Количество психических расстройств в мире растет с каждым годом. Тревожащие новости, природные катаклизмы, проблемы в отношениях с близкими — все это лишает нас радости, душевного мира, а порой и физических сил. Психиатр, специалист по лечению зависимостей, доктор богословия протоиерей Григорий Григорьев предлагает простой вектор для движения вперед.
Один больной десять тысяч здоровых убедит
— Уже два года длится пандемия. Многие потеряли работу, отказались от поездок и планов. На этом фоне наблюдается рост стрессов, депрессий, неврозов, зависимостей. Люди не справляются?
— Примерно за год до пандемии я записал маленький ролик, который назывался «Живите как в сумасшедшем доме». Он набрал несколько миллионов просмотров, тема очень отозвалась, хотя о карантине еще никто не помышлял. В ролике я говорил о том, что надо относиться друг к другу аккуратнее, не принимать всё подряд близко к сердцу — в общем, привыкать «жить как в сумасшедшем доме». Как известно, десять тысяч здоровых не убедят одного больного, но один больной убедит десять тысяч здоровых, потому что верит в то, что говорит.
Нестабильность, хаос вокруг, уход от Бога провоцируют возникновение зависимостей — ведь они своего рода «наркоз», с помощью которого человек пытается справиться с неопределенностью.
Зависимость — это недостаточность, в ее основе нехватка любви. И каждый человек пытается добирать ее по-своему. Кто-то любовь добирает наркотиками или алкоголем, кто-то пытается добрать деньгами. Кто-то — властью, доминированием, подавлением.
Если 20 лет назад было порядка десяти видов зависимостей, то сейчас Международная классификация болезней выделяет их более четырехсот. Плюс текущая ситуация: до 70 процентов переболевших ковидом в средней и тяжелой степени имеют серьезные психические осложнения. И количество психопатологий в мире будет нарастать!
— Все больше говорят о том, что люди разучились строить здоровые, гармоничные отношения друг с другом, что любовь и дружба часто подменяется невротической привязанностью, манипуляциями, давлением. Как это можно распознать в себе или в человеке, который рядом?
— Явный признак — неожиданные спонтанные мысли, которые человека заставляют делать то, что он не хочет. Как известно, мысли бывают внутренние, а бывают внешние — от Бога, от других людей, от лукавого. Как сказал апостол Павел: «Бедный я человек! Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю».
Мы так или иначе зависим от мыслей друг друга, особенно близких людей. Знаете, как бывает: идешь по улице, вдруг хочется позвонить кому-то, звонишь и слышишь: «О, легок на помине, только что о тебе думал». Или сын на фронте, сына ранили, а сердце матери чует беду.
И вот зависимость — это когда я думаю о том, о чем сейчас думать не хотел бы. Мысль лезет в голову помимо моей воли, мне с этим не справиться. Я хочу думать о хорошем, а думаю о плохом. Хочу думать о себе или о Боге, а думаю по пятому разу о том, что сделал или сказал близкий человек. Только отойду мысленно, вдруг звонок или какое-то другое напоминание, и опять понеслось. Как дурацкая мелодия, которая привязалась, ходишь и бормочешь.
— Но христианство учит нас жертвенной любви, самоотречению. Где грань между жертвенностью и неврозом?
— Жертвенная любовь, которая делает человека несчастным, не имеет отношения к Христу. Христианская жертвенность делает человека счастливым. При первом пришествии Господь — любящий отец, при втором — праведный судья. А некоторые люди живут так, как будто бы состоялось уже второе пришествие…
Умный тот, кто счастливый, кто живет, «как у Христа за пазухой», — у него внутри радость, свет, тишина, покой, любовь! Жертвенная любовь Христа — это радость. «Иго Мое благо и бремя Мое легко», «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас», «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя… и радости вашей никто не отнимет у вас», — вот и ориентир от Господа.
Дух Утешитель по-гречески называется Параклит, то есть «призванный на помощь». Это и есть христианская любовь — откликаться на зов, когда ты нужен. А когда человек подавляется и своим псевдосмирением способствует развитию дурных наклонностей в том, кто его гнобит, — это не жертвенность. Тут получается по пословице: «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Подобное не имеет никакого отношения к Христу!
— Что служит профилактикой таких искаженных отношений?
— Чтобы обстоятельства нас не разрушали, нужно, чтобы душа была наполнена благодатью и радостью. Этого можно достичь разными путями, но для православного человека важнейшая помощь на любом пути — Таинство Святого Причастия.
Радость — духовный иммунитет. Это как костер: вот он горит — комары отлетают, костер погас — комары налетели. Комары — это внешние мысли, зависимости, внушения. Чем меньше в мире радости, тем больше зависимостей. Чем больше зависимостей, тем меньше критического осмысления. А чем больше радости — тем здоровее общество.
Нас всегда будут сжимать обстоятельства. Важно, чтобы они внутрь не проходили. В молодости я служил на подводной лодке. Когда лодка начинает погружаться под воду, она трещит: там металл разной толщины, чтобы корпус обжимался неравномерно. Снаружи треск, а внутри сухо. Вот это и есть — «как у Христа за пазухой».
Бог не будет делать то, что мы должны сделать сами
— По нашему разговору получается, что психотерапевты и психологи не очень-то и нужны — достаточно причастия и молитвы.
— Это не совсем так. Просто мы сейчас говорим в первую очередь о состояниях, которые не являются тяжелыми заболеваниями. Но и в данном случае психолог или психотерапевт может помочь разобраться в себе, в отношениях, сделать какие-то правильные шаги. По сути, психотерапия — это помощь человеку во включении внутренних возможностей.
Когда заболел ветхозаветный благочестивый царь Езекия (в то время свирепствовала чума), пророк Исаия сначала сказал, что он умрет, но после молитв Езекии вернулся и сказал: «Прикладывай инжир к язвам, и язвы пройдут». Так оно и вышло.
Когда мы больны, то должны использовать подходящие средства: «На Бога надейся, а сам не плошай». Нужны и психология, и психотерапия, и психиатрия, и особенно нужно Таинство. Только при таком разумном сочетании будет результат.
Люди нередко просят Бога о том, что должны сделать сами, но не делают по своей внутренней лени. И наоборот — пытаются сделать сами то, что может сделать только Господь.
— А как помочь неверующему человеку?
— Главная задача психотерапевта при лечении — помочь человеку избавиться от подавляющей его тяги, восстановить радость жизни с помощью методов психотерапии. Если у человека снимается тяга, он может через авторитет врача прийти в храм и встретиться с Богом. Очень многие таким образом воцерковились. Но это совершенно необязательно. Могут быть и другие пути к вере — Бог любит всех людей.
Сначала источник света — потом уборка в подвале души
— Рост интереса к психологии на фоне нестабильности в мире и провоцируемых ей стрессов — хорошая тенденция? Не начинает ли психологическая помощь замещать духовную в жизни православных мирян? Например, раньше говорили «помолись об этом», а теперь — «иди с этой проблемой к психологу».
— Поскольку количество психопатологий возрастает, растет и потребность в психологической помощи. С одной стороны, это неплохо. С другой, если слепой ведет слепого, все свалятся в яму.
Что самое главное в помощи, будь это друг, психолог, общество поддержки? Выслушать с сопереживанием, в каком-то смысле взять на себя боль другого человека. Если этого нет, то это лишь заместительная суррогатная терапия, которая ничего особо не даст. А в духовной жизни главное — вектор движения: «Ищите прежде Царствия Божия, и остальное приложится вам».
Приведу еще один пример из моего флотского опыта. Время от времени из-за работы приборов корпус лодки намагничивается, это начинает сбивать компас. Тогда приходят специальные корабли и размагничивают лодку, чтобы компас работал корректно. Вот и человека надо всё время «размагничивать», чтобы он настраивался на нужный вектор. Это может сделать и психолог, и врач, и другие люди и жизненные обстоятельства.
Как психиатр, как врач, как священник я считаю, что сейчас очень важно в молитве благодарить Бога. Благодарить за всё! И наша главная духовная задача — не стать хуже. Надо попытаться сохранить в себе то хорошее, что было заложено от рождения.
— Но человек, который уже в стрессе, в неврозе, у которого зашкаливает тревожность, как правило, не может от сердца благодарить Бога. Он также не может решиться на перемены, у него нет сил даже обратиться за помощью. Где их взять?
— Если мы хотим решить какой-то сложный вопрос, стоит просить помощи у Бога: «Господи, помоги мне правильно структурировать отношения с мамой, с мужем, принять правильное решение». Нам ведь сказано: стучите — и отворят, а у Бога каждое слово правда.
Когда надо укрепиться в каком-то выборе, я бы рекомендовал, по возможности, более частое причащение. Первые христиане причащались каждый день и, думаю, именно это давало им то, чего сейчас людям больше всего не хватает — дух любви, радости, мудрости.