К чему приводит любовь к сладкому
Готовить Никита начал в десять лет. Родители целыми днями пропадали на работе, а дома была старая советская «Книга о вкусной и здоровой пище».
«Там были такие красивые картинки, я рассматривал их, и, видимо, на подкорке отложилось, – смеётся Никита. – А когда стал старше, открывал книгу, открывал холодильник и придумывал, что необычного я могу приготовить.
Поначалу это были, в основном, кексики. Ведь, если научиться готовить, можно не зависеть от того, купят ли родители сладкое».
Под влиянием не избитого для подростка увлечения один из одноклассников Никиты даже пошёл учиться на повара. Сам же Никита свои кулинарные таланты всерьёз не воспринимал – ходил в радиокружок, возился с электроникой, а после школы, перед армией, поработал на «Центрнаучфильме».
Когда вернулся, шли 90-е, Никита устроился поваром в гостиницу при посольстве Чехии. Но вскоре чехи взяли «своих» и Никита ушел на фриланс. В перерывах между работами знакомые по «Центрнаучфильму» звали на телецентр и, наконец, дозвались.
Трёхразовое питание: понедельник, среда, пятница
Когда Никита оказался звукооператором на телецентре, жизнь превратилась в командировку с условным «графиком работы»: если случалось ЧП, присевшая было за новогодние столы телегруппа через час могла оказаться в самолёте, летящем в Казахстан или Турцию.
«Я это называл трёхразовым питанием телевизионщика – понедельник-среда-пятница, – смеётся Никита. – Ведь если люди накормлены, они не ругаются, быстро выдают хороший материал.
Турецкие власти это учитывают:когда там была серия терактов, на освещение которых слетелись журналисты со всего мира, рядом всегда стояла машина с бесплатной едой. На улице холодно, +15. Горячий суп no price. Наши так, увы, не работают».
Однажды, отправляясь на съёмки в Пермский край, Никита взял с собой спиннинг, когда ещё в таких речках порыбачишь. «Оператор с корреспондентом посмотрели на меня ехидно: «Ну, иди-иди, что ты там поймаешь…» И когда через пятнадцать минут я вернулся со щукой в руку длинной, они только спросили: «Почему одна»?» Пермскую уху все участники съёмочной группы вспоминают до сих пор.
В семейной жизни кулинарные таланты помогли дочери Никиты, не переносившей молоко, не отказываться от любимых блюд: «Я крем для «Наполеона» вместо сливочного взбиваю на растительном масле так, что никто и не догадывается».
«У меня рак того, чего уже нет»
Но через несколько лет непредсказуемой телевизионной работы у Никиты начал побаливать желудок. Врач предложил полную диспансеризацию, в том числе фиброгастродуоденоскопию. Неприятную процедуру Никита оставил напоследок, но на ней сразу увидели опухоль.
«Испытал я шок, но продолжался он недолго. Пока ждал результатов биопсии, начал действовать, – читал в интернете все об этом заболевании. У меня такой рецепт: настраиваться нужно на худшее. Лучше потом обрадоваться, если все окажется не так плохо, как думал».
Через три месяца после обнаружения опухоли Никите удалили желудок. После операции было шесть курсов химиотерапии.
«Я считаю, что у меня была «химия-лайт». Во-первых, капали её раз в две недели, в перерывах между курсами я пил таблетки. Во-вторых, лечение я переносил сравнительно легко. При этом у меня даже в планах не было, что после операции я сяду дома или пойду на инвалидность. Я сразу решил, что выздоровею и вернусь на работу».
Не только протёртые супы
Никиту интересовало, чем можно питаться во время лечения и после операции по резекции желудка. И выяснилось, что информации катастрофически мало.
«Немного информации по питанию есть в группах и на сайте движения «Рак излечим», есть специальные курсы в Центре Диагностики и Реабилитации «Восстановление» в рамках бесплатного проекта Школа пациентов, но о них не все знают. Да и не каждый человек пойдёт на лекции в медицинское учреждение.
Никита понял: нужен сайт.
«Прямо в больнице, через 5 дней после операции я зарегистрировал домен. Друг привез мне ноутбук и я начал обдумывать план».
Группа в соцсети «Жизнь после удаления желудка» к тому времени уже была, но Никита понял, что не сможет реализовать через неё все свои идеи.
«Во-первых, есть люди, которых нет в соцсетях. Кроме того, как выяснилось, масса людей не хотят афишировать, что больны.
К сожалению, до сих пор есть люди, кто верит, что рак заразен, и онкобольные не хотят, что об их болезни узнали соседи. А ещё чаще диагноз скрывают от работодателей».
Новый сайт Никита представлял не просто как сборник рецептов. «Мне нужны были мнения врачей, специализирующихся на раке желудка. Я собирал научные статьи с рекомендациями, подписанные именами конкретных специалистов».
С некоторыми из врачей, предоставлявших материалы для сайта «Онкодиета», Никита сейчас состоит в переписке. Тех, кого не знает лично, тщательно проверяет поисковиком. В перспективе – личные блоги врачей с вопросами и ответами.
«Самая популярная статья сейчас – рекомендации врача о меню и диете после резекции желудка. Люди хотят понять, как жить и что есть после такой операции. Есть и истории людей, переживших рак желудка, – чужой опыт может быть и интересным, и полезным. Я хочу, чтобы люди увидели, что после операции при этом диагнозе они могут жить полноценно и даже вкусно, а не сидеть всю жизнь на протёртых супах. Хотя супы, кстати, оказались очень вкусными, я даже не ожидал».
Что едят люди без желудка
«Я думал, что теперь всю жизнь придётся есть протёртое. И вдруг через несколько дней после операции врачи разрешили омлет. Оказалось, даже с моим диагнозом можно есть любимую еду, – рассказывает Никита. – В итоге как я был гурманом, так им и остался.
После резекции желудка можно овощи, крупы, мясо и рыбу, отварные и паровые. Исключено жирное, жареное, острое и слишком много сладостей.
Основная сложность в подборе диеты в том, что на деле всё индивидуально. После гастроэктомии запрещено жирное мясо, но кто-то, например, мясо вообще не переносит, а я даже понемногу тушёнку ем.
Но у другого человека возможна другая реакция. Я рассказываю о сайте всем специалистам, у которых лечусь сам, и стараюсь научно обосновать каждый рецепт. Многие врачи с готовностью помогают и сами пользуются, но беда в том, что врачам некогда.
Кроме того, сейчас посыпались вопросы по питанию при других видах рака, так что впереди – огромная работа по распределению рецептов по диагнозам.
И ещё неожиданно выяснилось, что люди у нас не умеют элементарных вещей – например, правильно сварить картошку или сделать жидкую гречку и протереть её через сито. Поначалу я совсем не собирался останавливаться на таких простых рецептах, тем более, их довольно сложно красиво отснять. А теперь понимаю, – надо.
Еще очень важно питаться строго по часам и небольшими порциями – иначе организм не справится, он навсегда ослаблен».
В одиночку сайт не сделать
Сейчас Никита активно приглашает людей, согласных помочь ему в работе над проектом. В «команде» уже есть онкопсихолог, реабилитолог и переводчик-редактор статей, но нужно больше специалистов, чтобы вопросы, поступающие на портал, не оставались без ответа.
Сейчас всю работу по сайту – дизайн, контент, рецепты, готовку и съёмку блюд – Никита делает сам, дома, а чаще всего на даче в редкие выходные или после работы. Поэтому очень нужны помощники.
Фото: Павел Смертин