В Елизаветинском детском доме впервые прошла встреча воспитанниц с теми девочками, которые теперь взяты в кровные и приемные семьи. И те, и другие ждали этого дня очень долго.
«Нам хотелось, чтобы оставшиеся в детском доме девочки увидели счастливые лица своих подруг и поняли, как семья меняет человека в лучшую сторону, – комментирует встречу директор Елизаветинского детского дома Наталья Кулавина. – Увидеться после разлуки – это очень важно».
Раньше девочки жили вместе, одной большой семьей, но потом кто-то из них нашел себе приемную семью или вернулся в родную. Расставание неизбежно. Горечь от него, конечно, примешивается к радости обретения новых родителей. Многие дети боятся идти в новую семью – и это косвенное признание того, что детский дом на время стал для них настоящей тихой гаванью, окружил заботой, помог собраться с силами для большой дороги длиной в целую жизнь.
«У наших девочек хорошие воспоминания о детском доме, – продолжает Наталья Кулавина. – Они же знают: мы не виновны в том, что они сюда попали».
А ведь выпускники многих детских домов, случается, бывают обиженными и злыми на протяжение многих лет. Это происходит потому, что их долгое время обманывают. Для детей и особенно подростков такое отношение – признак неуважения к ним.
Сейчас в Елизаветинском детском доме 17 воспитанниц. На встречу с ними приехали 6 девочек со своими приемными и кровными родителями. Уже в первые минуты встречи стало понятно, как сильно девочки скучали друг по другу и по своим наставникам. Обнимались со всеми, начиная с директора и педагогов и заканчивая подругами.
«Представляете, теперь у меня есть свой собственный телефон, и там в списке абонентов есть мама!» – рассказывала Маша, одна из бывших детдомовских воспитанниц. С Машей все спешили поделиться новостями и сфотографироваться, как с настоящей звездой. И трудно было не заметить, что ее глаза светились счастьем.
«Маша всего четыре месяца в семье, а такое чувство, что нас посетил совсем другой ребенок, – говорит координатор детских домов службы «Милосердие» психолог Елена Лутковская. – Раньше сам вид Маши вызывал у нас жалость: хотелось обнять, накормить, посадить в уголочек, а теперь все иначе». Елене Лутковской тем временем тоже бросались на шею девочки разных возрастов.
Духовник службы «Милосердие» епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон благословил собравшихся и открыл праздник. Он искренне порадовался за воспитанниц, взятых в семьи.
Все были так рады встрече, что с трудом сдерживали эмоции.
Потом был совместный просмотр презентации о девочках Елизаветинского детского дома. На слайдах перед зрителями предстали практически все воспитанницы которые когда-либо находились в стенах этого дома. Многие из них давно нашли семью, часть вернулась к кровным родителям. Владыка Пантелеимон и Наталья Кулавина находили добрые слова о каждой девочке. А воспитанницы, смущенно переглядываясь, смотрели на себя со стороны.
Педагоги и воспитанницы разыграли спектакль, где чередовались музыкальные номера, чтение стихов и даже инсценировки сказок. Воспитатель Анастасия Сирота в образе живого дерева.
Впереди о.Тихон Кречетов духовник детей. Веселая атмосфера не покидала пришедших на праздник.
Вокально-интструментальное произведение на латыни.
Наталья Кулавина, директор Елизаветинского детского дома.
Пока девочки весело общались, нам удалось поговорить с их новыми мамами.
История Анны, вузовского преподавателя английского языка, началась с горя. У нее погиб старший сын. Детей для усыновления не искали. «Господь одним движением делает сразу десятки дел, – говорит Анна. – Когда ушел сын, наша семья воцерковилась. Муж крестился. Мы обвенчались. Начался совершенно новый этап жизни. Я преподавала английский язык в школе и в ВУЗе. Из школы я ушла, потому что сил не стало хватать. Зато стала добровольцем в Елизаветинском детском доме – начала заниматься английским языком с детьми. Это же моя профессия. Сначала усыновлять никого не планировала. Потом увидела здесь одну девочку, которая тронула мое сердце и вывела из состояния беспросветного горя. Но у девочки оказались в наличии кровные родственники. В конце концов ее забрала в семью родная сестра».
Что оставалось делать Анне? Она окончила Школу приемных родителей, верила, что рано или поздно маленькое счастье найдется. По-прежнему искала. Анин муж очень нервничал: он не понимал, как можно вот так просто ходить, смотреть и выбирать ребенка. По росту, весу, по цвету волос, глаз? А у Анны почему-то была полная уверенность, что Господь все устроит. И вот однажды из Центра семейного устройства позвонили и сказали, что для нее и ее мужа есть девочка. Будущие родители пришли знакомиться – и скоро у них появилась маленькая Наташа. Владыка Пантелеимон благословил общаться с девочкой постепенно. Так прошло лето. А потом Наташу забрали.
У девочки тяжелая судьба. Ее младшую сестру быстро удочерили, а Наташе комиссия в доме малютки поставила диагноз «умственная отсталость». Но ей повезло, у нее оказалась очень бойкая и любящая крестная, которая добилась перевода девочки из государственного коррекционного детского дома в частный православный детский дом.
Анна до сих пор под впечатлением. «Это беспрецедентный случай! – утверждает она. Писали письма патриарху. Было много трудностей. Но независимая комиссия сказала, что никакой умственной отсталости нет. Есть только задержка психического развития».
За год пребывания в семье Наташа научилась читать и писать, прибавила в весе и научилась общаться. У нее значительно улучшилась речь. По финальному тестированию фонда «Здесь и сейчас» выяснилось, что Наташа может поступать в общеобразовательную школу. Что и было сделано. Психолог из Елизаветинского детского дома продолжает сопровождать эту счастливую семью. Наташа все больше адаптируется. Ходит в фольклорный коллектив, поет, танцует, играет на свирели. А еще посещает воскресную школу и поет в хоре. Перспективы у девочки очень хорошие.
Семнадцатилетняя Катя была просто душой вечера. Она всем рассказывала о новой семье, где живет уже около года. Ее приемная мама, недавно стала матушкой и… многодетной мамой. Матушка Ирина с мужем давно хотели взять детей. Однажды им позвонили из органов опеки и сказали, что для них есть ребенок – маленькая девочка Ксюша. Пара будущих родителей восприняла это как дар Божий. Потом позвонили с просьбой взять маленького мальчика. Ирина с мужем опять согласились, но узнали, что у Тихона есть старшая сестра. Это изменило ситуацию: ведь разделять брата и сестру ни в коем случае нельзя. И тогда с легким сердцем поехали знакомиться и с Катюшей.
«Она мне понравилась с первого взгляда, – рассказывает Ирина. – Я как увидела ее идущей по тропинке в Марфо-Мариинской Обители, поняла: она – наша. Катя очень хотела в семью, а это не со всеми подростками бывает. Да ей и говорили, что шансов практически нет. Но Катя великая молитвенница, что, кстати, большая редкость для подростка. Теперь я часто думаю: что бы я делала без Кати! Я могу спокойно оставить с ней двоих младших деток, когда уезжаю на учебу. Катя отводит малышей в сад, ухаживает за бабушкой».
В детском доме у Кати были проблемы с учебой, но сейчас они преодолены. Оказывается, Катюша всегда мечтала стать экскурсоводом, и в этом году с радостью поступила в туристический колледж. И хорошо учится.
Катя как будто бы принесла новым родителям кусочек благодати. Жизнь пошла в правильную сторону. Иринин муж в январе принял диаконский сан. В перспективе – священство. Это большое счастье.
В завершение вечера воспитанницы говорили по душам и фотографировались с любимыми преподавателями, с директором детского дома Натальей Кулавиной и друг с другом. Им снова пришлось расстаться – ведь детский дом должен быть только временным пристанищем. Но расстаться лишь затем, чтобы снова увидеться.
Как там было у классика?
Значит, нету разлук.
Существует громадная встреча.
Значит, кто-то нас вдруг
в темноте обнимает за плечи,
и полны темноты,
и полны темноты и покоя,
мы все вместе стоим над холодной блестящей рекою.
За сценой.
Воспитаницы подготовили стихи о дружбе.
Сестры Марфо-Мариинской обители.
Все к столу! После концерта всех ждало праздничное угощение.
Хороводы и игры во второй части программы – и для взрослых радость.
Александра Аракелова, директор Свято-Димитриевского детского дома (слева) и координатор детских домов «Милосердия» Елена Лутковская.
Соревнования продолжаются. Кто сделает «лучшую скатерть»?
Танцуют все!