 26% ответили, что школы недостаточно доступны для особенных детей (20% в 2021 году). Еще 14% считают, что у детей с особыми потребностями нет или почти нет доступа к среднему образованию. 43% опрошенных затруднились с ответом.
11% опрошенных ответили, что учителя дружелюбно относятся к детям с особенностями, но в школе нет специалистов и зоны сенсорной разгрузки, а 12% рассказали, что школа реализует программу инклюзивного образования в течение нескольких лет, в штате есть логопед, дефектолог, тьютор.
При этом большинство родителей не уверены, готова ли их школа к обучению особенных детей: около 40% не смогли ответить на этот вопрос. 37% считают, что в школе недостаточно условий для инклюзивного обучения (36% в 2021 году).
Школы в крупных городах опрошенные традиционно считают более приспособленными к инклюзивному образованию (45% родителей).
59% родителей по-прежнему считают, что информации о том, как общаться и правильно вести коммуникацию с детьми с особыми потребностями недостаточно (59% – в 2022 году, 59% – в 2021 году).
Что касается учителей, то инклюзивное обучение приветствуют 27% опрошенных, считая, что оно положительно влияет на учебный процесс. Остальные либо затруднились с ответом, либо полагают, что инклюзивное обучение никакого влияния не оказывает. Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями развития (ОВЗ) есть почти у двух третей опрошенных учителей (63%). Подавляющее число респондентов (90%) видят сложность обучения особенных детей в том, что к ним требуется индивидуальный подход.
В ответе на вопрос, какие форматы обучения возможны в школе для особенных детей (можно было выбрать несколько вариантов), учителя называли надомное обучение (70%), инклюзивное (40%), семейное образование (18%), коррекционный класс (17%). 7% считают, что такой формат обучения вообще не предусмотрен.
«Преподаватели, которые не видят барьеров в реализации модели инклюзивного образования в своей школе (1640 учителей) отмечают, что детям с ОВЗ важно развиваться со всеми остальными (60%). 57% считают, что это поможет воспитать в детях доброту и терпимость, а 56% уверены, что смогут объяснить классу, как правильно общаться друг с другом, не нарушая границ», – добавляют в VK.