Смотрите, как плывут уточки!
Фонд «Навстречу переменам» помогает тем, кто помогает детям, — дает гранты организациям, способным изменить жизнь детей, сирот и не только, к лучшему. В рамках фестиваля Metro Family — летнего пикника с аниматорами, аттракционами, тематическими мастер-классами — как раз и собирали средства для этих грантов. Дети и родители могли за пожертвование в фонд «сделать ставку» на одну из резиновых уточек. Уточку можно было выкупить и в интернете, а потом следить за тем, какой номер придет к финишу первым, вторым и третьим (первые три места премировались суммой от 1000 до 500 долларов на путешествие в любую точку мира).
Всех утят запустили на огороженную часть Воронцовского пруда и затем гнали насосом к финишу. Экология парка не пострадала: каждую игрушку выловили после заплыва, обладатели уток смогли забрать их домой.
Выплыли в ноль
Получилось весело: детский гомон, кругом аниматоры, волонтеры, резиновые игрушки.
А вот уточек планировали запустить 5000, а запустили — 1000. 698 штук «продали» заранее через сайт заплыва, еще примерно триста — на месте события. Каждая уточка запускалась за пожертвование в 350 рублей — значит, сборы на акции не меньше 350 000 (еще был ящик для пожертвований, но сбор от него пока не подсчитали).
Вот только вложили в фестиваль 500 тысяч рублей. Столько фонд потратил, заказав пять тысяч резиновых уток.
— Мы амбициозно решили, что мы все пять тысяч продадим: в прошлом году такой же заплыв в Петербурге нашумел (больше ста публикаций в СМИ), сайт у нас уже был, — рассказывает директор фонда Татьяна Бурмистрова.— Кроме уточек, все остальное нам дал наш давний партнер Меtro, то есть палатки, звукоусиление, все детали — это было бесплатно. Я думаю, что с учетом того, сколько нам накидали просто в ящик и сколько мы «продали» за пожертвования прошлогодних уток и футболок, мы вышли в ноль. Точно посчитаем только 16 июня — потому что комиссия по вскрытию ящика сможет собраться только тогда, до того он будет опечатанным храниться в офисе нашего партнера — Tele2.
Затеяно не зря
Татьяна Бурмистрова уверена, что все было затеяно не зря:
— Во-первых, было весело. Во-вторых, мы видели, как люди подходили с детьми к нашим палаткам, где можно было за пожертвование взять себе прошлогоднюю утку или футболку. И дети просили игрушку у родителей, а если те отказывали, волонтеры говорили: если у тебя есть карманные деньги, положи сколько можешь, это будет твоя первая в жизни благотворительность. И 25 рублей, которые клал ребенок, значат для нас больше, чем многие другие взносы. В-третьих, рядом с нами стояли наши друзья — фонд «Измени одну жизнь», которые снимают видеоанкеты сирот, и мастерская «Руки оттуда», где дети-сироты делают скворечники. Они тоже собрали какие-то деньги, мы рады, что смогли их поддержать.
На складе осталось четыре тысячи желтых резиновых уток. Они лучше прошлогодних — когда плывут, не переворачиваются попой кверху. Может быть, кто-то их купит пост-фактум — фонд «Навстречу переменам» собирается предложить такую форму пожертвования сотрудникам компании Tele2. Оставшихся уток ждут новые заплывы:
— Яуза или Москва-река — наши следующие цели, — говорит Татьяна Бурмистрова.
Утиные заплывы ежегодно проходят во всем мире — от Лондона до Австралии. Манчестерский заплыв уток проходит каждый год в пятницу перед Пасхой (какой бы странной не казалась привязка благотворительного веселья к дню Голгофы). В 2008 году заплыв на Темзе насчитывал 250 000 «утиных» спортсменов, они буквально покрыли реку. Может быть, в следующий раз в и России уток не хватит на всех желающих, ведь в Москве это был первый опыт.
Кому пойдут деньги
Когда «Навстречу переменам» принимает решение о поддержке благотворительного проекта, фонд берет обязательства на три года. Год от года поддержка уменьшается — проект должен искать других стабильных спонсоров. Кроме денег, предоставляется доступ к экспертам, которые помогут выстроить свою устойчивую бизнес-модель, заняться социальным предпринимательством, и к сообществу друзей и партнеров фонда.
— Раньше нас финансировал шведский учредитель, но потом он заявил, что больше по разным обстоятельствам не заинтересован в финансировании России, а обязательства перед грантополучателями у нас остались. Так мы создали российский фонд. Нам немного не хватало на то, чтобы выполнить свои обязательства по поддержке двух благотворительных организаций – фонда «Рауль» (они трудоустраивают детей-сирот с особенностями развития, так называемых «7-го вида» в Санкт-Петербурге) и галереи «Белая лошадь» в Геленджике, где шедевры создаются из вторсырья.
Мы поддерживаем не все подряд благотворительные организации, а те, кто имеет потенциал системности, готовы масштабироваться, меняют что-то в головах у людей. Например, после посещения галереи «Белая лошадь» ты действительно начинаешь думать о том, что планета не бесконечна и что не стоит выкидывать надоевшую вещь, — рассказывает Татьяна Бурмистрова.
В итоге, когда ящик с пожертвованиями вскроют, все собранные за время фестиваля деньги посчитают, эти средства пойдут на гранты «Раулю» и «Белой лошади». Плюс положительные эмоции сотен участников фестиваля, минус затраченные усилия команды и партнеров фонда. Плюс опыт — никогда не напрасная инвестиция.