Андрей Игнатенко и Светлана Анисифорова – профессиональные артисты и создатели семейного этнического театра «Золотая рыбка», многодетные родители и волонтеры «Дома особенных людей» для взрослых людей с РАС.
«Процветаешь сам – поделись с тем, кто нуждается!»
25 лет назад они стали мужем и женой. Но одной фамилии так и не обрели. Он – Игнатенко, она – Анисифорова. «Да некогда было, – объясняет Света. – Мы расписывались, когда в отпуске были. Нужно было сделать это быстро».
А вот общих детей, общего хозяйства, общих поездок, радостей, переживаний – нажили целое состояние.
«Мы как-то в юности с девчонками загадывали, кто чего хочет в жизни. Я, говорю, мечтаю о трех детях и о доме в деревне». «Ага, – добавляет Андрей. – В итоге у тебя шестеро детей и два дома в деревне. Всем бы так мечтать! Помечтал – и получил вдвое больше!»
«А мне кажется, что Бог дает здоровых детей тому, кто может что-то сделать для других», – это в разговор вступила старшая дочка Маша.
«Ну да, я тоже считаю, что здоровье мы получаем в долг. Процветаешь сам – поделись с тем, кто нуждается. Полон здоровья? Поделись силами с тем, кто не здоров», – подхватывает Светлана.
С такими мыслями молодая многодетная семья Игнатенко-Анисифоровых приехала в 2009 году в лагерь для особых детей в деревню Давыдово.
«У меня никогда не было вопроса, как общаться с аутистом»
Начиная с лета 2009 года, с лагеря в Давыдово, работа с особыми детьми и взрослыми стала обычной частью их жизни.
«У меня никогда не было вопроса, как общаться с аутистом, или ребенком с синдромом Дауна, или слепоглухим. Просто подходил, обнимал, в мячик играл», – делится впечатлениями Иван, второй ребенок в семье Игнатенко.
Ване 21 год, он руководит военно-спортивной секцией и, как и все члены семьи, много лет волонтерит и в лагере в Дадыдово, и в «Доме особенных людей».
«Ну да, кто-то из них мог и кулаком в лицо ударить. Но у меня стрессоустойчивость заложена с детства. Вырос в ежовых рукавицах старшей сестры» (смеется).
Глядя на уверенную в себе замужнюю красавицу Машу, можно представить, как легко ей подчинялись не только младшие братья и сестры, но и ровесники, и даже старшие товарищи.
Маша в свои 23 года руководит отделом молодежной работы в Новотроицком благочинии. Она точно знает, как организовать ребят – и особых, и обычных.
«Мы хотим научить наших особых ребят ремеслам. Ведь у них сильные ментальные нарушения, и шансов на самостоятельную жизнь у них не так много. Но нам так хочется когда-нибудь сделать поселение, в котором они могли бы жить с сопровождением, но без родителей – родители же рано или поздно уходят – и нужно научиться жить без них». – Маша говорит об этом спокойно и уверенно, как о много раз обдуманном и решенном. –
«Нам хочется сделать так, чтобы они смогли сами себя обслуживать и, возможно, частично зарабатывать себе на жизнь. А ремесла – это и есть «в поте лица своего есть хлеб», – поддерживает ее мама.
Валяние, ткачество, керамика – Светлана с детьми передает своим особым воспитанникам самые разные навыки. Но главные навыки, которые им хотелось бы передать – бытовые. Ведь некоторые ребята, которые приходят на занятия в «Дом особенных людей», не могут даже завязать себе шнурки. А ведь это взрослые люди – все старше 20 лет.
С трех лет в волонтерах
Заварить чай, помыть посуду, подмести пол. Без этих умений в самостоятельной жизни не обойтись. А еще – без навыка общения.
Вот шестилетняя Настя Игнатенко раскрывает перед взрослым Сережей книгу. У Сережи тяжелая степень аутизма. Ему 28 лет. Он не говорит. Но Настю это не смущает:
– Так, Серега, кто здесь нарисован?
– Ммммм
– Правильно, Серега, заяц. Переворачивай страницу! А здесь кто нарисован?
– Ммммм
– Правильно, Серега, волк!
Все подопечные «Дома особенных людей» любят общаться с Настей и Дашей, «младшими Игнатенками». Наставничество у них в крови. Все-таки с трех лет в волонтерах. Девчонки сами распознают человека, которому нужна их помощь, и бесстрашно направляются к нему.
«Да, все ребята с РАС здесь взрослые люди. Сереже – 28 лет, Полине – 32 года. Но им так нужно, чтобы с ними просто общались, просто играли. Чтобы они почувствовали себя обычными людьми! Тогда удается мягко внедриться к ним в их «параллельный мир» и немножко вытащить их оттуда», – объясняет папа Андрей.
Фольклорные песни, спектакли, хороводы, игры и забавы – все это тоже способы «вытащить» ребят. Андрей и Светлана радостно и охотно несут их своим подопечным:
«Традиционная культура – такая всеобъемлющая! Она вместит всех. В фольклорных играх, танцах, песнях ты не можешь быть «неуспешным» или «неталантливым», ты в любом случае будешь здесь хорош. Ты будешь хорош тем, что Господь в тебя вложил. А наши ребята с аутизмом – они ведь очень музыкальные, очень ритмичные.
Я только берусь за балалайку, а Серега Горшков меня уже толкает «Давай, давай, мол!» А ведь вы знаете, резких и громких звуков они обычно боятся».
«Общение с особыми ребятами – это взаимная радость»
«Общение с особыми ребятами – это взаимная радость». Мы наполняемся энергией от них, они – от нас. Они нас чувствуют, как никто! У меня был такой случай в лагере, – вспоминает Маша. – Мне было 15 лет, а я уже руководила волонтерами. И было тяжело. И было жарко. И я очень устала. От усталости и какого-то отчаяния разболелась голова.
Но тут неожиданно ко мне подошел Гоша, мальчик с аутизмом, который вообще не любил прикосновений, и двумя руками сдавил мне виски. И вдруг я почувствовала, что моя головная боль прошла! Он сделал именно то, что мне было нужно!»
И для Маши, и для всех остальных детей Игнатенко, и для Светланы, и для Андрея общение с особыми людьми не работа, не занятия, не увлечение:
«Это жизнь нашего прихода, нашей общины, нашей семьи. Ты просто делаешь это, потому что не можешь не делать!»