Так потрясла общество чудовищная история, произошедшая в начале августа в городке Березовском недалеко от Екатеринбурга. Пятеро подростков в возрасте от 13 до 16 лет, четыре мальчика и девочка, избили до смерти двадцатилетнего молодого человека Дмитрия Рудакова, который в силу особенностей своего развития обладал повышенной доверчивостью, не умел постоять за себя или позвать на помощь.
В чем причина подростковой жестокости?
Существует множество исследований на этот счет, по результатам которых можно сделать два важных обобщения.
Во-первых, почти никогда нет какой-то одной причины, по которой подросток совершил насильственное преступление, либо проявлял жестокость в более «мягкой» форме, например, дразнил или унижал одноклассника, третировал младшего брата или сестру, замахнулся на мать, пнул бродячую собаку.
Почти всегда за этим стоит комплекс социальных, экономических, психологических и даже физиологических факторов.
Второе обобщение, кажется, несколько противоречит первому, потому что оно все-таки выделяет ведущую причину многих случаев жестокости и звучит совсем не научно, а, скорее, как утверждение в рамках простого здравого смысла, даже как трюизм: «Насилие порождает насилие».
С насилием ребенок может столкнуться в семье, в школе, в детских и подростковых «уличных» группах и даже в социальных сетях. Так, один из мальчиков, принимавших участие в издевательствах над Димой Рудаковым, довольно долго сам был объектом травли в школе за свой избыточный вес.
Про остальных участников трагедии пока что нет достаточной информации, но скорее всего, и в их биографии обнаружатся эпизоды насилия, в которых эти подростки играли роль жертвы, свидетеля или были вовлечены более сильным и авторитетным товарищем в качестве соучастника.
Как родители мы опасаемся трех вещей:
– мы не хотим, чтобы наш ребенок стал объектом травли или насильственного преступления;
– мы не хотим, чтобы он или она сами принимали участие в таких действиях, либо вели себя агрессивно дома;
– мы не хотим, чтобы наш ребенок подружился со сверстником, склонным к жестокости, потому что это резко повысит для него вероятность оказаться на той или другой стороне акта насилия.
Что нужно делать для того, чтобы худшие сценарии не стали реальностью?
Вот информация и ряд рекомендаций от экспертов, которые помогут родителям сориентироваться в этой непростой теме.
Научитесь анализировать побудительные мотивы агрессии
В зависимости от побудительного мотива необходимо прибегнуть к разным стратегиям работы с ребенком.
Насилие может быть способом выместить собственную боль на других, отреагировать гнев или досаду из-за ситуации, кажущейся ребенку или подростку безвыходной (например, конфликт с учителем). В этом случае важно предложить ребенку поддержку и помощь, а также научить его контролировать свои эмоции.
Если просто наказать его за проявления агрессии, это может привести к тому, что он будет подавлять негативные проявления в присутствии родителей, но «разрядка» в виде приступа жестокости может наступить в среде сверстников и более слабых детей в отсутствие взрослых.
Насилие может быть манипуляцией, способом контролировать окружающих и получать от них желаемое. В этом случае нельзя подкреплять такое поведение выполнением требования.
Нужно продемонстрировать ребенку другие способы получить то, что он хочет, если речь идет о социально приемлемых вещах.
Насилие может быть прямой местью тому, кто проявил жестокость к ребенку ранее. Это тот случай, когда родители в одиночку не смогут справиться с ситуацией. В случае школьной травли, например, нужна помощь педагогов, психолога, родителей одноклассников.
Психические отклонения и нарушения развития – фактор риска?
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что люди с психическими заболеваниями гораздо чаще, чем их здоровые сверстники, становятся жертвами насильственных преступлений, включая нанесение тяжких телесных повреждений, убийства, сексуальное насилие, не говоря уже о коллективной травле.
Статистика опровергает расхожее мнение о том, что жестокость, в основном, проявляют «психи».
Так в трагедии, случившейся в Свердловской области, молодой человек с отклонениями в развитии погиб, а вот малолетние убийцы, насколько известно, были психически здоровы.
Родители особых детей чаще всего знают эту статистику и подробно инструктируют их о том, как проявлять осторожность при контактах с незнакомыми людьми. Появляется все больше технических средств, которые помогают подростку с инвалидностью быстро сообщить о возникшей проблеме, например, браслеты с тревожной кнопкой. Они проще и удобнее в обращении, чем мобильный телефон, который могут отнять еще до того, как ребенок успел позвонить и сообщить, где он.
Но есть психические заболевания, при которых в период обострения пациент подвержен приступам неконтролируемой агрессии. Эти ситуации требуют серьезного профессионального внимания и помощи, заключающейся в комплексе мер (лекарственные препараты, диеты, психотерапевтические методы), направленных как на облегчение состояния больного, так и на освоение им адаптивных техник самоконтроля.
Обращайте внимание на резкие изменения в поведении ребенка
Есть длинный список факторов, повышающих риск агрессивного поведения у подростка. Это насилие в семье, развод родителей, тяжелые социальные и экономические условия жизни семьи (бедность, отсутствие работы у родителей, алкоголизм и наркозависимость у родителей), травля и низкая успеваемость в школе.
Ряд исследований, однако, свидетельствует о том, что эти «исторические» обстоятельства влияют на возникновение агрессивных форм поведения у ребенка в долгосрочной перспективе, а вот какие-то неожиданные изменения в поведении подростка могут служить сигналом того, что он способен проявить агрессию в ближайшем будущем.
Вот эти тревожные сигналы.
- Подросток стал проявлять сильный гнев и выходить из себя.
- Он перестал общаться с друзьями, не занимается тем, что ему раньше доставляло удовольствие.
- У юноши или девушки вдруг резко падает самооценка, они говорят об одиночестве, о том, что никому не нравятся.
- Резко снижается успеваемость в школе.
- Подросток начинает употреблять алкоголь или наркотики, вовлекаться в рискованные виды поведения.
- Часто говорит о насилии, о том, что хотел бы причинить кому-то боль или убить.
- Угрожает кому-то или строит вполне конкретные планы насильственных действий.
Любой из этих признаков – повод обратиться за помощью к психологу, ведь даже если они не приведут к трагедии в подростковом возрасте, это те тенденции, которые могут очень негативно повлиять на взрослую жизнь подростка.
Расскажите об этих сигналах вашим детям подросткового возраста. Важно, чтобы они смогли распознать их у своих товарищей и вовремя сообщить о своих опасениях взрослым.
Прекрасно, если внушающими доверие взрослыми оказываются, в первую очередь, папа и мама. Дальнейший ход действий должен быть осторожным и деликатным, в зависимости от того, какие сложились отношения с семьей друга вашего ребенка. В некоторых случаях стоит действовать через учителей и школьного психолога.
Продемонстрируйте ребенку положительную ролевую модель и заслужите его доверие
сли сформулировать точнее, то эксперты призывают родителей стать такими моделями для своих детей.
В каждой семье время от времени могут возникать разногласия и конфликты, и очень важно, чтобы подросток видел, что его отец и мать находят мирные пути их разрешения.
И маленький ребенок, и подросток скорее будут доверять родителям, которые говорят о своем недовольстве прямо и открыто, но при этом не оскорбляют, не унижают и тем более не применяют физические наказания к сыну или дочери.
Доверие ребенка – это бесценный родительский капитал, который позволит на самых непростых этапах формирования личности юного человека быть в курсе его интересов, дел, проблем и вероятных конфликтов со сверстниками или учителями.
Отношение родителей друг к другу – это образец, которому с высокой вероятностью подросток будет следовать при построении отношений со сверстником противоположного пола. Но даже если вы считаете, что у вас в семье все прекрасно, с подростками важно говорить о здоровых и нездоровых отношениях между юношами и девушками.
К сожалению, насилие в молодежной среде часто происходит в парах, которые начинают встречаться, и его жертвами оказываются девушки. Исследования показывают, что многие молодые люди, совершившие насилие, искренне были убеждены в том, что это и есть «крутое» мужское поведение.
И еще одна сфера, в которой очень важно доверие между детьми и родителями, – это присутствие вашего ребенка в социальных сетях. Там он может попасть в ловушку и как потенциальная жертва, и как участник подростковой группы с рискованным поведением.
Многие эксперты советуют родителям строго контролировать активность детей в социальных сетях, постоянно заходить в его аккаунты, читать переписку, отслеживать знакомства.
Есть, однако, два очень существенных недостатка такого подхода. Во-первых, его не всегда просто осуществить: современные подростки, как правило, хорошо владеют приемами, позволяющими прятать свою интернет-активность от старших.
Во-вторых, они очень болезненно относятся к вторжению в их личное пространство, и, заметив, что вы контролируете его, могут лишить вас своего доверия.
Как же правильно поступить, чтобы и уберечь ребенка от опасности, и не подорвать его доверие к себе? Это один из тех вопросов, на который, пожалуй, нет однозначного ответа, подходящего для каждой семьи.
Вот еще несколько конкретных советов:
- Поощряйте занятия спортом. Спорт – прекрасная возможность как отреагировать эмоциональное напряжение, так и повысить самооценку.
- Знакомьтесь с друзьями сына или дочери.
- Объясните своему ребенку, как принадлежность к группе может повлиять на его поведение с хорошей и с плохой стороны.
- Старайтесь научить его мирным способам решения конфликтов.
- Не поощряйте употребление алкоголя и наркотиков. В огромном количестве случаев подросткового насилия присутствуют эти опасные факторы.
- Не злоупотребляйте алкоголем сами.
- Не создавайте у ребенка впечатления, что для хорошего настроения вам необходимо выпить.
- Никогда не садитесь за руль машины после употребления спиртного.
- Создавайте в повседневной жизни как можно больше ситуаций положительного взаимодействия в семье, с друзьями, рассказывайте детям о позитивных примерах рабочих взаимоотношениях с коллегами.
- Знакомьте детей с книгами, фильмами, спектаклями, создающими у них картину мира, в которой движущей силой становится любовь, а не вражда людей между собой.
И, наконец, как быть с виртуальным насилием?
В отношении телевизионных фильмов, сериалов и передач с многочисленными сценами насилия существует консенсус мнений психологов: их просмотр необходимо ограничить.
У родителей, однако, это не всегда получается. Подростки стремятся к самостоятельности и очень болезненно относятся к запретам и ограничениям. Кроме того, ваши сын или дочь могут оказаться исключенными из бурного обсуждения одноклассниками очередной серии популярного сериала, а для юного человека это тяжелое переживание.
Эксперты предлагают такой выход. Присоединитесь к ребенку во время просмотра. Прокомментируйте то, что вы видите на экране, дайте оценку действиям героев, выскажите свое мнение о художественных достоинствах фильма, поинтересуйтесь мнением сына или дочери, порекомендуйте лучший, с вашей точки зрения, фильм на ту же тему.
А как быть с компьютерными играми, «стрелялками» и драками от первого лица, в которых ребенок не просто видит насилие, но и совершает его, хотя бы и в виртуальном мире?
А вот здесь, как это ни странно, консенсуса нет, и исследования дают противоречивые результаты.
Существует немало работ, демонстрирующих связь между насилием в компьютерных играх и агрессивным поведением подростков. В то же время некоторые исследователи, например, Уитни ДеКамп, профессор социологии Университета Западного Мичигана, считает, что в них не учитывается такой важный фактор: много времени за жестокими компьютерными играми проводят те подростки, которые уже склонны к насилию в силу иных причин.
ДеКамп провел свое исследование, основанное на опросах 6 567 восьмиклассников Делавэра. В нем учитывались множественные факторы, способные влиять на возникновение агрессивного поведения: пол, отношения в семье, социальное положение и, в том числе, увлечение компьютерными играми, включающими акты жестокости.
Результаты показали, что последний фактор практически не оказал влияния на то, совершил ли подросток в реальной жизни какие-то насильственные действия, независимо от того, насколько «кровавыми» были игры, в которые он играл.
ДеКамп считает, что игры могут выполнять две важные функции: служить для выплескивания негативных эмоций, заменяя реальное насилие виртуальным, а также удерживать дома у компьютера тех юношей, которые потенциально могли бы присоединиться к уличной группе с рискованной активностью. А потому, они, скорее, полезны.
Его выводы подтверждает американское экономическое исследование, опубликованное в феврале 2016 года. Авторы установили, что в течение нескольких недель после выпусков новых версий популярных игр, количество насильственных преступлений в стране заметно снижалось.
Нет сомнений в том, что гораздо лучше для подростка отреагировать напряжение во время занятий спортом, танцами, иной физической активностью. Такую возможность дает и игра на музыкальном инструменте, пение в хоре или участие в любительском спектакле. Но если у вас не получается переключить его на что-то иное и он продолжает увлекаться игрой в «стрелялку», не отчаивайтесь.
Помните, что у вас есть выход. Говорите со своим ребенком. Не читайте морали, а просто говорите.
Рассказывайте сыну или дочери о своем детстве, о своих друзьях, о своих отношениях с родителями, об увлечениях и любимых занятиях, о своих детских и взрослых проблемах и переживаниях.
И второе, но не менее важное: внимательно их слушайте.
Источники:
Violent Behaviour in Children and Teens