Одри Хепберн. Жизнь, рассказанная ею самой: Признания в любви. М.: Яуза-пресс, 2012.
В нынешнем году, накануне 20-летия со дня смерти, вышла книга воспоминаний величайшей актрисы минувшего века – Одри Хепберн. И хотя ее биография вполне известна, несмотря на желание актрисы жить закрыто от прессы, замкнуто, в окружении лишь очень близких и преданных друзей, новая книга, написанная самой Одри, отличается от того, что мы знали о ней.
Она начала писать воспоминания о своей жизни за три месяца до смерти – осенью 1992 года актрисе был поставлен диагноз рак, ей сделали две операции, но они не дали результата. Из больницы Одри Хепберн вернулась в свой дом, где и умерла в конце января 1993 года. Книгу, которая сейчас передо мной, писал человек, который уже готовился перейти в иной мир. Она знала не только то, что неизлечимо больна, но и то, сколько ей отпущено. И за каждый день этого последнего периода жизни она благодарила. Свои воспоминания актриса посвятила не сведению счетов, не осуждению, не скрытой зависти к тем, кто «остается», не «перемыванию костей» звездам Голливуда, к которому относилась довольно критично, а благодарности – Богу, жизни и всем людям, которые были с ней рядом в течение всего земного пути. Практически в каждом она видела только хорошее.
Одри Хепберн, которую мы любим за роли в «Римских каникулах», «Как украсть миллион», «Моя прекрасная леди», и в фильмах, и в жизни отличало не просто обаяние, природный шик и умение одеваться, а искренняя доброжелательность ко всем без исключения людям. Этим отношением ко всем окружающим, к лучшей подруге – Софии Лорен, к Юберу Живанши, к партнерам по кино пронизаны все мемуары, может быть и не высоколитературные, но очень живые и заставляющие прочитать книгу на одном дыхании.
Одри Хепберн родилась в 1929 году в семье голландской аристократки и крупного английского чиновника. Жизнь родителей всегда была тайной актрисы, их связь с Гитлером – именно национал-социалистическими взглядами отца и неприятием их матерью Одри объясняет их развод. С 1935 года будущая актриса с матерью и двумя братьями жила в Нидерландах, именно здесь застало их начало Второй Мировой войны. Голод, холод, бомбардировки, на улице расстрелян дядя, брат находится в концлагере, мать пытается помогать участникам Сопротивления.
Однажды Одри было поручено передать записку английскому парашютисту, скрывавшемуся от врагов в лесу, она положила ее в туфельку и фашистский патруль, на который девочка наткнулась, не стал ее обыскивать – ребенок не вызвал подозрений. Вспоминая этот период детства, она пишет о том, как в одну из военных зим от голодной смерти их спасли луковицы тюльпанов, найденные в подвале дома, они варили их и ели.
Позднее актрису пригласят сыграть роль в фильме, поставленному по «Дневнику Анны Франк». Именно такой девочкой, такого же возраста в той же самой Голландии была Одри во время войны. Но играть в фильме она отказалась. Она объяснила отказ так: «Я не хочу наживаться на святости».
Каждая глава книги посвящена какому-то значимому для актрисы фильму. Первая крупная роль в кино – принцесса Анна в фильме «Римские каникулы» – принесла Одри Хепберн известность, популярность и «Оскара». Чудесный фильм с замечательными актерами и, как его называет сама Одри, «божественным» Грегори Пеком. Затем будут другие роли, но одной из самых важных она называет роль монахини в фильме «История монахини»: сложный, неоднозначный, многоплановый характер, борьба с обстоятельствами и поиск Бога. Но самое удивительное, что сейчас, зная, как сложилась дальнейшая судьба актрисы, видишь, как какие-то будто бы «случайные» обстоятельства ведут человека к определенной цели. Образ монахини, уехавшей в Конго, к больным детям, прокаженным, к тем, о ком цивилизованная Европа не хотела знать, в конце жизни стал реальностью для актрисы, а не только ролью в кино.
В последние пять лет своей жизни Одри стала послом доброй воли ЮНИСЕФ. Используя свою известность и популярность, она поставила своей целью привлечь всеобщее внимание к проблемам самых бедных регионов Земли. «Ты сделаешь благотворительность модной», – сказал ей как-то ближайший друг Юбер Живанши, благодаря которому мы восхищаемся «стилем Одри», и оказался прав. Если сначала актриса просто давала интервью, участвовала в пресс-конференциях, посвященных проблемам бедности, голода, болезней, со временем ей показалось, что этого слишком мало. Она решила воочию убедиться и увидеть собственными глазами жизнь тех, о ком она рассказывает. Буквально в последние дни жизни Одри описывает свою работу в ЮНИСЕФ, свои поездки в Африку, страны Южной Америки. Постоянная засуха, непрекращающейся голод и дети, которые будучи подростками, выглядят как пятилетние.
Актриса уже видела эти страшные картина во времена своего детства, она знала и о голоде не понаслышке, но тогда шла война. В 1980-1990-е годы положение многих миллионов людей на планете было таким же, как и во времена гитлеровской оккупации. «Мы должны помочь детям!» – призывала актриса на всех благотворительных мероприятиях и показывала страшные фотографии.
На одной из подобных встреч одна дама спросила: «Почему они рожают детей, если так страшно живут? И почему мы должны кормить их?» Одри Хепберн, которая всегда мечтала иметь много детей, которая ради своих мальчиков готова была пожертвовать и славой, и карьерой, сумела ответить на это вопрос так, что задававшая этот вопрос женщина в конце вечера подошла к ней и пожертвовала свое кольцо с бриллиантами.