Два способа и один колясочник
Москвич Александр Федоров — инвалид I группы. Он передвигается на коляске с 2001 года. В его доме в Алексеевском районе Москвы нет ни пандуса, ни электроподъемника.
Пока ему приходится полагаться на помощь жены, чтобы войти в дом и подняться по лестнице до лифта.
Коляска Александра весит чуть больше 10 кг, а он сам — больше 70 кг. В теплой одежде – около 100. «Ни к врачу, ни погулять без приключений не выйти», — говорит он.
Об установке хоть какого-то средства доступности Александр хлопочет с 2003 года.
«Сначала я писал во все инстанции — от управы до тогдашнего мэра Москвы Лужкова. В префектуру писал, в домоуправление, в управляющую компанию. Написал даже Путину с Медведевым на горячую линию», — рассказывает Александр.
Сначала ему говорили, что даже пандус в его подъезде нельзя установить по техническим причинам. Но сменился начальник управы — и поставили пандус на трех пролетах из четырех. А вот на последних 10 ступеньках, которые ведут от двери подъезда к лифту, снова сказали — нельзя.
«Пандус и правда нельзя — слишком круто получится. А вот электроподъемник — можно. Меня даже в какую-то очередь поставили, еще в 2013 году, — говорит Федоров. — Правда, почти сразу стали приводить слова какого-то инженера, который якобы заявил, что у нас в подъезде установить его невозможно. Пришлось самому узнавать, можно или нет: позвонил в фирму, которая занимается установкой, там мне сказали, что нужен официальный запрос от управы или домоуправления или еще какого-то городского органа власти. Искал, что делать, — обратился к нашему районному депутату, он дал запрос. В итоге выяснилось, что есть не один способ поставить у нас в подъезде подъемник, а целых два».
Пока Александр Федоров все еще в очереди, и когда она подойдет — неизвестно. «Жду установки уже три года, хотя хлопотать начал еще 13 лет назад, — говорит он. — Некоторое время назад мне говорили в органах соцзащиты, что я чуть ли не один из первых. Письмо мне написали из управы: «Будем думать, что делать». Я так понимаю, в переводе это: «Будем думать, как вам еще отказать»».
Александру не однажды советовали подать в суд, но он пока не решается. «Нужен грамотный юрист, который бы составил заявление. На него нет средств. Кроме того, подать в суд — значит полностью поссориться с управой, чего не хочется. Я настойчиво пробую добиться хоть какого-то ответа, но пока мне советуют позвонить позже или просто не берут трубку».
Откидной, гусеничный, шагающий
Что делать, если стационарный пандус невозможен, а подъемник все никак не ставят?
«Есть адаптивные решения, — объясняет Мария Капранова, руководитель проектов компании «Пандус Москва». — Но тут важно понимать, на кого мы рассчитываем. Для мам с колясками в такой ситуации могут подойти откидные пандусы — это удобный вариант при нехватке места в подъезде: после использования их можно откидывать к стене. Их очень часто заказывают «Жилищники» и для установки по просьбе инвалидов. Такие пандусы стоят недорого — 10 тысяч рублей с установкой».
Откидной пандус для Александра Федорова — не выход. Жена не сможет его вкатывать и скатывать по нему — если ей изменят силы, муж уедет в стену, угол наклона в подъезде Александра очень крутой.
Ему предлагали пользоваться мобильными подъемниками — шагающим или гусеничным. Но те модели, что испытывал Александр, не могли облегчить ему жизнь: шагающий был не очень качественным и застревал на каждой ступеньке, а гусеничный не умещался в лифт, развернуться с ним на лестничной клетке было невозможно.
Кроме того, мобильные подъемники — это сама по себе нелегкая конструкция, и даже если представить, что Александр добирался бы до первого этажа, мобильный подъемник его сопровождающему приходилось бы транспортировать обратно в квартиру. Не оставлять же его в подъезде?
Диспетчер спит — подъемник не работает
Подъемники — это еще и дорого. Цены — от 70 тысяч (но у дешевых, по словам экспертов и людей с инвалидностью, страдает качество: такие подъемники быстро ломаются) до миллиона рублей. Поэтому на их бесплатную установку большая очередь.
Ольга Л., 17 лет передвигающаяся на коляске, ждала своей очереди два года.
«Наша квартира на первом этаже, но до лифта нужно было подниматься по ступенькам. Я встала в очередь через соцзащиту на установку подъемника в нашем подъезде — но ничего не происходило около двух лет, — рассказывает она. — Я часто интересовалась, когда же подъемник поставят, на каком месте я в очереди, но мне всегда говорили, что это закрытые сведения, чуть ли не секретная информация. В конце концов, мне стало казаться, что меня в этой очереди просто нет. По наитию написала письмо в департамент капитального ремонта — и подъемник быстро поставили. Просто попали пальцем в небо, как говорится, — никто не говорил, что так можно сделать».
Но даже когда подъемник был установлен — проблемы Ольги не кончились. Чтобы спуститься или подняться на нем, ей приходилось звонить диспетчеру, чтобы он включил электричество.
«Я веду активный образ жизни, иногда возвращаюсь домой поздно, когда диспетчера уже нет на месте. И несмотря на то, что ключ от подъемника у меня есть, воспользоваться я им не могла», — говорит она.
Друзья Ольги, передвигающиеся на колясках, тоже жаловались на такое «крепостное право» для пользователей подъемников.
«Мой приятель решил мою проблему, тайком переделав соединения проводов в подъемнике — теперь я не звоню диспетчеру, а включаю его сама. Это не совсем законно, наверное, но все делают вид, что ничего не происходит — диспетчер не может следить за моими передвижениями постоянно», — говорит она.
По словам сотрудника одной управляющей жилищной компании, ДЭЗы и ЖЭКи с неохотой берутся за установку подъемников. Эти устройства требуют больших затрат на установку и обслуживание, дорогого ремонта в случае поломки — еще и поэтому за подъемниками постоянно должен следить диспетчер через видеокамеру.
Регби с препятствиями
У Валерия Кривова, капитана сборной России по регби на колясках, сотрудника РООИ «Перспектива», тоже были проблемы с установкой подъемника в подъезде дома, где он живет. Но ему повезло.
«До лифта, как в любой многоэтажке, построенной лет 20 назад, у нас 7-8 ступенек — без посторонней помощи невозможно обойтись, — рассказывает Валерий. — Я написал заявление в Департамент социальной защиты Москвы, меня поставили в очередь на установку. Был в этой очереди 20-м или 21-м, а всего в год — мне сказали так — подъемников устанавливают только 4-5 по Москве».
Хорошо, во-первых, что габариты подъезда позволяли подъемник поставить, а во-вторых, Валерию Кривову помог Паралимпийский комитет России — оттуда направили ходатайство о том, чтобы подъемник в его подъезде установили быстрее.
«Письмо из комитета помогло — меня переместили в первоочередники. Но все равно приходилось ежедневно звонить, напоминать о себе до тех пор, пока установили подъемник», — говорит он.
Кроме подъемника еще в подъезде заменили двери, сделали пандус, положили плитку. Правда, признается Валерий, зимой колеса на ней скользят.
На территории при доме тоже сделали спуск — им сейчас пользуются все, кому надо плавно съехать на тротуар.
Нерешенные проблемы остались в квартире. «Перемещаться мне на коляске в нашей квартире неудобно. В туалет, например, я попасть не могу вообще, потому что обустроить это технически нельзя, а на капитальный ремонт нет ресурсов и возможности», — говорит Валерий.
Обустройство квартиры для человеку с инвалидностью — это история, к которой мы обязательно вернемся.
Читайте также:
Как добиться установки пандуса или подъемника в подъезде жилого дома: пошаговая инструкция