Однажды в Древнем Риме трем девочкам и их матери предложили стать счастливыми. Их на три дня поместили в богатом дворце, пообещав богатство римских патрициев, знатность, благоволение императора и, наконец, жизнь. Взамен надо было отказаться от Того, Кого ты даже никогда не видел – от Христа. Выбор, с точки зрения императора, был очевиден. София, Вера, Надежда и Любовь в своем выборе тоже не сомневались.
Пистис, Элпис и Агапа
Из жития, написанного святителем Димитрием Ростовским, известно, что у Софии была семья: муж и три дочери. Оставшись вдовой после рождения младшей дочери, София с девочками переехала из Милана в Рим, где, по словам агиографа, продолжала «жить благочестиво, угождая Богу молитвою, постом и милостынею».
Трех ее дочерей звали Пистис, Элпис и Агапа. На Руси имена святых мучениц были переведены на русский язык (Вера, Надежда, Любовь), только имя Софии («Мудрость») сохранило оригинальное греческое звучание. Старшей Вере было 12, средней Надежде – 10, а младшей Любови – 9 лет. Почему святая София дала дочерям такие необычные для того времени имена?
Она, конечно же, была знакома с апостольскими посланиями: чтение писаний апостолов составляло неотъемлемую часть раннехристианской литургии. К тому же, будучи обеспеченной римлянкой, она вполне могла иметь списки Писания дома. А апостол Павел неоднократно упоминает эти три добродетели, подчеркивая их неразрывную связь друг с другом: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13:13), «Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (1 Фес. 5:8).
Как росли сестры? В Древнем Риме девочки могли обучаться дома, в таком случае их образованием руководила мать. Девочек среднего и высшего класса учили чтению, письму и базовым навыкам математики. Устный счет в прямом смысле слова объясняли на пальцах – с помощью левой руки обозначали единицы и десятки, с помощью правой – сотни и тысячи. Также использовали наглядное пособие – счетную доску (абак), похожую на наши счеты.
В качестве тетрадей в Римской империи в то время в ходу были вощеные таблички: в небольших дощечках делали углубление и заливали его воском. Для письма использовали стилус – металлическую или костяную палочку, острый конец которого служил для письма, а тупой – для того, чтобы удалять ненужные записи.
Детям прививали любовь к животным. Римляне держали дома не только собак, кошек и попугаев, но еще и крыс, змей, журавлей, цапель и павлинов.
В свободное от учения и трудов время девочки в Римской империи играли глиняными раскрашенными зверюшками и деревянными куколками, для которых взрослые шили одежду, мастерили украшения и посуду.
Одежда девочек была такой же, как у матерей: длинная стола или туника с поясом, поверх которой надевалась похожая на фартук накидка или свободная блуза.
Храм под землей
Своих дочерей София воспитывала в христианской вере. Можно предположить, что святая София, как позже святая Эмилия (мать святителя Василия Великого), сама обучала дочерей Священному Писанию.
Какой была жизнь ранних христиан? В те годы римское государство жестоко преследовало верующих во Христа. Поэтому жизнь верующих людей была очень интенсивной в духовном плане. Христиане, по свидетельству историков, молились трижды в день. Во многих семьях во время трапезы принято было читать отрывки из Священного Писания и петь псалмы.
В условиях гонений христиане причащались на каждой литургии. Вполне могло быть так, что ночью христианин приступает к таинству, а днем его уже ведут в Колизей.
Святые Вера, Надежда, Любовь и София, вероятно, еженедельно посещали литургию, которая в те времена совершалась ночью. Богослужение проходило тайно либо в частных домах (возможно, и в доме самой Софии), либо в заброшенных каменоломнях, либо на частных землевладениях, где, как правило, располагались семейные склепы. В последнем случае римляне выкапывали целую сеть подземных помещений (на глубине от 8 до 25 метров), которые позже стали именоваться катакомбами.
Вход в эти катакомбы был хорошо спрятан от чужих глаз: проскользнув в склеп и сдвинув могильную плиту, под которой вместо захоронения был прорыт узкий подземный лаз, длинными тайными ходами христианин мог добраться до места, где совершалась Евхаристия. У входа в подземный храм обычно стояли часовые, которые по особым знакам узнавали своих.
Рыбка на стене
Литургические собрания в катакомбах проходили, как правило, на втором или третьем подземном этаже, а путь по длинным, узким лабиринтам, высеченным в туфе, освещался светильниками. Икон еще не писали. Ранние христиане изображали на стенах подземной церкви христианские символы: рыбу, якорь, лилию или виноград.
Какой была раннехристианская литургия?
По свидетельству святого Иустина Философа, жившего в это же время, литургия тех лет была очень похожа на нашу: на ней читали «сказания апостолов и писания пророков», затем произносилась проповедь («предстоятель посредством слова делает наставление и увещание подражать прочитанному»), затем совершались общие молитвы и главная молитва литургии – Анафора, после чего совершалось причащение Тела и Крови Христовых.
А отличалась она главным образом тем, что молитвы часто носили характер импровизаций. «О чем нам молиться, мы не знаем, но Сам Дух Святой говорит за нас неизреченными воздыханиями», – говорит апостол Павел.
Еще одной чертой раннехристианской литургии было то, что ее совершали епископы. В одном городе обычно совершалось только одно богослужение, потому что там был лишь один епископ. Интересно завершение древнейшей молитвы литургии: «Если кто свят, да приступает, если кто нет, пусть покается». Завершались молитвенные собрания возгласом: «Маран-афа» (Господь грядет). После этого София с девочками, вероятно, как и все христиане, тайными тропами спешили вернуться домой до рассвета, чтобы не вызвать подозрений у соседей.
У богатой патрицианки
О том, что сестры благоразумны, красивы и благодетельны, скоро узнали в Риме. Начальник области Антиох известил об этом императора Адриана, и вскоре в дом Софии явились стражники. Помолившись, христианки отправились во дворец императора. Адриан стал спрашивать, как их зовут и какова их вера. София безбоязненно отвечала, что она – раба Христова и детей своих обручила Богу Христу.
Удивившись смелости женщины, император отослал их к знатной римлянке по имени Палладия, которой приказал убедить их отречься от веры, после чего снова привести на суд.
Три дня пробыли они у Палладии. Роскошь ее дома призвана была наглядно продемонстрировать значимость того, от чего отказываются христиане.
Чем могла их смущать хозяйка виллы? Туалетный столик римлянки того времени был уставлен рядами красивых коробочек, склянок и флакончиков со всевозможными косметическими средствами, различными пудрами, снадобьями для лица и духами. Использовали римские красавицы и натуральные средства – мед и розовое масло. Могла богатая патрицианка Палладия предлагать им полюбоваться и шкатулками со своими украшениями: в империи высоко ценились изумруды, был популярен жемчуг. Удивительной вещицей считалось маленькое бронзовое зеркальце.
Не о чем думать!
Красноречие языческой наставницы оказалось напрасным. Из текста жития нам известно, что Палладия не смогла склонить Софию и ее дочерей отказаться от Христа. София и девочки воспользовались данным им временем для того, чтобы укрепиться духом и безбоязненно встретить смерть.
В целом, несмотря на постоянную смертельную угрозу, христиане воспринимали свою жизнь в позитивном ключе. «Вся жизнь христианина – один долгий праздничный день», – писал Климент Александрийский.
Царство Божие было для первых христиан повседневной реальностью, постоянно переживаемым и углубляемым опытом.
В Скилии и Карфагене мученики отвечали на смертный приговор литургическим возгласом благодарственного молебна: «Deo gratias (Благодарение Богу!)».
Известен диалог раннехристианских мучеников Карфагена.
– Не хотите ли получить отсрочку, чтобы подумать? – спрашивает их правитель.
– По столь ясному делу не о чем думать, – отвечают ему христиане.
Так же безбоязненно, как говорит житие, встретили смерть и святые Вера, Надежда и Любовь, отказавшись принести жертвы языческим богам.
Вера в Воскресение
Император приказал мучить девочек, а мать стала свидетельницей их страданий. Мученицы спокойно предстали перед палачами. Их били, бросали на раскаленную решетку, в кипящий котел со смолой, а они прославляли Господа.
Как они держались? Что чувствовала мать? Глубину испытаний Софии осознать невозможно. Что давало ей и ее дочерям силу?
Из раннехристианских текстов мы знаем, что важнейшей чертой мучеников была глубокая вера в Воскресение. Именно поэтому мученики не страшились смерти, воспринимая ее как поверженного в прах врага, видя в страданиях за Христа возможность соединиться с Ним в Его Славе.
Всего через несколько лет после смерти Софии и ее дочерей проконсул Перенний спросил у мученика Аполлония: «С такими идеями ты, Аполлоний, должно быть, любишь смерть?» – «Я люблю жизнь, Перенний, – отвечал тот, – но любовь к жизни не вынуждает меня бояться смерти. Нет ничего лучше жизни, но жизни вечной».
Нам, современным людям, не под силу понять или хотя бы представить глубину их веры и верности. Вспоминается кончина первомученика Стефана: «Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» (Деян. 7: 55).
Может быть, в этом был ключ? Господь был так близко, что страх отступал?
Римские императоры считали, что, умерщвляя христиан, они искореняют веру во Христа. И рано или поздно победа останется за ними.
Но они ошиблись.
Сколько людей столько веков черпали силу и, как бы мы сейчас сказали, вдохновение из мысли о том, что маленькие девочки перенесли ради того, чтобы не предать Бога?
Адриан ошибся, и точно такую же ошибку совершили и богоборцы нового времени.
Гонители всех времен полагали, что последнее слово за ними.
Но нет. Последнее слово всегда остается за Богом.
Использованная литература:
«Страдание святых мучениц Веры, Надежды и Любви, и матери их Софии». Свт. Димитрий Ростовский. М.: «Новое небо», 2024.
Святитель Григорий Нисский. «Аскетические сочинения и письма». М.: Издательство Московской Патриархии», 2007.
Св. Иустин Философ. «Творения». М.: «Благовест», 2000.
«Дидахе. Учение двенадцати апостолов». Журнал Московской Патриархии, 1975, № 11.
«Повседневная жизнь первых христиан». Адальбер-Гюстав Аман. М.: Молодая гвардия, 2003.
«Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства». А. фон Фрикен. Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства. М.: Издание К.Т. Солдатенкова, 1872–1877–1880–1885 гг.
Коллажи Дмитрия ПЕТРОВА (в т.ч. с использованием фото Виктора Андреева / commons.wikimedia.org)