Православный портал о благотворительности

Живая вакцина от полиомиелита: рулетка для родителей

На днях Минздравсоцразвития приняло решение о замене инактивированной вакцины от полиомиелита на «живую». Именно ей будут теперь прививать шестимесячных детей. Многие родители паникуют

Фото: Сергей Аверин/РИА Новости

На днях Минздравсоцразвития приняло решение о замене инактивированной вакцины от полиомиелита на «живую». Именно ей будут теперь прививать шестимесячных детей. Многие родители паникуют. Живые вакцины и так не пользуются их доверием, так тут еще живая вакцина против полиомиелита, которая, знает каждый информированный родитель, может вызвать настоящий полиомиелит. К чему может привести такое изменение в национальный календарь прививок и почему оно было сделано?

Необходимость замены «убитой» вакцины на живую Минздрав мотивирует тем, что полиомиелит в 2010 году вернулся в граничащий с Россией Таджикистан. Там было зафиксировано более 700 случаев заболевания и 26 смертей от полиомиелита. Кроме того, в этом же 2010 году в России от полиомиелита умер один человек. И это притом, что с 2002 года весь Европейский регион был объявлен свободным от этого заболевания. Значит, вирус не побежден. Вернувшийся полиомиелит – не обычный, уверяет Министерство, а «дикий». Прививание живой вакциной должно способствовать выработке у детей иммунитета против именно этого штамма вируса полиомиелита.

История вакцины от полиомиелита написана кровью: какие уроки выучило человечество

Согласно нынешнему календарю прививок, в первый год жизни дети вакцинируются от полиомиелита в три, четыре с половиной и шесть месяцев. Все три раза прививание производится ИПВ – инактивированной полиомиелитной вакциной. Инактивированная значит обезвреженная химическим или физическим способом. Это, в свою очередь, означает, что вирус из вакцины не может вызвать заболевание. Его задача – сформировать иммунитет против заболевания. Живая вакцина (ОПВ – оральная полиомиелитная вакцина) тоже содержит вирус, но не убитый, а сильно ослабленный. Именно это позволяет говорить о потенциальной опасности живой вакцины, ведь в ней вирус фактически жив. Прививать детей в шесть месяцев Минздрав предписало именно этой вакциной. «Любая живая вакцина – это болезнь, – комментирует Александр Саверский, президент «Лиги пациентов». И как поведет себя эта недобитая зверюшка в организме ребенка – неизвестно». Кроме того, отмечает эксперт, об этой вакцине ничего неизвестно: «Были ли клинические испытания, каковы их результаты, мы ничего не знаем, и это совершенно естественно вызывает опасения».

Кроме того, возникает вполне законное недоумение. Если в 2009 году был совершен сознательный переход на инактивированную вакцину, то произошло это не без причины. Как пишут православные врачи в недавно изданной брошюре «Следует ли детям делать прививки?»: «В очень редких случаях у людей с нарушением иммунитета вирусы, входящие в ОПВ, могут вызывать вакциноассоциированный паралитический полиомиелит — как у привитых, так и у лиц, которые были с ними в контакте. Поэтому, с 2008 г. курс вакцинации у грудных детей проводят только ИПВ, а ОПВ используют для ревакцинации. После перехода на иммунизацию инактивированной вакциной с 2009 г. в России не зарегистрировано ни одного случая вакциноассоциированного паралитического полиомиелита (за предыдущие 10 лет регистрировалось в среднем 11 случаев в год)». Одиннадцать заболевших из сотен тысяч привитых. Цифра маленькая. Но достаточная для того, чтобы обеспокоить родителей и врачей. Теперь же угроза возвращается.

Многие врачи уверяют, что поводов для беспокойства нет. Так, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия», член Комитета Госдумы по охране здоровья, заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор Татьяна Яковлева, отметила, что в период эпидемии, а в случае с Таджикистаном вспышка полиомиелита называется именно так, рекомендованы именно живые вакцины. «Они способствуют быстрой выработке иммунитета и являются более устойчивыми», – комментирует Яковлева. Но эксперт подчеркивает, что эта мера – временная и введена исключительно из-за ухудшения эпидемиологической обстановки. «В редких случаях побочные явления часть педиатров подтверждает: например, наблюдаются вялые параличи, затем быстро проходящие».

Иммунолог с горячей линии «Прививка.ру» на вопрос об опасности живой вакцины ответил: «Если живой вакциной делать первую прививку, то риск постпрививочных осложнений или заболевания полиомиелитом есть. Но если первые две прививки сделаны инактивированной вакциной – бояться нечего. У ребенка уже есть иммунитет». То есть врачи признают определенную опасность живой прививки, но склоняют голову перед опасностью эпидемии.

Но некоторые специалисты уверены – эпидемия тут не при чем. «Скорее всего, на детях просто экономят деньги, – считает Павел Воробьев, заместитель председателя формулярного комитета РАМН. – От живой вакцины заболевают. Не в масштабах нации, конечно. И не смертельно. Но несколько десятков детей заболеют точно. Лично мне непонятен переход на небезопасную вакцину, когда у нас есть многолетняя практика успешного применения безопасной».

Но даже деньги могут здесь могут быть не главной причиной, считает Василий Власов, председатель Общества специалистов доказательной медицины. «На шестимесячных детях сэкономят не много. Стоимость инактивированной вакцины по сравнению со стоимостью живой больше по разным подсчетам в 2-4 раза. Даже если брать максимум, то получается меньше 300 миллионов рублей в год». Вице-президент Общества специалистов доказательной медицины, Кирилл Данишевский, предложил в связи с этим сэкономленные деньги передавать детям, пострадавшим от живой вакцины и отметил, что эпидемиологическая угроза преувеличена.

Эпидемия в Таджикистане нам не угрожает, деньги ни при чем, что еще может быть причиной замены вакцины? «В России есть собственное вакцинное производство, – рассказывает Власов. – Оно умеет делать только живые вакцины. Поэтому все просто – борьба за отечественного производителя. А вспышка заболеваемости полиомиелитом в Таджикистане – только повод для перераспределения ресурсов». С экспертом согласен и Саверский: «Это очередная попытка заменить зарубежный препарат на отечественный. Но прошлогодний опыт с одним из лекарств против рассеянного склероза, которое было заменено на отечественное и от которого пострадали больше 170 пациентов, настораживает».

Но рядового родителя, как правило, мало интересует, по каким причинам, экономическим или политическим, его ребенка будут прививать другой, более опасной, вакциной. Его больше волнует, минует или нет его ребенка участь стать одним из одиннадцати заболевших полиомиелитом в результате вакцинации. А чиновники приглашают родителей сыграть в эту рулетку. Правда, при этом предлагают принять меры предосторожности. «Перед вакцинацией необходимо проконсультироваться с неврологом, у педиатра следует уточнить всю информацию о препарате, ознакомиться с возможными противопоказаниями, рассказать о любых тревожащих симптомах – например, беспокойном сне малыша», – советует Татьяна Яковлева. А решение, прививать или нет, как всегда во власти родителей. В конце концов, можно купить инактивированную зарубежную вакцину и привиться ей в частной клинике. Только если раньше эта вакцина оплачивалась государством, то теперь будет оплачиваться из кошелька родителей.

Диана РОМАНОВСКАЯ

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version