В каких-то школах администрация сердится на настойчивость фондов, в каких-то наоборот сетует, что им никто ничего не предлагает и придумывать приходится самим, импровизируя на ходу. Где-то ставят ящики, где-то наоборот ругаются, что ящики – это незаконно и осваивать надо электронные платежи.
В некоторой школе учитель хотел провести акцию со своим классом, и все родители уже собрали деньги и запланировали купить один хороший букет от всех, но внезапно учителя поменяли, пришел новый классный руководитель, который так испугался этой инициативы, что попросил утрясти все с администрацией, а сам он, мол, такую ответственность на себя взять не может.
В соцсетях появились и голоса мужей учителей, они пишут о том, что непорядочно лишать педагогов праздника. А дети учителей, наоборот, ругаются, что букетов много, ставить их некуда, в вазах надо менять воду постоянно, а иначе вся квартира в мухах, а уж если дарят розы – вообще беда. Надо их на ночь в холодную воду класть, а утром снова в вазы. Лучше, говорят они, дарите конфеты!
Пишут предметники о том, что цветы всегда перепадают классным руководителям, а им все равно не достается ничего, поэтому нечего их этими букетами попрекать. Пишут мамы, что своей акцией организаторы хотят лишить радости их детей, которым нравится идти в школу с букетами и дарить их любимым Мариваннам.
Другие мамы, наоборот, говорят о том, что никогда и не покупают эти самые цветы, а любовно растят их на грядке в саду, поливают, пропалывают, подкармливают и вкладывают в этот букет не столько деньги, сколько труд. А теперь он оказывается никому не нужен, ценнее – 100 рублей, пожертвованные на инвалидов.
Представители фондов пытаются народ успокоить, они говорят – да дело-то это добровольное, хотите участвуйте в акции, хотите – нет. Но оказывается, добровольность акции во многих школах – условная, составляются списки, обязательные взносы, назначаются ответственные за выполнение плана.
Наблюдающие со стороны делятся на две категории – «ну опять эти безумные родители развели пионерию» и «а почему все только тем, у кого школа и дети, мы тоже хотим».
Первые припоминают лозунги советских времен про пятилетку за два года, иронично украшая ими споры, сводя хорошую идею помощи ближнему к уродливой обязаловке, контролируемой начальством.
Вторые идут дальше – придумывают какие-то альтернативные акции и флешмобы. Например, пожертвуй ужином ради голодающих Африки. То есть, высчитай, сколько стоит твой ужин, вспомни о том, что у тебя давно уже лишний вес, откажись от еды «после шести» и переведи сэкономленную сумму в благотворительный фонд. Или откажись от кофе, в кафе он стоит не меньше 300 рублей, отдай лучше деньги в приют для животных или еще куда-нибудь.
И вот ты, обычный человек, стоишь на распутье. Либо надо выискивать деньги вместо выращенных на огороде астр, отказываться от гречки на ужин и, переводя 20 рублей детскому дому, смотреть, как энергично пожирают ее твои дети, а потом ругаться на них весь вечер, потому что, когда ты голодный, ты злой.
Надо вспомнить, что кофе ты пил в кафе в прошлом году, это было приятно, но ведь мог бы и не пить. Зачем позволять себе такое расточительство и баловство!
Либо смириться с тем, что ты жадный, жирный и с цветами.
На самом деле, проблема акции «Дети вместо цветов» в одном слове – «вместо». Оно коробит одних и заставляет других проявлять неуместное рвение. Почему доброе дело должно быть обязательно вместо – букета, ужина, чашки кофе, каких-то вещей, к которым мы привыкли. Почему надо обязательно перекраивать устоявшийся мир, переделывать, кромсать и отбрасывать то, что кому-то может быть дорого за ненадобностью в мусорный ящик, оскорбляя на ходу всех, кто не готов маршировать строем в этом же направлении.
Из трех школ, в которых учатся мои дети, акция «Дети вместо цветов» имеет определенный успех только в одной. Это не хорошо и не плохо, потому что, например, в другой проводятся потрясающие рождественские благотворительные ярмарки, а в третей учатся дети-инвалиды, и они радуются, когда внимание проявляют к ним.
В той школе, где активно собирают деньги 1 сентября в пользу одного известного и крупного фонда, инициатива исходит от учителей, они накануне пишут письма всем родителям, что хотели бы поддержать больных детей, и уже родители организовывают один большой букет от всех и сбор средств в пользу фонда. Из фонда приходят волонтеры, которые рассказывают о болезни, о том, как ее лечат. Сколько это стоит, почему такое лечение не под силу одному, но его можно оплатить сообща. С детьми говорят, им объясняют, на что подойдут деньги, они понимают, что происходит.
Только так, на мой взгляд, эта акция будет иметь успех. И работа по подготовке к ней не должна начинаться в последних числах августа.
Ювелирный труд по выращиванию социально активных людей должен быть круглогодичным. Только тогда, возможно, наши дети или внуки смогут помогать не ссорясь, жертвовать, не обвиняя, отдавать, не заглядывая в чужой кошелек.