Православный портал о благотворительности

«Зла нет, есть злые»: протоиерей Максим Первозванский – о том, как замечать и побеждать зло в себе

Cегодня, когда в мире так много зла, кажется, что бороться с ним нужно особенно ожесточенно. Что мы, как христиане, можем противопоставить злу? Пожалуй, только способность замечать зло в себе и стараться избавиться от него

Фото Кирилла Каширина

О том, как замечать и побеждать зло в себе, и о том, поможет ли это приумножить количество добра в мире, мы решили поговорить с протоиереем Максимом Первозванским, клириком храма 40 Севастийских мучеников в Спасской слободе. Предлагаем вашему вниманию видеозапись беседы и краткие выдержки из нее.

Материал продолжает серию публикаций по мотивам онлайн-встреч со священниками, которые портал «Милосердие.ru» проводит для своих читателей.

Какое во мне может быть зло, ведь в целом я неплохой человек?

«Ну какие же мы хорошие люди! Мы плохие, мерзкие, подлые, гадкие, самолюбивые. Недавно опубликовали статистику – 80% людей разводятся. Если посмотреть объективно, ничего хорошего в нас не наблюдается.

Но дело в том, что зла как такового не существует. Когда человек уклоняется от добра и от Бога, в этот момент и возникает зло. Зло своей собственной сущности не имеет. Можно говорить, что зло – это отсутствие добра, но это не совсем корректно. Зла нет, есть злые. Священное Писание нам прямо говорит: „Нет праведного ни одного«. Вопрос только в том, насколько мы служим злу, насколько мы являемся активным или пассивным участником этого процесса. Для постороннего наблюдателя мы можем быть белыми и пушистыми, а на самом деле – провокаторами, интриганами, кого-то подначивать – и все это может быть оправдано какими-то высокими словами. Помните, как в фильме „Покровские ворота« Маргарита Павловна вела себя с Хоботовым?

Впрочем, не надо говорить себе: „Я плохой«, равно как и гордиться тем, что вы – хороший. Любой психолог вам скажет об объективной самооценке, но в духовной традиции мы должны уклоняться от того, чтобы себя оценивать, потому что дело это неблагодарное. Как только мы начинаем себя оценивать, мы либо будем скатываться к самолюбованию, либо к унынию, отчаянию. Попытка напрямую воспроизвести формулировку аввы Дорофея „я хуже всех« в практике современного человека ни к чему хорошему не приведет».

Как разглядеть в себе зло, каким оно может быть?

«У нас есть объективный камертон – это заповеди Божьи: не убий, не укради и так далее. Кроме заповедей Божьих есть учение о страстях, по ним мы тоже можем видеть, насколько зло укоренилось в нашей душе и какая страсть в данный момент нами обладает.

Например, чревоугодие – в его основе лежит естественная потребность в еде, но в пост мы можем увидеть, насколько мы зависимы от еды. Сребролюбие – сейчас мы видим процессы, связанные с событиями на Украине, у нас есть страхи, ожидание собственной бедности. Блудные страсти – мы же можем это рефлексировать, замечать за собой. Гнев – тоже страсть, самой простой бытовой его формой является раздражительность. Гнев живет в нас, повод ему не нужен.  Тщеславие – караул, какая страсть! Что о нас думают люди – как мы от этого зависим!

Печаль, уныние – самый страшный современный грех. Я вроде сижу, никого не обижаю, просто унываю, а ведь это тоже зло, причем одно из самых страшных, потому что следующим шагом может стать отчаяние, когда нет надежды».

Если мои грехи повторяются, я становлюсь хуже?

«У меня есть прихожанка, которая регулярно и искренне кается в том, что постоянно ругается с кассиршами в магазинах. Значит ли это, что зла в ней каждый раз становится больше? Нет, но это регулярное повторение греха в ней включает какой-то сценарий, и тут надо разбираться, что там происходит, почему это так цепляет. Просто живет в ней это зло, она его когда-то впустила. Не обязательно количество перейдет в качество и она станет более злая. Но каждый раз через эту ругань она умножает количество зла в мире, а дальше оно расползается, возникает этакий эффект домино.

В какой-то период жизни я вдруг почувствовал, что иногда наши поступки могут вызвать последствия вселенского масштаба. Вот Гаврило Принцип убил эрцгерцога, и началась Первая мировая война. Сам по себе этот человек совершил тяжкий грех, но ведь и до него, и после террористы убивали людей, но не было таких страшных последствий. Если я где-то с кем-то поругался, дальше это может привести к непоправимым последствиям. Мир был бы другим, если бы я не разозлился».

Как победить гнев и раздражение?

«Святые отцы говорят: „Начало безгневия – молчание уст«. Для начала – прищепку на рот. Гнев так устроен, что он зарождается внизу и поднимается вверх, начинает нас душить и в конце концов вырывается наружу, мы орем. Путь борьбы с гневом и раздражительностью – замолчать. Мне помогает, на некоторое время хватает. Замолчи, выйди в другую комнату, читай Иисусову молитву. Но раздражительность имеет некую опору в нашем теле и душе, ее часто вызывает истощение наших сил, то, что сейчас называется „не в ресурсе«. Так что в первую очередь надо отдохнуть, восстановить свой ресурс. А потом, если все равно не помогает, – закрой рот.

Бывает, что человек внешне соблюдает приличия, а внутри кипит, ругается про себя. Тогда включается борьба с помыслом гнева. Сделать это можно, во-первых, с помощью Иисусовой молитвы, во вторых – оправданием того, на что или на кого ты гневаешься, жалостью. Даже Гитлера можно пожалеть! У него была сложная мама, а в молодости его отравили ипритом, человек был нездоров.

Одна школьная учительница сказала мне потрясающую фразу: „Нет трудных детей, есть дети, которым трудно«. Перефразируя ее, можно сказать: нет плохих людей, есть люди, которым плохо. Вот Гитлеру было плохо, а дальше Господь почему-то попустил, чтобы он свой гнев реализовал в жизни, и погибли миллионы».

Можно ли вытеснить зло добром?

«Апостол Павел прямо говорит: „Побеждай зло добром«. Я согласен: противопоставьте гневу и злу – любовь и жалость. Жалость не сверху вниз, а с пониманием того, что ты сам ходишь в двух шагах от подобных грехов – гнева, ненависти и даже желания убивать. Знаете, как можно жалеть самых гадких злодеев? Мне кажется, пожалеть их очень просто: они же в ад попадут, бедные! Не может христианин никому такого желать. Любое пожелание ада другому человеку – не христианское, а раз не желаем, значит, жалеем, и за это можно зацепиться.

В одном из псалмов сказано: „Уклонися от зла и сотвори благо«. То есть борись со злом и делай добро по максимуму, все, на что ты способен. Психологи нам сказали, что очень важно делить ответственность, то есть понимать, за что лично ты отвечаешь. Выражаясь церковным языком, надо четко понимать границы своего рая и его возделывать. Есть ты, твои ближние, твоя работа и служение – занимайся этим. Борись со злом в себе, твори добро по мере сил, хотя бы чуть-чуть. И уже добра в мире станет больше, а зла – меньше. Ну и молись, конечно, потому что каждый раз, когда мы молимся, мы пытаемся Бога в наш грешный и злой мир пригласить с неба».

Есть люди, которые полностью победили в себе зло?

«Знаете, это было одним из моих главных разочарований. Что люди, которых я считал почти святыми, они и были святыми настолько, насколько это возможно в нашем грешном мире, но в них все равно время от времени что-нибудь да прорывалось. Когда я был молод, для меня это было разочарованием. А потом я просто понял, что любой человек грешен, „всяк человек ложь«. В каждом из нас все равно окончательной победы над злом не происходит. И только с Божьей помощью и Его милостью можно разрешить эту проблему. А Господь действует через людей, в том числе через плохих, злых, мерзких и гадких. И это утешает, обнадеживает. Не надо искать святых людей или думать, что ты станешь святым. Лучше мы не станем, не надейтесь. Но Господь может оказаться ближе, помочь нам Своей силой. Не мы станем лучше, Он преодолеет своей силой и благодатью какие-то страсти».

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version