Чтобы у Платона Богданова из Москвы появилась решимость войти в первый класс, ему разрешили наблюдать за уроком из коридора и даже поставили там парту. Спустя месяц он отважился войти внутрь. Но посидеть на уроке Платону удавалось 10-15 минут, не больше. Любое задание, а тем более неудача вызывали у него лишь одно желание – немедленно убежать. Так проявлялся его аутизм.
Тестирование показало, что у Платона память и логика не 8-летнего, а 13-летнего ребенка. Зайдя однажды на приложение, обучающее французскому языку, он с легкостью дошел до 10 уровня. Отправить Платона в коррекционный класс – значит лишить его возможности полноценно освоить школьную программу.
Но вместе с тем ему тяжело даются элементарные вещи: Платону невыносимо принимать отказ, просить о помощи, терпеть собственную неудачу. Вместо этого он обычно кричит, ругается и дерется. Его реакции так устроены, что он, скорее, изорвет тетрадь, чем признается, что задачка не получается. Именно поэтому Платону нужна регулярные занятия с АВА-терапистом. Они позволяют ему сдерживать эмоции, говорить, а не кричать.
Консилиум педагогов вместе с АВА-терапистом выработали целую стратегию действий, чтобы Платон смог почувствовать себя успешным. Например, учитель задавал ему заранее известный вопрос. За правильный ответ, за умение сдержать свои эмоции, за выполненное задание дома и в школе Платон получает жетон. За 10 жетонов – поощрение. Иногда – любимую картошку фри, иногда – полчаса игры на телефоне.
Система жетонов-поощрений – часть АВА-терапии. Она позволяет ребенку день за днем нарабатывать навыки, которые ему даются особенно тяжело. Учит его общению с детьми, поведению в обществе, умению соблюдать правила.
И если бы у него не было возможности ходить в обычную школу, новым навыкам негде было бы сформироваться. Простое общение с детьми, даже с сестрой, раньше давалось ему с трудом. Каково же было удивление мамы Татьяны, когда она узнала, что Платон познакомился в школе с девочкой старше его, да к тому же обсуждал с ней любимые мультфильмы.
«У нас наконец появились диалоги, – радуется Татьяна. – Раньше всё его общение со мной сводилось к коротким репликам «дай то, дай сё». А на днях он сообщил, что хочет приготовить нам яблочный пирог! При этом назвал и достал все необходимые продукты». До самого пирога дело пока не дошло, но успехи Платона действительно очевидны.
К концу учебного года он уже проводил в классе два полных урока, научился говорить «я расстроен», просить прощения, играть в «Имаджинариум» и настольный теннис. Такие простые, казалось бы, вещи Платону пришлось постигать с огромным трудом.
Занятия нельзя останавливать. Для Платона они – ключик к этому большому миру, в котором ему пока еще сложно общаться, следовать правилам, проявлять себя приемлемым образом.
Но мама растит Платона и Дашу одна. Со всеми пособиями она получает чуть больше 70 000 рублей в месяц. А чтобы полгода заниматься АВА-терапией в РОО помощи детям с РАС «Контакт», нужно заплатить 339 000 рублей.
Поможем им вместе?
Текст: Софья БАКАЛЕЕВА
Фото: Павел СМЕРТИН
Опубликовано 13 июня 2023 года
Как расходуются средства
Если не будет ваших возражений, положительная разница между суммой, достаточной для помощи по данному объявлению, и общей суммой поступивших пожертвований будет направлена на помощь другим нуждающимся в той же категории просьб.