Муслим Абдулмеджидов любит рисовать и занимается танцами. Недавно у него было первое выступление на сцене, и он очень гордится собой. Когда мы обсуждаем его успехи с мамой Раисой, Муслим кричит в трубку:
– Приставной шаг! Крисс-кросс! – перечисляет танцевальные движения.
Муслиму 8 лет. Он очень общительный мальчик: может задать вопрос незнакомцу или сделать комплимент девушке на улице. Но окружающие не всегда способны разобрать, что сказал Муслим. Звуки путаются, слова не собираются в предложения.
– Он может начать нервничать, когда его не понимают, он чувствует это. Я, конечно, как мама, понимаю его всегда и никогда не игнорирую, но он очень хочет общаться с другими людьми тоже, – рассказывает Раиса.
У Муслима общее недоразвитие речи второго уровня и дизартрия. До четырех лет он не говорил вовсе, не произносил даже слова «мама». При этом обращенную речь мальчик понимает. Дальше начались занятия с логопедом-дефектологом, и прогресс пошел. Муслим заговорил! Он научился произносить отдельные слова, даже смог составлять фразы из двух-трех слов.
Муслим радуется любому результату, всегда пересказывает маме, если его хвалит логопед. Но работы еще много. Пока словарный запас Муслима гораздо ниже возрастной нормы, он не может составить рассказ о предмете, путается в предлогах, с трудом изменяет и образует слова. И это лишь часть трудностей.

Чтобы Муслим мог в течение года два раза в неделю посещать логопеда-дефектолога в центре «ДетиПлюс.рф» в Ростове-на-Дону, нужно собрать 268 800 рублей.
Для семьи это неподъемная сумма. Весь доход – пенсия, пособия и алименты, около 39 000 рублей в месяц на двоих. Раиса воспитывает сына одна и на работу выйти не может. С Муслимом она вместе целый день: водит его по занятиям, врачам и занимается с ним дома. Помимо речевых проблем у мальчика СДВГ. Он бывает импульсивным и в прямом смысле не может сидеть на месте – стоит маме на секунду отвернуться, а он уже убежал или куда-то залез.
В сентябре Муслим собирается пойти в первый класс, в школе ему одобрили обучение по облегченной программе. Для Раисы это очень волнующий этап.
– Для меня школа – это страх. Как между жизнью и смертью. Ребенок всегда был тяжелый, но он уже почти нормализовался. Я переживаю, что его будут дразнить, что будут трудности, которые приведут к откату, – говорит Раиса.
Но и сдаваться они с Муслимом не намерены.
– Есть родители, которые стыдятся, прячут своих детей и опускают руки. Но если занятия помогают ребенку, почему нет? Он только так выровняется. Да, он отстает от других, но это не повод не пытаться!
Раиса мечтает, чтобы сын нашел общий язык со сверстниками и учителями, чтобы его не обижали, а учеба была только в удовольствие. А Муслим, кажется, уже готов покорить школьную сцену своими танцами! Осталось только подготовиться к общению с новыми друзьями.
Поможем Муслиму пойти в школу с уверенностью, что учителя и новые друзья смогут его понять?
Текст: Вера САЯПИНА
Фото: Сергей ПИВОВАРОВ
Опубликовано 09.04.2025
Как расходуются средства
Мы полностью направляем на помощь людям все ваши пожертвования, перечисленные на просьбы о помощи. Из суммы вашего перевода вычитается только комиссия платежных систем, которые обслуживают денежные переводы и обеспечивают безопасность ваших данных.