Зеленый свет для инвалидов: Европа и Россия

Маломобильные группы населения – старики и инвалиды, люди, для которых четыре стены собственного дома становятся подчас единственным, что окружает их на протяжении недель, месяцев, лет. В Европе и Америке много делается для создания т.н. безбарьерного пространства – условий, позволяющих людям с ограниченными возможностями без проблем перемещаться по городу. В России с этим гораздо хуже, но и здесь есть положительный опыт

Маломобильные группы населения – люди, для которых четыре стены собственного дома становятся подчас единственным, что окружает их на протяжении недель, месяцев, лет. Кто-то из них уже успел забыть, что такое музей или театр, для кого-то остается только мечты о посещении храма, купол которого виден из окна. Редкие поездки в поликлинику, реабилитационный центр или по делам, связанным с оформлением необходимых документов, для таких людей часто являются настоящим мучением.

Чего стОят, например, турникеты, уже более года назад установленные в наземном общественном транспорте Москвы! Вход в салон осуществляется через узкую, и часто снабженную ступеньками переднюю дверь. Чтобы пройти в салон, льготным категориям следует приложить социальную карту москвича (СКМ) к считывающему устройству, а когда загорится зеленый цвет, пройти через «вертушку». Эта несложная на первый взгляд операция оказывается крайне затруднительной для многих пожилых людей или инвалидов. Для человека на коляске вход в автобус через турникет невозможен.

Вот заходит инвалид. В руках тросточки. Правой рукой перекладывает в левую одну трость, чтобы достать СКМ. Все той же правой нужно приложить карту к кружку. Загорается зеленый, тут бы проскочить побыстрее, но проход затормаживают трости, которые задевают вертушку. Хорошо, если время – не час пик и сзади не напирает толпа. В противном случае, проезд в общественном транспорте становится не только серьезным напряжением физических сил, но и тяжелым психологическим испытанием.

«Настоящие мышеловки – эти турникеты, вечно я там свою клюшку роняю, еще ни разу, как человек через них не прошла… И выходя из средней двери автобуса, тоже вечно нервничаю, что водителю надоест меня ждать», – подобными жалобами пестрят Интернет-конференции инвалидов, стоит там заговорить о городском транспорте.

Как решают эту проблему в Европе? Наш корреспондент Елена НЕСМАЧНАЯ опросила участников международных Интернет-конференций инвалидов, и вот что узнала:

Германия
В Германии 70% всей транспортной сети специально приспособлено для удобного передвижения инвалидов в инвалидных колясках. Передвижение людей, потерявших зрение, облегчают устные объявления на вокзалах и в поездах, а также специально оборудованные бордюры на станциях. Инвалиды, желающие поехать в церковь на службу, могут отправиться туда как самостоятельно – большинство инвалидов имеют собственные
автомобили, с помощью сопровождающего, так и с помощью специальных транспортных служб для инвалидов. Иногда люди, которые входят в местную церковную общину, сами организуют перевозку инвалидов на частных машинах. Такие машины оборудованы всеми необходимыми средствами. Немецкие железнодорожники много делают для того, чтобы планирование поездки и сама поездка были для людей на колясках и с другими физическими недостатками наиболее приятными. В 1999 году был создан центр мобильности, позвонив в который по «горячей линии», можно заказать помощь при посадке, высадке и пересадке. Теперь эту услугу можно также заказать и по Интернету.

Здесь под нужды людей с ограниченными возможностями «заточен» и обычный городской транспорт. За счет низкой платформы и отсутствия ступенек создается впечатление, что автобус как бы «приседает». Если водитель видит человека в коляске, то из первой двери выезжает пандус, и инвалид спокойно заезжает в автобус. Свободное пространство без сидений в салоне предназначено для удобной парковки. Водитель не тронется с места, пока не убедится, что человек на месте. Тоже самое и в трамваях. Для того, что бы инвалиду попасть в салон, нужно просто встать на платформе в месте, обозначенном специальным инвалидным значком. Здесь окажутся двери вагона, когда трамвай остановится. Все платформы оборудованы пандусами, по которым легко заехать на платформу на коляске. Конечно, не все остановки трамвая оборудованы платформами и пандусами, но транспортные фирмы стараются по мере возможности восполнять дефицит, чтобы трамваями и автобусами могли бы пользоваться инвалиды, пожилые люди и мамы с детскими колясками. В тех местах, где трамвай идет под землей, к остановке можно спуститься на просторных лифтах, в которых свободно может разместиться инвалидная или детская коляска. В новых трамвайных вагонах марки ТМ 5000 места для инвалидов в салоне трамваев расположены вдоль ряда захлопывающихся сидений: если нет людей, которые нуждаются в месте для коляски, сиденья можно раскрыть и использовать всем. Если понадобится место, вежливые немцы с удовольствием сиденье захлопнут и уступят человеку на коляске. В электричках есть специальный вагон для колясочников и велосипедистов. Там же есть и просторный туалет. Специальные люди, которые есть на всех железнодорожных вокзалах, посадят и встретят инвалида.
Что касается такси, оно работает на тех же условиях, что и для всех. Только самым малоимущим инвалидам город оплачивает 1200 км в год для проезда на специальном авто. И то при условии, что протяженность поездки не далее 100 км от города.

Финляндия
Инвалиды в основном передвигаются на такси. Неработающим инвалидам выделяется порядка 18-20 поездок в месяц, работающим – прибавляются 40 рабочих поездок. Общественный транспорт так же как и в Германии полностью приспособлен для инвалидов. Везде пандусы во всех местах массового пользования – магазины, почта, банки – или лифты на крайний случай. Наилучшим образом для колясок (как инвалидных, так и детских) оборудованы крупные торговые центры. Для незрячих повсюду маячки и рельефные полы. Много надписей по Брайлю.

Англия
Приспособленность городского транспорта такая же хорошая. Если водитель видит, что на остановке инвалид в коляске, то автобус как бы спускает воздух и «приседает», вторая дверь автоматически выдвигает пандус, и человек может спокойно заехать. В середине автобуса есть специальное место для коляски.

Водитель так же ждет, пока человек сидящий в коляске не поставит коляску на тормоз. Чтобы выйти на нужной остановке надо нажать на кнопку, которая находится на уровне стоящего человека, но для инвалида сидящего в коляске, сделана кнопка на его уровне. Пол трамвая находится на одном уровне с остановкой, поэтому спокойно можно заезжать без пандуса. В метро есть специальные лифты (хотя они не везде работают). Люди, которые работают на платформе, всегда на виду. И если нужен пандус, чтобы заехать в поезд, можно попросить чтобы помогли служащие метро, всегда находящиеся на платформе, а поезд не тронется с места, пока инвалид не заедет в вагон. Работник с платформы интересуется, на какой станции он будет выходить, и по рации передает, что в таком-то вагоне едет человек на коляске, то есть его на той станции ждут его, чтобы помочь.
Если инвалид, или просто пожилой человек не может сам добраться до поликлиники, ему заранее необходимо позвонить туда и заказать транспорт на определенный день. Машина скорой помощи, оснащенная автоматическим пандусом, доставит больного к врачу и потом домой. Большинство лондонских такси оборудовано специальными сиденьями для инвалидов. Но такси дорогое – только посадка обойдется в 2.50 фунтов стерлингов. При попытке нашего собеседника вызвать такси по специальной инвалидной карточке, ему предложили ждать не менее 3 часов.

Испания
Весь транспорт, улицы, музеи, магазины оборудованы всем необходимым для колясочников. Неудобства связаны в основном с историческими частями испанских городов – там много подъемов-спусков, встречается булыжная мостовая. Рейсовые автобусы, курсирующие по побережью, могут сажать колясочников без особой помощи других пассажиров.

Существует в нашей стране успешный опыт решения этой проблемы. 3 ноября исполнится год со дня запуска проекта «Социальное такси» в Санкт-Петербурге. На прошедшей недавно пресс-конференции, посвященной накопленному опыту, побывала наш корреспондент Наталья ШТЕЙНЕР:


В беседе с журналистами приняли участие: представители Комитета по труду и социальной защите населения Правительства Санкт-Петербурга: Александр Ржаненков – председатель Комитета, Дмитрий Буйневич – заместитель председателя Комитета и Любовь Рощупкина – начальник Информационно-справочной службы Комитета; Кирилл Петренко – начальник отдела организации пассажирских перевозок Комитета по транспорту; Сергей Анденко – депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга; Станислав Долгополов – консультант по социально-правовым вопросам Городской Ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов (ГАООРДИ), а также представители автотранспортных организаций города

Социальное такси – это обычный или специализированный, т.е., оборудованный аппарелями или подъемниками, автомобиль, который по предварительной заявке и на льготных условиях перевозит людей, относящихся к маломобильным группам населения и их сопровождающих, к социально значимым объектам города. Есть оно и в Москве, здесь специальные талоны, дающие некоторым категориям граждан право воспользоваться льготным транспортом, распределяются через социальные службы. Еще в ряде регионов отдельные учреждения социальной защиты приобретают собственный транспорт и работают индивидуально с каждым, обратившимся за помощью. Но только в Санкт-Петербурге на сегодняшний день принят отдельный закон о специальном транспортном обслуживании, а оказание услуги стало системой.

По закону, право разового проезда на льготных условиях (а это значит, что 90% стоимости проезда оплачивается за счет средств бюджета города) предоставляется следующим категориям граждан:
– инвалидам, в том числе детям-инвалидам, имеющим ограничения передвижения и медицинские показания к обеспечению техническими средствами реабилитации в виде кресел-колясок, костылей, тростей;
– инвалидам по зрению 1 группы или 3 степени ограничения способности к трудовой деятельности;
– детям-инвалидам по зрению в возрасте до 18 лет;
– инвалидам Великой Отечественной войны;
– лицам старше 80 лет, имеющим 1 группу инвалидности или 3 степень ограничения способности к трудовой деятельности.

5 июня 2007 года Правительством Санкт-Петербурга был одобрен проект закона, расширяющий список категорий граждан, имеющих право на специальное транспортное обслуживание. Возможно, уже в 2008 году к вышеперечисленным категориям прибавится еще три:
– инвалиды, в том числе дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, имеющие ограничения к передвижению и медицинские показания к обеспечению техническими средствами реабилитации в виде опор;
– инвалиды, имеющие 1 группу инвалидности или 3 степень ограничения способности к трудовой деятельности (независимо от медицинских показаний);
– дети-инвалиды в возрасте до 7 лет (независимо от медицинских показаний).

А к 2009 году список пополнится еще двумя категориями граждан:
– лица старше 80 лет, имеющие 2 группу инвалидности или 2 степень ограничения способности к трудовой деятельности;
– участники Великой Отечественной войны, имеющие группу инвалидности.

Также законом установлен список социально значимых объектов Санкт-Петербурга. К ним относятся:
– орган законодательной власти Санкт-Петербурга;
– органы исполнительной власти Санкт-Петербурга;
– органы судебной власти и прокуратуры;
– органы местного самоуправления;
– отделы социальной защиты населения администраций районов;
– учреждения социальной защиты и социального обслуживания населения;
– территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации;
– лечебно-профилактические учреждения;
– организации, обеспечивающие протезно-ортопедическими изделиями и средствами реабилитации;
– санаторно-оздоровительные учреждения;
– органы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
– учреждения образования;
– культурно-зрелищные учреждения;
– аэропорты и вокзалы.

Распоряжением Комитета по труду и социальной защите населения также утвержден адресный перечень социально значимых объектов, сегодня это более 3600 адресов.

Человек может подать заявку на предоставление специального транспортного обслуживания по телефону. Заявка подается в среднем за 3 рабочих дня до запланированной поездки. Потребитель услуг оплачивает лишь 10% стоимости проезда, что с 1 августа сего года составляет:
– 1 км пути – 2,38 руб. (при поездке на автомобиле, оборудованном аппарелями или подъемниками, – 2,79 руб.);
– 1 час ожидания – 30,06 руб. (при поездке на автомобиле, оборудованном аппарелями или подъемниками, – 31,58 руб.);

В 2006 году в проекте участвовали три транспортные организации, прошедшие квалификационный отбор, проводимый Комитетом по транспорту. Сегодня таких организаций уже одиннадцать; можно говорить о повышении заинтересованности автотранспортных организаций в участии в проекте. Не исключено, что в скором будущем горожане смогут оставлять заявки на социальное такси прямо в день запланированной поездки. Уже сегодня очереди почти не существует, период ожидания сокращен до минимума. В 2006 году (за два месяца работы социального такси) было выполнено 1992 заявки. В 2007 году (за восемь прошедших месяцев) – 12567 заявок, т.е., количество выполняемых заявок в месяц увеличилось в полтора раза. Каждый день социальное такси заказывают от 70 до 110 питерцев.

Чаще всего люди просят доставить их в лечебно-профилактические учреждения (66% заявок), культурно-зрелищные учреждения занимают в этом списке одно из последних мест (5% заявок). Список социально значимых объектов планируется постоянно расширять в зависимости от потребностей горожан и объемов финансирования. В частности, планируется включить в список храмы города и дачные участки.

Главный вопрос, который сегодня беспокоит организаторов и участников проекта – это качество предоставляемой услуги. Пассажир должен чувствовать себя комфортно, получить удовольствие от общения, от того, что у него, наконец-то, появилась возможность вырваться из замкнутого пространства собственной квартиры и увидеть город хотя бы из окна автомобиля. Чтобы услуга могла быть предоставлена оперативно и на высоком уровне, люди, работающие в системе, должны быть соответствующим образом экипированы, а автомобили находиться в идеальном состоянии и иметь специальный отличительный знак, видный всем участникам дорожного движения.

Каждый пассажир социального такси уже сегодня имеет право на сопровождающих: это могут быть его родственники, друзья или соседи. Часто в качестве сопровождающих приходится выступать водителям: бывали случаи, когда именно они на руках переносили своих пассажиров через сугробы.

Вызвать социальное такси жители Санкт-Петербурга могут, обратившись в справочно-информационную службу «Городского центра по начислению и выплате пенсий и пособий» по телефону 334-41-44, с понедельника по пятницу, с 9:00 до 17:00.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?