Православный портал о благотворительности

Земли для многодетных нет

Давать земельные участки многодетным семьям обещают уже давно. И президент, и премьер-министр, и другие министры. Но земли почему-то нет. Мы попытались разобраться

Давать земельные участки многодетным семьям обещают уже давно и все, кому не лень. И президент, и премьер-министр, и другие министры. Сказать, что ситуация не сдвинулась с мертвой точки нельзя, так как некоторые семьи действительно получили земельные участки. Но остальные продолжают стоять в очереди, большинство же даже не могут попасть в списки очередников. Мы попытались разобраться, почему сложилась такая ситуация.

В 2011 году президент сказал: всем многодетным — по участку! И вышел соответствующий Федеральный закон. Дальше закон «спустили» на регионы, каждый из которых «уточнял» этот закон для своих жителей. И как раз в этих подзаконных актах и кроется большая часть проблем. В «главном законе» говорится, что земля положена всем многодетным. В местных законах поправили — только тем, у кого нет земли. Причем никакой. Даже одной тысячной доли участка размером в три сотки. Кроме того, органы местного самоуправления приняли решение, что претендовать на землю могут только те семьи, где папа и мама прописаны в соответствующем регионе больше пяти лет. Только такие семьи могут встать на очередь. Остальным земли не положено.

«Все эти подзаконные акты на уровне местных властей в регионах разные, но сводятся к сплошным барьерам, рассказывает Виталий Рябцев, многодетный отец, заместитель генерального директора одной из радиоэлектронных государственных компаний. Вот и получилось, что из 27 тысяч многодетных семей Московской области на очередь встали только восемь с половиной тысяч».

Этот упор на пять лет регистрации в одном месте — чистейшая калька советских «крепостных» законов, которая и сейчас сохраняется во многих городах. Все, кто пытался встать на жилищную очередь в Москве, знают, что для этого надо быть прописанным в одном месте не менее пяти лет. Такую же практику решили применить и к постановке на «земельную очередь» многодетных семей.

В коллективном письме многодетных родителей, опубликованном на сайте «Демократор» говорится по этому поводу: «Зачастую из-за отсутствия возможности иметь собственное жилье молодожены остаются зарегистрированными по месту жительства своих родителей, при этом они не перестают быть одной семьей. Просто регистрация – формальный акт – показывает, что они находятся в разных местностях. Реально же семья, как правило, проживает целиком по одному адресу – это может быть как адрес регистрации одного из родителей, так и адрес съемной квартиры. Разные адреса регистрации родителей ни в коей мере не показательны при определении, являются ли они одной семьей. Тем более зарегистрированные в разных местах родители и дети не перестают быть многодетной семьей, что подтверждается нашими удостоверениями многодетной матери и отца».

«Если вы с экранов говорите, что нужно улучшать демографию — создавайте соответствующие для этого условия, – считает Рябцев и не только он. Действительно, странными выглядят призывы чиновников «рожать побольше», идущие вразрез с проводимой политикой, когда на пути желающих «рожать побольше» постоянно ставят преграды.

Но некоторые эксперты уверены, что это пятилетнее ограничение несет в себе только пользу. Так, например, Денис Ульянов, юрист Общества потребителей, считает, что эта советская практика призвана охранять коренное население регионов. В том числе от ушлых приезжих, которые стремятся всеми правдами и неправдами выбить себе в России все блага, положенные гражданам страны. «Если федеральный закон дает право менять что-то на уровне регионов, то регион делает так, как считает полезным для своего населения, – говорит Ульянов. – Если отменить сейчас эти пять лет, то землю в России будут получать многодетные таджикские, узбекские, китайские и прочие семьи. Для своих ничего не останется». А «свои», по мнению Ульянова, должны это понимать и рассчитывать свои силы перед тем, как рожать детей. В частности, грамотно решать вопросы прописки, если идет расчет на государственную помощь, а не на собственные силы.

Другая проблема — становление детей совершеннолетними. Старшему ребенку исполняется 18 лет, семья перестает быть многодетной и просто слетает с очереди. Или даже не успевает на нее встать, пока собирает документы для постановки на нее. При этом «льготы», согласно закону, имеют семьи, чье совершеннолетние дети учатся в вузах или служат в армии. Несовершеннолетие в этом случае продлевается до 23 лет. Но чиновники во многих регионах не читают эти нормы указа президента «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» и говорят «до свидания» многим семьям с детьми старше 18 лет.

Так, семье Аминьевых из Свердловской области отказали в постановке на «земельную очередь» – из-за старшей дочки, 18-летней студентки техничекого вуза. «Я ссылаюсь и на указ президента и на другие законы по поддержке многодетных, – рассказывает Мария Аминьева, мать семейства. – Кроме того, мы признаны малоимущими. Но нам все равно отказывают, хотя по остальным параметрам мы подходим для программы по получению земли. Я уже даже думаю родить четвертого, потому что нет больше сил жить в малогабаритной двушке».

И это тоже далеко не все проблемы. Даже если семье удалось встать на очередь, не факт, что ей дадут землю. К примеру, из 8,5 тысяч семей Московской области, вставших на очередь, участки дали только 200 семьям. Да и они не так уж этому радуются. «Мы стояли на очереди три месяца и нам дали участок, – рассказывает Александр Дзыбан, многодетный отец. – Живем мы в Электроуглях, участок в Ногинском районе, недалеко, всего 40 километров. Но участок — это громко сказано. Поле! Нет ни газа, ни канализации, ни электричества, ни даже дороги нормальной!» Участки в этом месте выдали 74 семьям. Сейчас они ведут войну с местной администрацией хотя бы за электричество. Хотя, по закону, земли, выдающиеся многодетным, должны быть оснащены коммуникациями. И на это у чиновников есть ответ – «будут» и «работы ведутся». Кстати, многие получают такой же «участок в поле», но еще и в 200 километрах от места регистрации. А те, кто отказываются от такого «счастья», с очереди снимаются.

В других регионах ситуация не лучше. Но в Московской области она прямо-таки плачевна. Дело в том, что муниципальной земли просто нет. Ее уже давно продали, сдали в аренду или подарили. В итоге чиновники вынуждены были обратиться в фонд федеральной земли, чтобы хоть откуда-то выкроить участки для неудобных многодетных, которые тем временем, ждут и жалуются. Но чиновники ничего поделать не могут, они тоже… ждут.

В итоге семьи решили объединяться и писать письма и обращения. Одно из них адресовано Беглову А.Д. , полномочному представителю президента в Центральном федеральном округе. Семьи просят Беглова поддержать изменения в закон, которые убрали бы из него «пятилетний ценз оседлости», установили конкретные сроки предоставления земли с момента постановки на очередь, установили расстояние, в пределах которого должен находиться участок, четко определили требования к участкам. Также многодетные просят сохранить право на получение участка в случае отказа от того участка, который им по каким-то причинам не подходит.

Несмотря на все это такие регионы как Курская и Белгородская область уже отчитались в том, что участки выдали всем, кому было положено. Что это за участки, сказать сложно, потому что за всеми не уследишь, но и довольные семьи тоже есть. Яна Копытова, многодетная москвичка, рассказывает: «Нам месяц назад выдали участок в 100 километрах от Москвы. Далеко, конечно. Но электричество уже есть, асфальтовая дорога до поселка проложена, обещают газ в следующем году, я же лично видела, что подводят газовую трубу. Будем стоить дачу».

Ну а остальные многодетные ждут, надеются, собирают документы. Или довольствуются тем, что есть. По крайней мере многодетным Московской области точно есть на что рассчитывать — для выделения земельных участков им в областном бюджете уже заложено почти два миллиарда рублей, а губернатор Подмосковья, Сергей Шойгу, пообещал, что в 2013 году участки выдадут всем многодетным. Тем, кому полагается, разумеется.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version