Ведущий – священник Алексий Уминский: – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II – не только Глава Русской Православной Церкви, не только Патриарх всея Руси, но и епископ города Москвы. У Его Святейшества есть помощники. Самый ближайший его сподвижник – викарий Московской епархии, архиепископ Истринский Арсений. Сегодня мы поговорим с ним о церковной жизни столицы.
Здравствуйте, владыка. Благословите.
Архиепископ Истринский Арсений: – Приветствую вас. Бог Вас благословит.
– В первое воскресение сентября – церковный праздник Собор Московских святых. И в этот же день празднуется день города. Это случайное совпадение?
– Если случайное, то очень хорошее. А если специально спланированное, то это очень неплохое установление. Должен сказать, что московское духовенство на это уже среагировало. И в районе Бибирево строится храм Собора Московских святых. Можете съездить посмотреть, уже цокольный этаж выведен.
Сюжет: Церковная жизнь Москвы
На северо-востоке Москвы, среди многоэтажек Бибирева, к 2008 году вырастет грандиозный храм. За его строительство взялся православный приход храма Преподобного Сергия Радонежского, что на Костромской улице. По проекту новый храм будет гораздо больше своего старшего собрата, и сможет вмещать тысячи верующих, что особенно актуально для районов-новостроек. Самый новый храм столицы будет посвящен Собору Московских святых. Уже возведен цокольный этаж, и после чина малого освящения в нем начаты богослужения.
А самый древний храм Москвы – Спасский – в Андрониковом монастыре. Ему более 600 лет. Обитель строил один из учеников Преподобного Сергия Радонежского, а расписывал храм знаменитый Андрей Рублев.
До революции Москву называли «Сорок сороков». Тогда в ней было более тысячи храмов. После октябрьского переворота более половины из них оказались полностью разрушены, а большинство остальных пришли в упадок.
Сейчас в Москве около семисот православных церквей и часовен и 10 монастырей. Храмы открыты при многих московских больницах, в воинских частях, в тюрьмах и даже на шести московских вокзалах построены храмы-часовни.
Самый большой собор Москвы и всей Русской Православной Церкви – храм Христа Спасителя. Он был построен в XIX веке в честь победы России в войне 1812-го года. Строился тогда он сорок лет, в 1931 году был взорван. Теперь храм восстановлен, всего за пять лет, в 2000-м.
В Москве можно получить духовное образование. Высшее – в Московской духовной академии, в Свято-Тихоновском университете и Иоанно-Богословском институте, а среднее – в четырех семинариях. Кроме того, в Москве действует более 20 православных гимназий.
30 московских православных издательств выпускают 15 газет и журналов, десятки тысяч книг и календарей. Из Москвы вещают православные радиостанции и выходят еженедельные телепрограммы «Слово пастыря», «Русский взгляд» и «Православная энциклопедия».
С каждым годом увеличивается число прихожан московских храмов. Только в Елоховском соборе на праздники причащаются до полутора тысяч человек. По данным Московской Патриархии в прошлом году более пятидесяти тысяч москвичей приняли Святое Крещение, что на пять тысяч больше, чем в предыдущем, пять тысяч пар обвенчались.
– Владыка, Вы уже 15 лет являетесь викарием Московской епархии, Вы «правая рука» Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Что изменилось за 15 лет в делах управления приходамии? Какой была православная Москва в начале 90-х и какая сейчас?
– Православие не навязывается, а приобретается трудом каждого человека, его желанием и стремлением приобщиться к той традиции, которая идет от его праотцов, дедов, матерей. Слава Богу, что за эти годы священнослужителям нашего первопрестольного града удалось создать монастырские и приходские общины, которые Свидетельствуют о вере всему миру и в частности нашим согражданам. В период формирования приходских общин священнослужители смогли в них найти своих добрых помощников. Каждая община имеет свой почерк или характер, все преуспевают в разных направлениях. Даже Вы, начав служение в пределах областной епархии , в одном из храмов Московской области, по каким то причинам перебрались в Москву и совершаете здесь свое служение: один из беднейших храмов Живоначальной Троицы в Хохлах поднимаете к жизни. У Вас тоже создалась прекрасная община, которая наполнила храм, и Вы не один там теперь.
– Действительно так. В Москве больше 1000 священнослужителей. Священники, которые служат в Москве должны обладать особыми качествами, определенным уровнем знаний. По каким качествам вы подбираете клир для города Москвы?
– Москва – город на который все смотрят и берут с него пример. Практическая школа священства во всех приходах и монастырях находится под пристальным вниманием Святейшего Патриарха, потому что с московских священнослужителей будут брать пример в других епархиях и регионах. Поэтому и требования гораздо выше и строже, чем в других местах.
– 10 лет назад главной задачей для нас было вернуть и восстановить разрушенные храмы. А в чем главная задача Церкви и священников сегодня?
– Для нас является главным то, что священник свободно проповедует на те темы, которые способствуют духовному совершенствованию человека, которые побуждают человека к наблюдению своего жизненного пути и призывают критически отнестись к поступкам, которые отдаляют его от Бога.
Второй момент, это возможность занятия с детьми, которых приводят родители или родственники, и мы уделяем им внимание. Мы не принуждаем детей молиться, но стараемся дать им те знания, которые будут способствовать им в жизненном процессе. Необходимо констатировать тот факт, что в сегодняшние семинарии приходят бывшие воспитанники воскресных школ и получают образование, чтобы впоследствии в какой-то мере стать нашей сменой.
– Мой дьякон, который недавно рукоположен, выпускник православной гимназии, где я же его и учил.
Вернусь в историю. Было время, когда крестили только младенцев. Потом, когда церковь получила свободу, пошли креститься все желающие. И крестили действительно всех, без подготовки. И в результате у нас 80 % называют себя православными, а по настоящему церковных людей – гораздо меньше. Владыка, ведется ли сейчас подготовка к Крещению, как сделать, чтобы приход в Церковь был у людей осознанным, чтобы они оставались в Церкви ?
– Приходы, которые можно назвать стабильными, где общины уже сформировались, там конечно возможно создать курсы катехизации для принимающих Святое Крещение. В старинных же приходах, где всегда просто крестили людей, совершали таинства или чинопоследования, восстановить это очень сложно. Проблема существует. Не хотелось бы, чтобы человек просто как бы отметился, и потом мы его для Церкви потеряли. Мы работаем над тем, чтобы это устранить.
– Есть ли такие приходы, где ведется подготовка к крещению? Где наши телезрители, заинтересовавшись этим вопросом, могли бы пройти такую подготовку перед крещением.
– Нужно обратиться в храмы, которые возглавляет протоиерей Димитрий Смирнов – храм святителя Митрофана Воронежского, Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и многие другие, в которых он настоятельствует, ведет духовную жизнь и руководит приходами; храмы, в которых служат священнослужители Свято-Тихоновского университета.
– Владыка, Святейший Патриарх Алексий II не раз обращал внимание духовенства, что часто многих людей, которые только стали приходить в Церковь, отталкивает от храма грубость обслуживающего персонала или даже священников. Как облегчить современному человеку приход в Церковь, что то меняется?
– Да, конечно, людям, которые переступают порог храма делаются замечания. Но есть традиции, которые надо уважать. Если за рубежом при входе в мусульманскую мечеть или мавзолей, или буддийский храм нам предложат снять обувь, никто не станет возражать.
У нас тоже стали вывешивать информирующие таблички с перечеркнутыми телефоном, собакой, женскими брюками – всем, что не дозволено в храме.
– Я даже встречал перечеркнутый пистолет.
Архиепископ Истринский Арсений: – И такое может быть. Традиции нужно соблюдать. Но по большому счету это зависит от настоятеля. Если он, как глава общины, проводит беседы и требует от своих подчиненных соблюдения некоторых правил, то это происходит. Например, приход храма Всех Святых на Соколе ранее напоминал по своим богослужениям вокзал, так там было шумно. Слушали и молились только впереди, а дальше люди постоянно передвигались по храму. Но с назначением нового настоятеля храм преобразился и внешне и внутренне по своему духовному колориту. Во время богослужений – тишина и высокий молитвенный настрой. Таким образом подтверждается тезис, что все зависит от настоятеля храма.
– В Москве по статистике более 500 приходов. Большой город – большие проблемы. И церковь не стоит в стороне от этих проблем. Скажите, а существует ли какая-то специализация приходов, общин?
– Несколько комиссий создано при Епархиальном совете, которые действуют в различных направлениях: по тюрьмам, больницам, домам престарелых. У одних деятельность более успешная, у других получается с некоторым трудом. Нужно сказать «спасибо» отцу Аркадию Шатову. Он возглавил Комиссию по социальному служению, и о деятельности этой комиссии идут только добрые отзывы. Он такую активную деятельность развернул, что создал в каждом благочинии группу священнослужителей, которые в этом направлении трудятся. В любой критической ситуации проходило не более 3 часов, как он с группой священнослужителей оказывался рядом и помогал людям, раненым или врачам – оказывал духовную помощь. Дела сами за себя говорят.
Комиссия по тюрьмам, которую возглавляет владыка Александр, поспособствовала восстановлению и даже строительству новых храмов в местах заключения. Группа священников создали на юго-западе Москвы несколько футбольных команд из учащихся воскресных школ и проводят матчи, путешествуют, ставят спектакли по вере. Удивляюсь и радуюсь, как это все у них получается!
– Дел много, а хватает ли священников в Москве?
– То, что уже сделано, это почти ничего не сделано! Закон говорит, что десять человек могут уже образовать приход. Давайте посчитаем, сколько священников нужно: В Москве около 700 храмов. В обычное воскресенье в каждый храм приходит около 1000 человек. Это 700 000. Ко всем другим конфессиям принадлежат примерно столько же людей. Вместе получим около полутора миллионов человек, которые находятся в храмах, независимо от конфессии. Еще примерно полтора миллиона оставим на атеистов. Следует задать вопрос, где еще 7-10 миллионов человек? Они не переступили порог храма. И это поле деятельности для каждого из нас. Поэтому храмы должны быть открыты. Для каждого человека в любую минуту должны быть открыты двери Дома Божиего, это главное. Слава Богу, в наших храмах все время горят свечи, не батюшки же их зажигают. Это показывает, что в храм постоянно приходят люди. Святейший Патриарх требует, чтобы в храме все время был дежурный священник, который мог бы ответить на любой вопрос. В тех приходах, где это требование выполняется, все идет хорошо.
– В былые времена Православная Церковь посылала своих миссионеров в самые отдаленные уголки планеты, чтобы просвещать верой Христовой разные народы и племена. Сейчас обратный процесс – эти народы и племена пожаловали к нам, в Москву. Как, по-вашему, должна ли Церковь вести миссионерскую проповедь среди них? И как это можно было бы сделать?
– Просто ораторской деятельностью мы этих людей не завоюем. Нам нужно узнать интересы, начать говорить на одном языке с этими людьми. Миссионеры изучали культуру, врастали в быт, а потом преподавали светоч христианского учения. Тогда проповедь была успешная.
– Спасибо, Владыка, что Вы нашли время для беседы в нашей программе. Позвольте Вас поздравить с праздником Всех Московских святых и с днем нашего первопрестольного града.
– До свидания
Видеозапись телепередачи «Православная энциклопедия» от 03 сентября 2005 года (формат WM9 – 256Kbps – PAL, 25 мин., 53 Mb, разр. 320х240) можно скачать здесь.