«Как только утром я открываю глаза, сразу же начинаю ждать вечера, который для меня – безопасное место, спасение, пристанище, но чтобы оказаться там, нужно пройти через целый день, и рано утром он мне кажется бесконечностью». Так описывает свое состояние весной писательница и блогер Даниэль Монтгомери.
Монтгомери страдает от расстройства пищевого поведения и депрессии, и каждый год весной она переживает обострение симптомов обоих диагнозов. В своем посте о весеннем обострении Даниэль цитирует строчку из стихов знаменитого американского и британского поэта ХХ века Т. С. Эллиота: «Апрель – самый жестокий из месяцев года».
(Тут уместно будет вспомнить нашего родного Александра Сергеевича Пушкина, который писал: «…весной я болен; кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены».)
Когда продолжительность светового дня возрастает, пишет Монтгомери, она и такие же, как она, чувствуют себя более уязвимыми, неприкрытыми, незащищенными, и если люди со здоровой психикой ощущают весной прилив радостной энергии, депрессивная личность пускает эту же энергию в характерное для себя русло.
В голове ее с еще большей интенсивностью рождаются и развиваются негативные мысли, только усиливающие депрессию, а тот факт, что весной люди возобновляют всякого рода совместные прогулки, спортивные игры, поездки за город, только подчеркивает разницу между ними и неприкаянностью страдающего от депрессии человека.
Значит, весеннее обострение, действительно существует? А другие ментальные расстройства весной тоже обостряются?
На первый вопрос ответ – да! А вот со вторым, как теперь принято говорить, не все так однозначно.
Иммунная система давит на нервную

Те, кто страдает от аллергии, знает, что она тоже обостряется весной. Начинается сезон цветения деревьев и кустарников, и их пыльца вызывает поллиноз у пациентов-аллергиков.
Но при чем здесь аллергия? Мы ведь говорим о психических расстройствах!
Как ни удивительно это звучит, но научные данные свидетельствуют о том, что пики суицидов совпадают по времени с пиками активного пыления.
Исследовали этот вопрос датчане, которые славятся одной из лучших в мире системой медицинской статистики, а потому их исследования имеют в основе широкую базу данных о жителях этой страны.
Ученые проанализировали сведения о 13 700 случаев суицида, которые произошли в течение 25 лет в двух больших регионах Дании с населением в 2,86 млн жителей. Распределив эти самоубийства по времени, ученые установили, что увеличение количества пыльцы в воздухе с 0 до 10–30 частиц на 1 куб. м приводило к повышению количества случаев самоубийства в неделю среди населения этих регионов на 6,4%. При показателе от 30 до 100 частиц на 1 куб. м воздуха количество суицидов возрастало на 13,2%.
Интересно, что иные факторы, такие как температура воздуха, облачность и влажность, практически не влияли на установленную связь риска самоубийства с пылением деревьев и кустарников. Примечательно и то, что в разные годы цветение и пыление приходились на разные календарные даты, в зависимости от времени наступления весенней погоды, но пики самоубийств тоже сдвигались вместе с временем пыления.
И еще один интересный факт. Количество суицидальных случаев среди мужчин начинало расти уже тогда, когда в воздухе появлялось сравнительно небольшое количество пыльцы, до 30 частиц на 1 куб. м, а среди женщин – когда этот показатель достигал более высокого уровня.
Вывод, который делают датские ученые, заключается в том, что воздушные аллергены становятся иммунными триггерами усиления депрессии, что приводит самых уязвимых в этом отношении людей к самоубийству.
Что ж, вот и еще одно – к сожалению, очень печальное – подтверждение того, как тесно связаны иммунная и центральная нервная системы.
Циркадные ритмы преломляются по-разному
Свет – важнейший регулятор наших внутренних часов, то есть циркадных ритмов, которые включают в себя разные аспекты нашей активности – физический, ментальный, биологический. Эта активность повышается и снижается на протяжении 24 часов в соответствии с определенными паттернами.
Прежде всего внутренние часы человека регулируют такие функции, как сон и бодрствование, а также продукцию гормонов, которые являются важной составляющей эмоционального состояния человека.
В 1980-х годах в отдельный синдром было выделено сезонное аффективное расстройство (САР), при котором сокращение светового дня приводит к нарушению баланса гормонов-нейромедиаторов в мозге, снижая продукцию серотонина. Это тянет за собой изменения в настроении, поведении, а также в ритмах сна и бодрствования.
Когда наступает весна, в отличие от людей с депрессией и суицидальными наклонностями люди с САР чувствуют огромное облегчение, благодаря удлинению светового дня.
Как видим, люди с разными психиатрическими диагнозами по-разному реагируют на сезонные изменения.
Весна является временем обострения для людей с тревожным расстройством и с маниакально-депрессивным (биполярным) расстройством.
Биполярное (либо маниакально-депрессивное) расстройство – психическое заболевание, проявляющееся в виде перемежающихся состояний: маниакальных и депрессивных.
Когда световой день становится достаточно длинным, организм снижает продукцию мелатонина (гормона сна) и повышает продукцию серотонина. Это может приводить к маниакальной фазе биполярного расстройства, когда пациент чувствует чрезмерное возбуждение, сопровождающееся повышенной двигательной и речевой активностью, в отдельных случаях – вспышками гнева.
С шизофренией все не так, как мы думали!

Шизофрения, пожалуй, окружена самым большим количеством мифов и страхов. Есть даже расхожее представление о том, что люди с шизофренией весной могут стать особенно опасными и чуть ли ни нападать на прохожих с ножом.
Этот страх имеет под собой мало оснований: подобные эпизоды гораздо чаще встречаются в кино, нежели в реальной жизни.
В то же время шизофрения – это заболевание, как и многие другие, протекающее с периодами ремиссии и обострений. Последние могут принимать у разных пациентов разную форму, и повышенная агрессивная реакция на тот или иной стимул, становящаяся опасной для окружающих, хотя и встречается, но это далеко не такое частое явление, как думают многие.
Сравнительно недавно вопрос о сезонных обострениях шизофрении исследовали австрийские ученые, статья которых увидела свет в 2020 году.
Авторы работы проанализировали случаи госпитализации больных с диагнозом шизофрения в Австрии за период с 2003 по 2016 год. Госпитализация в большинстве случаев производилась в периоды обострений.
В базе данных было зарегистрировано 110 735 случаев госпитализации больных, 59,6% которых составляли мужчины. Пики госпитализаций, на удивление, приходились на январь и июнь, причем как у мужчин, так и у женщин, а вот самое малое их количество случалось в декабре.
Интересно, что при ярко выраженном сезонном характере обострений они приходились на один из самых темных месяцев года (январь) и на самый светлый месяц – июнь, а вот декабрь, который в Австрии вряд ли светлее, чем январь, почему-то оказывался самым благотворным для людей, страдающих шизофренией!
Как это объяснить с точки зрения циркадных ритмов и влияния света на производимые организмом гормоны? Пока неясно. Как пишут авторы в заключении, необходимо продолжать исследования сезонных колебаний состояния больных с шизофренией и того, что именно стоит за обострениями в определенные месяцы года.
Без помощи не обойтись
Следует иметь в виду, что, говоря о типичных сезонных обострениях при том или ином психическом расстройстве, ученые и врачи имеют в виду общие закономерности. Но, как мы знаем, каждый индивидуум в чем-то сам себе закономерность, и особенно это относится к людям с наиболее уязвимой психикой.
Важно понимать, что любое психическое расстройство требует внимательного отношения и квалифицированной помощи.
Кому-то помогает коррекция образа жизни, например дополнительная физическая активность, прогулки на природе, специальные диеты, кому-то – психотерапия. Она занимает все большее место в структуре медицинских вмешательств, потеснив медикаменты.
К сожалению, во время серьезных обострений без лекарств не обойтись. И здесь можно только пожелать всем тем, кому приходится к ним прибегать, и их близким высококвалифицированного и внимательного врача, который подбирает правильный препарат в правильной дозировке для каждого индивидуального случая.
Источники:
How The Spring Season Affects Mental Health
Сезонное обострение психических заболеваний: миф или правда?
Коллажи Дмитрия Петрова с использованием изображений,
сгенерированных нейросетью Stable Diffusion