«Будешь кушать?» – спрашивает мама трехлетнего Андрюшу. Раньше она подносила ложку ко рту, чтобы сын понял, что она хочет ему сказать. Теперь старается избегать жестов, чтобы Андрюша по словам понял, что она имеет ввиду.
Дело в том, что до двух лет Андрей не слышал. Совсем. «Мы замечали, что он не похож на других детей. В полтора года он не показывал на меня, и в ответ на вопрос «где мама?» просто молчал. «А где у тебя глазки? А где носик?» – тоже молчал, ничего не показывал. Но врачи говорили: «Подождите, подрастет».
В 1 год и 8 месяцев я сама забила тревогу, и ЛОР-врач в поликлинике посоветовал обратиться в центр слепоглухонемых у нас в Сергиевом Посаде. Там сурдолог и назначил нам исследование слуха в состоянии естественного сна. Вердиктом двух исследований была тотальная глухота».
Родители Андрюши были поражены как громом. Ведь сын оборачивался на громкие звуки, выполнял простые просьбы типа «Выброси обертку от конфеты». Оказалось: он приспособился. Громкие звуки определял по вибрации, просьбы – по мимике родителей.
А чтобы он начал распознавать звуки, нужно было срочно установить имплант. Кохлеарная имплантация – самый современный метод реабилитации детей с тотальной глухотой. Такую операцию делают бесплатно. Главное – получить квоту.
Накануне своего двухлетия Андрюша получил главный подарок – ему поставили имплант на одно ушко. Правда, первые, тренировочные, подключения для малыша всегда испытание. Андрюша громко плакал от испуга, пока специалист настраивал электроды. Его мозг никогда не слышал никаких звуков. И даже самый тихий звук был для него шоком.
Но постепенно он привык. Прошел год, и Андрюша утром сам теребит родителей, чтобы те подключили ему аппарат. Мама что-то говорит, мультик на экране шебуршит, стиральная машинка тарахтит – Андрюше теперь тоже интересно все это услышать.
«Я чуть не расплакалась, когда мы осенью шли с Андрюшей по парку, вдруг он услышал ворону высоко в ветвях и стал повторять за ней «Ка! Ка!» и размахивать руками. Это такое счастье, когда сын может слышать птиц!»
Но сам по себе аппарат не научит Андрюшу распознавать звуки и повторять их. Для этого нужны регулярные занятия с сурдопедагогом. На таких занятиях специалист учит различать внешние шумы и называть их. Дома Андрюша с мамой потом закрепляют знания: как течет вода из крана, как суп кипит в кастрюле, как стучит клавиатура, как работает блендер.
Андрюша учится соотносить звук с картинкой. Постепенно он учится произносить звуки и понимать те слова, которые произносят окружающие. «Это сти-раль-на-я ма-шин-ка. Она сти-ра-ет. Коф-та гряз-на-я – фу! По-ло-жим ее в сти-раль-ну-ю ма-шин-ку». Мама четко и внятно проговаривает все свои действия.
Но без регулярных занятий с сурдопедагогом Андрюша не сможет нагнать своих сверстников. А собственных средств в семье не хватает на регулярные занятия. Приходится заниматься раз от разу. Семья эвакуировалась из ДНР два года назад и пытается обустроиться в Сергиевом Посаде. Часть папиной зарплаты уходит на аренду квартиры. На остальные 70 000 рублей (вместе со всеми пособиями) нужно содержать семью с двумя детьми (3-летним Андрюшей и 13-летним Никитой).
Чтобы Андрюша мог целый год трижды в неделю заниматься с сурдопедагогом в ДЦ «Пути к успеху» Сергиева Посада, нужно заплатить 230 400 рублей. Стоимость 1 занятия – 1 600 рублей. Самой семье такую сумму не потянуть. Поможем им вместе?
Текст: Софья БАКАЛЕЕВА
Фото: Павел СМЕРТИН
Опубликовано 31.01.2025
Как расходуются средства
Мы полностью направляем на помощь людям все ваши пожертвования, перечисленные на просьбы о помощи. Из суммы вашего перевода вычитается только комиссия платежных систем, которые обслуживают денежные переводы и обеспечивают безопасность ваших данных.