В Алатырской детской школе искусств учится 800 детей. Два года назад здесь открылось отделение для детей с инвалидностью. Музыке, изобразительному искусству, декоративно-прикладному творчеству здесь обучается 24 человечка. Их программа шире, значительно шире, чем у остальных. Они учатся, например, наливать в стакан воду, включать и выключать свет, задувать пламя свечи. Учатся общаться. И – ни много ни мало – познавать окружающий мир, для большинства из них – чужой и незнакомый. Среди учеников – дети с ДЦП, синдромом Дауна, а в основном – с аутизмом и задержкой психического развития.
– Наша задача – не излечить их, а адаптировать к жизни, – говорит директор школы Надежда Александровна Тютина. – Расширяется круг общения – не только детей, но их родителей.
Большинство родителей присутствуют на занятиях вместе с детьми. За два года работы удалось добиться того, что некоторые дети с расстройствами, например, аутистического спектра, могут работать с педагогом один на один. Это большое достижение. Но еще важнее то, что сотрудникам Алатырской школы искусств удалось создать здесь большую семью.
– Проблемы детей с инвалидностью – это проблемы их семей, – продолжает Надежда Александровна. – Эти люди, как правило, замкнуты в своем мире, одиноки, им не с кем поделиться своим горем. А в школе – все вместе отмечают детские дни рождения, собираются за чашкой чая вместе с батюшкой, обсуждают больное, делятся радостями. В школе родилось что-то вроде родительского клуба – и это очень радостно.
Работают педагоги и психологи по системе Монтессори. Один из важнейших ее компонентов – так называемая «подготовленная среда». Все в окружении ребенка должно работать на его развитие. Каждое действие является упражнением. Каждый предмет – дидактическим материалом. Что значит – «познавать мир»? Мир – это цвета, запахи, звуки, формы, краски. Мир огромен и многогранен. Для обучения ребенка общению с ним существует специальный набор психолога «Пертра»
– Это деревянный комод с девятью выдвигающимися ящиками, – объясняет Надежда Александровна, – в каждом – предметы для развития определенных чувств. В одном ящичке – все разной формы, в другом – разных цветов и т.д. И все это, в конечном счете, работает на развитие речи ребенка. Сами понимаете, как это важно. На самом деле, это не просто комод, это наша мечта. Я видела его только однажды, в Москве, но цена для наших краев просто катастрофическая. 280 805 рублей за дидактическое пособие – это же уму непостижимо!
У меня, конечно, вертится на языке вопрос: а нельзя ли эту штуку попросить изготовить местных умельцев?
– Мы бы с радостью! – восклицает директор. – Но комод не так прост, как кажется на первый взгляд. Это же авторская разработка, тут нужны чертежи. А так, конечно, сделаем сами – мы же в лесу живем, – смеется она, – а там все из дерева!
Они и так все, что можно, сделали уже своими руками. Например, столик для рисования песком. Не так красиво и эффектно получилось, как на картинке, но работает же! Муляжи овощей тоже где-то раздобыли. Набор для различения запахов – так это проще простого! Натащили из дома флаконов разных, специй купили на рынке – вот и готово. А вот набор психолога «Пертра» так вот на коленке не сделаешь. Тут нужен совет профессионала, нужны чертежи.
– Если кто знает, как его можно купить дешевле, мы будем благодарны, – говорит Надежда Александровна. – Нам он очень-очень нужен.
А еще сотрудники школы просят нас купить стульчик для детей с ДЦП, который стоит 28 310 рублей. Детишки в группе разные. Многим очень трудно зафиксировать на чем-то внимание – и такой стульчик просто необходим, чтобы помочь им сконцентрироваться на занятиях.
Я не стану рассказывать о том, с какой любовью Надежда Александровна рассказывает о 24 учениках из особой группы. Ведь в этом нет ничего удивительного. Эти дети – члены большой семьи школы искусств – входят в нормальный мир. А нормальный мир – тот, где присутствует любовь, тот, где слабому и маленькому каждый хочет помочь, даже если нуждается он сейчас в вещи, без которой, как нам кажется, вполне можно было бы и обойтись. Дети из Алатырской школы искусств познают мир. Для этого мы с вами должны постараться сделать им шаг навстречу.
Нам нужно собрать 309 115 рублей (280 805 рублей стоит набор психолога, 28 310 рублей – кресло для детей с ДЦП). Если у вас есть какая-то другая возможность помочь школе приобрести набор «Пертра», сообщите, пожалуйста!
Как расходуются средства
Если не будет ваших возражений, положительная разница между суммой, достаточной для помощи по данному объявлению, и общей суммой поступивших пожертвований будет направлена на помощь другим нуждающимся в той же категории просьб.