Много столетий назад в 7 милях от современного Парижа родилась девочка, которой дали имя Женевьева (Геновефа). Удивительно сложилась ее жизнь! Святой Симеон Столпник просил ее молитв и передавал через паломников благословение, франкский завоеватель Хильдерик прятался от нее за городскими вратами, а один из философов написал в ее честь восторженную оду. Подвижница, благотворительница, миссионер и дипломат, святая Женевьева жила до разделения Церквей, поэтому почитается и православными, и католиками. Память 16 января.
«Смерть уже звал я в моленьях моих»
Однажды философ, богослов, педагог и литератор Эразм Роттердамский почувствовал себя очень плохо: у него началась лихорадка, на коже выступила странная сыпь. В детстве он переболел малярией и, по-видимому, это был рецидив. Никакие лекарства не помогали, Эразм измучился.
«Смерть уже звал я в моленьях моих», – признавался он позднее.
А тогда, по его собственным словам, он вверил себя единственному целителю – Христу.
Он жил тогда в Париже и знал, что покровительницей города считалась святая Женевьева. Больной стал горячо молиться «святой Жинэт». И даже пошел вместе с другими верующими крестным ходом к ее мощам, дав обет в случае исцеления написать в благодарность стихотворение.
И – выздоровел.
И написал оду – как обещал:
«Однако пора уже выразить в песне
Благодаренье тебе, Женевьева, за жизни спасенье
И восхваленья пропеть – одному из бесчисленных тысяч,
Мощью спасенных твоей».
«Одному из бесчисленных тысяч» – даже учитывая поэтическое преувеличение, это действительно мощно!
Что же это была за святая?
Школа молитвы
Женевьева родилась в городке Нантерра (сегодня это пригород Парижа) около 420 года. Ее родителям – Севиру и Геронтии – принадлежал участок земли, и девочка росла в постоянных трудах – пасла овец.
Из жития святой мы знаем, что ее родители были благополучными в финансовом отношении людьми, следовательно, у них не было нужды в том, чтобы их дочь пасла овец. Скорее всего, они хотели, чтобы девочка с детства приучалась к труду.
Хлеб пастуха во все времена нелегок. Вставать нужно в 3-4 утра, чтобы затемно выгнать овец на пастбище, которое, к тому же, могло находиться достаточно далеко от селения. Взять с собой можно только нехитрую еду. Тут не до капризов. Должно быть, все это воспитало в Женевьеве собранность, выдержку, целеустремленность, даже отвагу.
И в то же время, пастушество – прекрасная школа молитвы. Подвижники во все времена отмечали ту особенную сосредоточенность ума и чистоту сердца, которые появляются в уединении. «Я не отлучаюсь от Бога , – сказала одному монаху девочка-пастушок, которую он решил научить молиться, – знаю, что Он – мой Творец, и прилепляюсь к Нему всей душой и помышлением».
Так, наверное, могла бы сказать и юная Женевьева.
Агиограф сообщает, что с ранних лет она полюбила молитву и усердно посещала богослужения.
Косынка из рук епископа
Когда ей было 12 лет, в Нантерру приехал епископ Герман (Жермен) Осерский (496-576). На пристань встречать известного священнослужителя пришли горожане, среди которых была и Женевьева с родителями.
Заметив в толпе девочку, епископ подозвал ее и благословил. И еще, будто что-то прозрев духовными очами, объявил ее родителям, что их дочь избрана послужить спасению многих. Подняв с земли оброненную кем-то римскую монету с монограммой Христа, епископ вручил ее Женевьеве как символ вечных сокровищ. Женевьева была рада: она ведь и сама давно мечтала посвятить свою жизнь Богу.
Вскоре ее родители умерли. Обычай требовал, чтобы за ней присматривала какая-то благочестивая женщина и она переселилась к своей крестной в соседний городок Лютецию. Все наследство она раздала нуждающимся.
Здесь ее поразила ужасная болезнь, причинявшая ей большие страдания. Паралич сковал ее и она не могла двинуть ни рукой, ни ногой. Три дня пролежала она неподвижно и все подумали, что она умерла. Но когда Женевьева пришла в себя, то рассказала, что ангел водил её в небесные обители, и она теперь знает, что приготовил Господь любящим Его: «Блаженства эти таковы, что неверные не поверили бы мне, если бы я стала их описывать».
Монастырей тогда еще не было. В те времена девы, желавшие служить Богу, сперва некоторое время проверяли свою решимость, а затем, произнеся обет, получали от рук епископа фиолетовую или красную косынку (фламмеум) – символ посвящения. «Получи покрывало, чадо мое, и носи его незапятнанным дo Страшного Суда Господня», сказал Женевьеве епископ.
И она начинает вести еще более строгую подвижническую жизнь: всегда строгий пост (ячменный хлеб да бобы), да и эту скудную пищу вкушает лишь в четверг и воскресенье, молитвенный подвиг, частый затвор (с Богоявления до Великого Четверга). Люди, глядя на нее, поражаются высоте ее жизни. Как-то это не укладывается в голове: знакомая соседка – и вдруг такая жизнь, такая чистота. Многие задаются вопросом: как знать, может, она совсем недостойная инокиня и все это одно лицемерие?
Однажды по пути в Британию в Лютецию прибыл святитель Герман Осерский. Множество людей вышло встречать великого святого. Благословив горожан, он спросил, как живет Женевьева. Толпа, окружившая его, еле держала себя в руках и была единодушна: девушка, приехавшая из Нантерры – самая обычная! Как все. И потому недостойна его похвал.
Епископ ничего не сказал. Молча помолился. Взяв с собой нескольких человек, тихонько вошел в келью Женевьевы. Его спутники протиснулись внутрь и ахнули: никого не замечая, Женевьева молилась, стоя на коленях, а весь пол вокруг был залит ее слезами.
Ошибка в расчете
Может, она бы и желала всей душой уединения, но так сложилась ее жизнь, что Женевьева постоянно оказывалась в самой гуще событий, и каких! Времена были крайне сложные. Распадалась Римская империя; на ее окраины то и дело совершали набеги варварские народы. В народе царило смятение – шел слом многовековой парадигмы. Сам Париж неоднократно подвергался страшной опасности.
В первый раз это произошло, когда Женевьеве было 28 лет. Аттила, вождь гуннов, направлялся к Парижу, разоряя все на своем пути. Горожане приняли решение бежать в германские земли, но святая принялась отговаривать их. «Париж не будет захвачен», – утверждала она.
Разъяренные жители принялись обвинять ее в пособничестве гуннам и только чудом святая избежала опасности. Вскоре Аттила, сделав крюк, обошел Париж, и горожане со слезами благодарили святую.
Вся жизнь Женевьевы отмечена множеством чудес, связанных с проявлениями ее любви и жалости к людям. Она заступалась за всех несчастных и угнетенных. Даже язычники не могли устоять перед ее просьбами!
«Нет слов, – рассказывает летописец, – чтобы описать, как был предан король Хильдерик святой Женевьеве».
Об этом говорит следующий случай: чуть позже Париж был осажден королем Хильдериком. Король вошел в город. Оставаясь язычником, он, тем не менее, уважал Женевьеву и даже побаивался ее. Что не мешало ему, впрочем, пытаться порой лукавить.
Так, зная, что находившаяся в то время вне города Женевьева вступится за приговоренных к смертной казни узников, король велел просто-напросто запереть городские ворота. Так будет надежнее, рассудил он. Казалось бы, расчет верный. И вступиться святая не сможет, и прямого отказа ей давать не придется!
Но король не учел, что имеет дело со святой!
Женевьева, узнав о происходящем, поспешила в город. Стража сама открыла ей ворота! Догнав короля, она выпросила у него помилование пленным!
В путь за хлебом
Прошло какое-то время, и Париж оказался в центре столкновения самых различных сил, и прежде всего франков. Из-за военных реалий Париж стал испытывать острейшую нехватку продовольствия. Люди голодали.
Женевьева решила собрать караван судов и направиться водным путем за провиантом. Набрав добровольцев и снарядив 11 кораблей, она тронулась в путь.
Длинной и опасной была дорога. Когда они прибыли в город Арсис, трибун Пасцивиус попросил её прийти к ним домой. Его жена уже четыре года была разбита параличом и прикована к постели. Женевьева перекрестила ее и сказала встать. Изумленная жена Пасцивиуса встала со своего ложа и поняла, что она исцелилась! Радости ее не было предела!
Матросы заканчивали погрузку: кораблям пора было сниматься с якоря. Но на обратном пути караван попал в бурю. Сильный ветер погнал нагруженные зерном корабли прямо на скалы. Капитаны не справлялись с управлением. Гибель казалась неминуемой.
Можно было бы попытаться спасти корабли, облегчив их- то есть, выбросить за борт зерно. Кстати, именно так поступили спутники апостола Павла, когда корабль, застигнутый сильным штормом, находился в большой опасности. «Насытившись же пищею, стали облегчать корабль, выкидывая пшеницу в море» Деян. 27:38.
Но, разумеется, поступить так путешественники во главе с Женевьевой не могли. Зерно было нужно парижанам, страдавшим от голода. Даже горсть муки из этих зерен могла спасти от мучительной смерти ребенка или взрослого человека. Нет, ни одним мешком пожертвовать было нельзя.
А тем временем опасность усилилась: суда, заливаемые водой, уже лежали на боку.
Тогда Женевьева начала молиться…и буря стихла!
Священник, сопровождавший святую, придя в себе, победно запел: «Господь просвещение мое и Спаситель мой!»
И эти слова подхватили все, кто плыл со святой. Слава Богу!
Когда наполненные зерном корабли приблизились к осажденному городу, парижане, спасенные от гибели, восторженно приветствовали святую.
Франки же вскоре покинули город.
12 лет спустя войска франков вернулись и вновь осадили Париж.
Парижане на этот раз решились на переговоры.
Кому доверили их вести? Разумеется, Женевьеве. Ведь по условиям парижан король Хлодвиг должен принять крещение.
Женевьева беседует с королем – и в результате он соглашается принять христианство.
Святая лично наставляет его в вере.
Хлодвиг принимает святое крещение и воцаряется, как христианский король.
Строгая святая
В то время на Востоке, в пустыне, недалеко от Антиохии, жил великий подвижник Симеон Столпник. Каждый раз, когда к нему приходили люди из Парижа, он внимательно расспрашивал их о Женевьеве, передавал ей своё приветствие и просил её молиться о нем.
Вскоре Женевьева по поручению епископа стала руководить посвятившими себя на служение Богу девами – сейчас мы бы сказали, что она стала настоятельницей. В число ее послушниц вскоре вошли сестра и дочь короля Хлодвига.
Святая по-прежнему активно творила дела милосердия, именно к ней приходили (часто прибегали в прямом смысле слова) за помощью все, над кем нависла та или иная беда. И никому она не отказывала в помощи, в заступлении, в покровительстве.
Однажды один господин рассердился на своего раба и впал в ярость. Женевьева строго велела ему быть милосерднее. Тот грубо отказался слушаться святую. Женевьева заметила, что если он отвергнет ее просьбу, то Господь уж на нее согласится, потому что Он благ и человеколюбец.
В ту же ночь хозяин раба серьезно заболел и,едва дождавшись утра, попросил у святой прощения. Исцелившись, он простил виновного раба.
С тех пор и король уже не пытался ослушаться святой, но неизменно выслушивал и исполнял ее просьбы о помиловании.
«Дерзай, чадо мое, если ты мужественно будешь созидать жизнь свою по вере твоей, Сам Господь будет твоей крепостью и силой» – сказал 12 – летней Женевьеве епископ Герман.
Женевьева так и поступила. И, созидая свою жизнь, она оказала колоссальное влияние на современников. Невозможно представить раннехристианскую Францию без святой Женевьевы- миссионера и путешественницы, благотворительницы и королевской советницы, подвижницы и святой.
Еще при жизни святая Женевьева считалась покровительницей Парижа, а после смерти ее мощи стали почитаться парижанами как великая святыня.
Почему вы мне не молитесь?
В 1936 году русские эмигранты искали место для храма. Среди них были доктор Андрей Блум (впоследствии – митрополит Антоний Сурожский), профессор Леонид Успенский, философ Владимир Лосский и другие. Шло время, но дело застопорилось и проблема не решалась.
Однажды к священнику Михаилу Бельскому, возглавлявшему один из парижских приходов, пришла его духовная дочь и рассказала о своем видении. В тонком сне к ней пришла незнакомая женщина и сказала:
– Почему вы, русские изгнанники, так страдаете и прозябаете в нищете, почему вы не обращаетесь ко мне? Я могу вам помочь!
– Но кто вы?
– Я – Женевьева, покровительница Парижа.
Это явление святой не прошло бесследно. Вскоре отец Михаил смог получить для часовни помещение на улице горы Святой Женевьевы. Так был организован приход Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и преподобной Женевьевы Парижской.
Ниточка между святой Женевьевой и русской эмиграцией на самом деле протянулась еще раньше.
В 1927 году был открыт Русский старческий дом – прибежище для пожилых эмигрантов. Его основали в Сент-Женевьев-де-Буа – пригороде Париже, где святая Женевьева прожила некоторое время.
Вместе с Домом возникло и знаменитое кладбище Сент-Женевьев-де-Буа – место погребения тысяч русских эмигрантов.
Так вышло, что святая Женевьева, хозяйка Парижа, присматривала за русскими изгнанниками и в жизни, и после смерти.
Женевьева, помогай!
Помогает Женевьева, конечно, не только парижанам, но и всем, кто просит ее об этом.
– Я попала в сложную ситуацию, – рассказывает москвичка Ирина Р. – Не вдаваясь в подробности, скажу только, что мне было очевидно: человеческая помощь исчерпана. Я уже и не надеялась ни на что. Утешала себя тем, что, в конце концов, даже при таком, худшем исходе дела, как-то можно жить дальше.
И вот однажды вечером листала православный календарь и под 16 января прочитала краткое житие святой Женевьевы.
Мне захотелось поговорить с ней, даже поплакаться, пожаловаться: вот так и так, видишь, матушка Женевьева! Ты при жизни так жалела людей, даже короли, и те тебя боялись. Защити и меня, помоги, утешь.
Молюсь, будто родной бабушке жалуюсь.
Так вот я поплакала, поплакала, встаю после молитвы с колен, чувствую: на сердце тихо и мирно.
Через три недели я получила заказное письмо, с которого началось резкое изменение терзавшей меня ситуации.
Теперь всегда молюсь святой Женевьеве и благодарю ее!