Православный портал о благотворительности

Знаете, почему надо жить?

Этим вопросом задаются и на него отвечают герои польского документального фильма «Химия». Все они пациенты онкологического отделения Варшавской клиники. Но если вы подумаете, что фильм трагический, мрачный, то ошибетесь

Этим вопросом задаются и на него отвечают герои польского документального фильма «Химия». Все они пациенты онкологического отделения Варшавской клиники, их жизнь измеряется не столько часами и минутами, сколько процедурами и кубиками противоопухолевых препаратов в капельницах. Но если вы подумаете, что фильм трагический, мрачный, то ошибетесь. Это один из самых мудрых и утешительных фильмов недавно прошедшего 32-го московского кинофестиваля – как его игровой, так и документальной части.


Кадр из документального фильма Павла Лозинского «Химия»

Здесь смельчаков не бывает
Те, кто бывал в польских магазинах видео, обращают внимание, что серьезное документальное кино там часто стоит на самых видных полках. Для нас это удивительно. В России почти не знают современных документалистов, а в Польше всенародной любовью пользуются неигровые фильмы Марцеля Лозинского, Кшиштофа Кеслевского, Павла Лозинского.

На нынешнем московском кинофестивале новые работы режиссеров Лозинских, отца и сына, показывали одним сеансом. Отец представил 14-минутную пронзительную ленту о неисполнимых мечтах, о письмах, которые оседают в Отделении неотосланной почты в городе Колюшки, потому что на их конвертах написано только: «Маме и папе», «Небеса. Богу»… А сын в своей новой работе вторгся в область, которая окружена житейскими фобиями и зрительским неприятием, в палаты «ракового корпуса». Все привыкли, что больница – это запахи старости и смерти, раздраженные медсестры, отчаявшиеся люди. А Павел Лозинский обнаружил в там такую любовь и такую человечность, какие сейчас редко увидишь в кино – в куда более громких и помпезных проектах.

Режиссер-документалист Сергей Мирошниченко комментирует: «Ты смотришь эту картину и вдруг задумываешься о Боге и о том, как может быть силен человек, о том, как воспитаны люди в Польше, каков их внутренний мир. Там обычные люди, которые предстоят перед ужасом, умеют так разговаривать и общаться между собой, что за этим чувствуется многолетняя традиция веры. В них нет суеты, а есть такое благородство».
50-минутный фильм снят почти исключительно на крупных планах. Создателей фильма в нем самом обнаружить невозможно, ни не задают вопросов, не комментируют происходящее. Зрителю начинает казаться, что он незримым духом парит между говорящими.

«- У вас все готово к свадьбе?
– Да, только костюма еще нет. Жду, когда перестану худеть от химиотерапии».

«У меня боль началась в Страстную Пятницу… Если Христос тебя любит, то взваливает на тебя крест».

«Надо держаться до конца и еще один день… Вот этот наш боксер – сколько его раз его били, а он все выходит и выходит на ринг…»

Говорят о меланоме и лекарствах, об отрыжке и лейкоцитах, но и — о душе гитары, о надежде и вере. Выпадают волосы, но заметней становятся глаза. Очень редко так вплотную видишь лицо человека. Здесь самые разные люди: боцман, зеленщица, врач скорой помощи. Из их жизни выброшены все обычные сюжеты, исключительно важным становится просто разговор – именно сейчас, именно с человеком, который рядом.

«Мечтаю, чтобы отросли волосы. И борода».
«Я попросила главврача, чтобы дожить хотя бы до свадьбы сына».
«С такой болезнь смельчаков не бывает».

Может, для того и посылается испытание болью, чтобы люди поняли, как уязвимы их близкие, и начали разговаривать друг с другом, брать за руки, замирая, прислушиваться к дыханию. Чтобы почувствовали каждую обыденную секунду – с листьями на дереве и птицами над крышами клиники. Так знаете, почему надо жить? «Потому что каждый день разный», – отвечает один из героев фильма.

Есть ли в современном кино шедевры?
Да, и немало. Это доказывает документальная программа «Свободная мысль» — самая любимая зрителями составляющая Московского кинофестиваля. В ней традиционно собираются лучшие фильмы мирового документального кино за год, получившие «Оскар», «Эмми», европейский «Цезар», призы лучших неигровых фестивалей — Амстердама, Лейпцига и др.

« Мы стараемся, чтобы у программы каждый год было свое лицо, — рассказывает ее куратор режиссер-документалист Сергей Мирошниченко. — Она составляется как кинофильм, непохожий на то, что было раньше. В этом году явно заметна такая тенденция: люди перестали быть бессловесной тварью. Они участвуют в борьбе – за природу, за справедливость, они сознательно противопоставляют себя серой стороне нашей жизни. Много фильмов про ярких людей, способных что-то преодолеть, исправить, на что-то повлиять».

В этом году программа была сильно расширена по сравнению с предыдущими годами – показали 23 фильма. Не все они оказались равны по уровню мастерства, но все вместе продемонстрировали широкую панораму тех обжитых сегодня уголков мира, реальных и виртуальных, которые были совсем неизвестны людям раньше или закрыты для большинства.

Зрителям программы позволили поучаствовать в ночных бдениях в храме Гроба Господня в Иерусалиме, который на ночь запирают, как изнутри, так и снаружи. Провели за кулисы Парижской оперы. Показали, как с риском для жизни разбирают старые корабли со всего мира в Бангладеше. Познакомили с настройщиком роялей самой фирмы Steinway, очень симпатичным. (Например, он рассказывал про то, как всякая мелочь сказывается на звучании: «Мой помощник протирал рояль и принес мне шарик пыли: «Знаете, где я это нашел? — Где? — В самом резонаторе!!!– Немедленно иди и положи на место!»)
Всезрительское потрясение вызвал новый фильм знаменитого Жака Перрена (он продюсировал «Микрокосмос», снял «Птицы») – «Океаны». Это гигантский проект, на котором использовалась самая высокотехнологичная аппаратура и была опробована какая-то невиданная техника подводных съемок. Операторский и режиссерский шедевр. Не знаю, есть ли у кинопрокатчиков гриф «смотреть обязательно всем без исключения», но эту картину нужно запускать на широкий экран именно с таким призывом. Фильм открывает такие виды и так показывает самых фантастических обитателей «невесомой вселенной» океанов, что им, кажется, можно лечить от уныния и обучать дизайну и даже балету.

«С этого года на канале «Культура» шедевры программы «Свободная мысль» будут показаны на всю страну, — рассказывает Сергей Мирошниченко. — Мы долго пробивали этот проект. Мы будем демонстрировать картины, который имели наибольший успех у нашего зрителя во время показа, и обсуждать заявленные в них темы. Как это будет происходить, я не могу сказать – это ноу-хау. В мире такой передачи о документальном кино еще не было. Надеюсь, что удастся сделать все качественно, чтобы программа соответствовала уровню этих шедевров».

Андрей КУЛЬБА

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version