Вася показывает карточку со стаканом воды – и ему дают пить, показывает карточку с едой – и ему дают есть.
«Карточки для него – единственный способ донести то, что он хочет, – объясняет специалист по фандрайзингу группы дневного пребывания для детей-инвалидов Мария Трубецкова. – Но ими надо еще уметь пользоваться. Ведь для того, чтобы показать на стакан с водой, надо понимать, что это такое, то есть, изучить понятия. Это стакан, это яблоко, это апельсин».
Вася впервые попал в сад для детей с ДЦП, когда ему было четыре. Лежал у папы на плече, не поднимал даже голову.
«Он совершенно не умел общаться, но при этом хорошо фокусировал взгляд и все осознавал. После занятий с логопедом он стал лучше понимать обращенную к нему речь, начал учиться общаться при помощи карточек, – рассказывает Мария Трубецкова. – Мы даже водили его в магазин с этими карточками, где он сам выбирал фрукты и сладости».
Для неговорящих детей существует несколько систем альтернативной коммуникации, одна из которых называется PECS — система, которая позволяет ребенку с нарушениями речи общаться при помощи карточек.
В группе временного пребывания для детей с ДЦП – 30 детей и почти все – неговорящие. Логопед ежедневно занимается с каждым из них. Индивидуальное занятие длится около 30 минут. Кроме изучения карточек, они занимаются и развитием речи (артикуляционной гимнастикой и другими методиками).
«Никто не знает, на каком этапе у неговорящего ребенка разовьется речь — может через год, а может через несколько лет, а может этого не произойдет никогда, – говорит Мария Трубецкова. – Обучение альтернативной коммуникации начинает логопед-дефектолог, а потом учит родителей общаться с ребенком таким образом».
Дома для удобства родители приобретают механическое устройство, которое заменяет карточки – go talk, но для того, чтобы научиться им пользоваться, надо сначала изучить карточки.
Группа дневного пребывания для детей-инвалидов – один из проектов православной службы помощи «Милосердие», а значит, существует полностью на благотворительные средства. Ежемесячная зарплата логопеда-дефектолога – 41 469 рублей, за 4 месяца это получается 165 876.
Васе уже недостаточно изучать предметы и действия, его интересуют буквы и цифры.
«Наши специалисты считают, что у него большие перспективы, и он сможет многому обучиться, – говорит Мария Трубецкова. – Следующий этап, который стоит перед нами – научить Васю читать и считать. И тогда он сможет пойти в школу».
Как расходуются средства
Если не будет ваших возражений, положительная разница между суммой, достаточной для помощи по данному объявлению, и общей суммой поступивших пожертвований будет направлена на помощь другим нуждающимся в той же категории просьб.