Популярное нововведение
Коронация произошла всего лишь год назад. К тому же ее здорово омрачила трагедия на Ходынском поле. Ники (домашнее имя царя) записал в дневнике: «До сих пор все шло, слава Богу, как по маслу, а сегодня случился великий грех. Толпа, ночевавшая на Ходынском поле, в ожидании начала раздачи обеда и кружки, наперла на постройки, и тут произошла страшная давка, причем, ужасно прибавить, потоптано около 1300 человек!!»
А по неофициальным данным их было в три раза больше.
Очевидно, что требовались популярные нововведения. И в России приняли новый закон: «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности».
Нерабочими с этого момента стали все воскресные дни. Работодатель более не мог заставить своего работника трудиться в воскресенье. Но это не все.
В указе говорилось: «В расписание праздников, в которые не полагаются работы, обязательно включаются все воскресные и следующие праздничные дни: 1 и 6 Января, 25 Марта, 6 и 15 Августа, 8 Сентября, 25 и 26 Декабря, пяток и суббота Страстной недели, понедельник и вторник Пасхальной недели, день Вознесения Господня и второй день праздника Сошествия Святого Духа».
Еще в лучшем положении оказались чиновники. В список неприсутственных дней вошли Пасха и Светлая Седмица, все двунадесятые праздники, некоторые другие церковные праздники, например, день Усекновения главы Иоанна Предтечи.
В Польше выходные назначались на католические дни. Да и вообще, на территории всей огромной империи для представителей иных религий и конфессий выходные приводились в соответствие их церковному календарю.
Плюс светские праздники, а также объявленные выходными по Высочайшему повелению.
Если же выходные были для рабочего невыгодны – при сдельной оплате труда – он мог договориться с хозяином и работать полный или же неполный рабочий день. Этот закон был достаточно гибок, притом ориентирован явно на пользу наемных работников.
Из далекого прошлого
Традиция по воскресеньям отдыхать и возносить молитвы возникла с появлением христианства. Во всех славянских языках слово «неделя» (неділя, нядзеля, niedziela, neděle) обозначает именно последний день недели, воскресенье. Неделя – значит «не делать», от праславянского ne dělati.
А сама неделя называется седмицей.
Если же хозяин принуждал работать в воскресенье, то его могли и наказать. К примеру, в 1699 году Петр Первый засадил в тюрьму князя Оболенского, тот выводил крепостных по воскресеньям в поле.
При том же Петре, в 1722 году по воскресеньям запретили работать на фабриках – и казенных, и частных.
В 1741 году вышел регламент для суконных фабрик. В нем особо оговаривалось, что в субботу все работы завершаются в 12 часов дня, а в воскресенье вовсе не проводятся. В то время Российской империей официально правил годовалый Иоанн Антонович, но фактически всеми делами в стране заправлял Бирон.
И в 1744 году, уже при Елизавете Петровне мануфактур-контора приняла постановление, в соответствии с которым все работы на писчебумажных фабриках прекращались в субботу, за три часа до окончания обычного рабочего дня. И возобновлялись только в понедельник утром.
Правда, вводилось одно исключение – производство ассигнаций и бумаг для присутственных мест.
Манифест о трехдневной барщине
В 1797 году император Павел I выпустил Манифест о трехдневной барщине. В нем говорилось, что крестьянский труд в пользу помещика, царского двора или же государства не должен продолжаться более трех дней в неделю.
Там же оговаривалось, что такие дни никак не могут выпадать на воскресенье: «Повелевая всем и каждому наблюдать, дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам, тем более что для сельских издельев остающиеся в неделе шесть дней по равному числу оных в обще разделяемыя, как для крестьян собственно, так и для работ их в пользу помещиков следующих, при добром распоряжении достаточны будут на удовлетворение всяким хозяйственным надобностям».
А поэт Степан Руссов даже воспел это нововведение в оде:
Крестьян на тяжку призрел долю,
На пот их с кровию воззрел,
Воззрел и дал им полну волю
Свободным в праздник быть от дел;
Рассек на части их недели,
Чтоб три дня барщину потели,
А три дня жали свой загон;
Детей и сирых бы кормили,
А в праздник слушать бы ходили
Святой божественный закон.
Этот указ в 1853 году подтвердил министр внутренних дел Дмитрий Бибиков. Безо всяких изменений, просто чтобы помнили.
Очень особенный день
В воскресный день даже еда была другая – лучше. Чернышевский писал об одном из героев романа «Что делать?»: «Рязанский мещанин, жил, по мещанскому званию, достаточно, то есть его семейство имело щи с мясом не по одним воскресеньям и даже пило чай каждый день».
Это правило распространялось даже на дома людей зажиточных. Юрий Бахрушин, сын основателя Театрального музея, вспоминал: «В воскресенье у нас бывал „улучшенный стол« – курица, утка или поросенок, которых Татьяна покупала на базаре живыми и приканчивала их без особых хитростей и возражений. Но подобное блюдо среди недели неизменно вызывало непонятный для нас протест с ее стороны».
На воскресенья назначали базарные дни, всевозможные ярмарки.
Этот день недели даже вошел в имущественную амнистию московского генерал-губернатора Федора Ростопчина. Он объявил эту амнистию после изгнания французов из Москвы: «Все вещи, откуда бы они взяты ни были, являются неотъемлемой собственностью того, кто в данный момент ими владеет, и что всякий владелец может их продавать, но только один раз в неделю, в воскресенье, в одном только месте, а именно на площади против Сухаревской башни».
Именно по воскресеньям находилось время съездить в гости, побывать в театре, заглянуть в городской сад, на каток.
Но главное, конечно, – посещение приходской церкви. Ведь для многих это был не только дом молитвы, но и клуб общения, культурный центр. Вокруг нее часто вращалась вся общественная жизнь. Особенно в селах, рабочих поселках, небольших городах.
Сокращение рабочего дня
Одно время надзор за воскресным трудом был возложен на Церковь. Священников обязали докладывать об известных им случаях принуждения к воскресным работам. Затем эту обязанность переложили на губернские власти. Но следить с годами становилось все сложнее и сложнее. Особенно после крестьянской реформы.
Точнее, даже не следить – секретов-то никто не делал. Сам рабочий соглашался на такую каторгу. Ведь у ворот мануфактуры или же завода стояла убедительная очередь желающих занять освободившееся место. Тут уж не до воскресных досугов – приходилось как-то выживать.
Так что попытки навести порядок в этом деле предпринимались неоднократно. Но серьезный результат появился лишь после принятия закона 1897 года.
Кстати, в следующем, 1898 году состоялся еще один триумф гуманизма властей – ограничили продолжительность рабочего дня. Правда, его максимальная продолжительность все равно выглядит устрашающе – 11 с половиной часов. Просто до этого бывало и больше.
Радовало также то, что два часа из рабочего времени было выделено на обеденный перерыв. Обычно рабочие проживали компактно, в пешей доступности от своих цехов. Так что при желании можно было и часок вздремнуть. Что многие, кстати, и делали.
Гиляровский обвиняет
Увы, не все рабочие могли с умом распорядиться своим выходным днем. Гиляровский писал о Саратове: «По воскресеньям, если посмотреть с горки, всюду шевелятся круглые толпы орлянщиков. То они наклоняются одновременно все к земле – ставят деньги в круг или получают выигрыши, то смотрят в небо, задрав головы, следя за полетом брошенного метчиком пятака, и стремительно бросаются в сторону, где хлопнулся о землю пятак. Если выпал орел, то метчик один наклоняется и загребает все деньги, а остальные готовят новые ставки».
Но не бороться же с городским дном, сокращая время отдыха добропорядочных людей.
Зато по выходным винные лавки открывались в полдень. При том, что в рабочие дни – в семь утра.
Между тем, число выходных дней все увеличивалось. И не всегда решения принимались на уровне царя. Например, в 1910 году Московская городская управа ввела шесть выходных дней в месяц для трамвайных вагоновожатых. Лишние дни вводили многие заботливые фабриканты. Увеличивать продолжительность отдыха разрешалось – нельзя было его сокращать.
Газета же «Новое время» писала в 1906 году: «Рабочие булочной Филиппова за предоставленные им льготы и праздничный отдых решили торжественно благодарить своего хозяина и дали обещание, что больше никогда не станут бастовать». Все-таки большинство было способно оценить заботу по достоинству и с благодарностью.