Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Здесь вам не санаторий

Попав в больницу, мы вынуждены мириться с внутренними правилами – порой они напоминают тюремные. Встречи с близкими – по часам, на улицу – ни ногой. Зачем эти ограничения и обязаны ли мы им следовать?

Фото: Андрей Стенин / РИА Новости

В больнице или поликлинике человек обнаруживает, что его поведение строго регламентируется. Он должен придерживаться не им придуманного распорядка дня, получать процедуры по расписанию, готовиться к визитам врачей. Сотрудники учреждения ведут записи, но вовсе не обязательно показывают их пациенту.

Больница – не тюрьма, но режим имеется

Для встреч с близкими в стационарах отводится специальное время, как правило, не слишком продолжительное. Обычно это вечерние часы, примерно с 16.00 до 19.00 (плюс-минус час), к которым по выходным добавляется еще некоторое время, обычно с 11.00 до 13.00. Нарушать распорядок не позволяет пропускная система и охрана на входе.

В некоторых больницах отношение к соблюдению «внутренних правил» достаточно жесткое: никаких исключений. В других стараются более гибко учитывать потребности пациентов и их семей.

Например, в ГКБ № 68 в первые сутки после госпитализации родственникам разрешают приходить утром. В ГКБ № 29 есть предпочтительные часы для посещений, но, если родственники больных просят разрешить им прийти после работы, к семи вечера, это допускается, рассказал заведующий отделением реанимации и интенсивной терапии Алексей Эрлих.

«Конечно, легче, если никто не ходит, над душой не стоит, – добавил он. – Но иногда очень нужны родственники. Например, если пожилой человек «потерялся» после операции, не понимает, где находится и что происходит, ему очень важно увидеть близкое лицо».

В Центре паллиативной медицины с пациентом можно находиться круглосуточно, при этом посетителю могут организовать отдых и питание. Особые условия созданы и в паллиативном отделении больницы Святителя Алексия, митрополита Московского. «Для всех отделений, за исключением паллиативного, у нас посещение пациентов стандартное – с 17.00 до 19.30, – рассказал «Милосердию.ru» Виталий Чеглаков, заместитель главного врача. – В выходные и праздничные дни дополнительно открываем посещения с 11.00 до 13.00.

Паллиативное отделение – это отделение для пациентов с тяжелыми неизлечимыми заболеваниями. К ним абсолютно индивидуальный подход. Посещение этих пациентов у нас круглосуточное. Если родственники либо знакомые захотят встретиться с пациентом, они могут прийти даже ночью. Охрана у нас предупреждена. Родственники записываются, проходят и свободно общаются без ограничений».

Медкарта на руки: просить или судиться?

Зачем нужны правила

Фото с сайта gazetahimik.ru

«С утра у нас пациент проходит определенные процедуры. Есть обходы врачей, обходы заведующего отделением, обходы главврача, лечебные процедуры. Пациент должен быть на месте, чтобы не было такого, что приходит медсестра делать необходимый по времени укол, а его в палате нет, потому что он ушел с родственниками встречаться», – сказал Чеглаков. «Мы не должны забывать, что больница – лечебное учреждение, а не санаторий, – подчеркнул он. – Прежде всего для больницы важно вылечить пациента. А посещение, общение с родственниками – это уже отходит на второй план, если речь идет о стандартных отделениях, а не о паллиативном».

Впрочем, администрация всегда идет навстречу пациентам и их семье. «Если есть какие-то эксклюзивные обстоятельства, например, родственник приехал на один-два дня и не может прийти в отведенные часы, либо у пациента какая-то операция запланирована, само собой, по согласованию с заведующим отделением мы освобождаем час-два времени для общения. Это решается в индивидуальном порядке», – объяснил зам. главного врача.

В правилах, опубликованных на сайте больницы, говорится, что общение посетителей с пациентами должно проходить в специально отведенном для этого месте. Однако и здесь могут быть исключения. «Если пациент лежачий, то к нему приходят в палату. Естественно, с соблюдением всех правил асептики, чтобы посетитель снял верхнюю одежду, надел бахилы», – уточнил Виталий Чеглаков.

«Внутренние правила» закону не противоречат

Фото с сайта prevention.com

Устанавливая рамки для пациентов, медики опираются на закон. «Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения… и правила поведения пациента в медицинских организациях», – гласит ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В то же время, другая статья того же самого закона предусматривает создание условий, «обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации». Впрочем, это должно делаться «с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации».

Сказать с уверенностью, что внутренние распорядки больниц противоречат каким-то правовым нормам, нельзя, отметил президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский в беседе с «Милосердием.ru». «Нарушают ли эти установленные внутренние распорядки право на свидание близких людей друг с другом и на свободу перемещения – этот вопрос остается открытым», – добавил он.

Если гражданин считает, что больничные правила нарушают его права, он может обратиться к главному врачу стационара или его заместителю. «Также стоит изложить свое недовольство страховой компании…, где вы получали полис, – рекомендует начальник одного из отделов Минздрава Красноярского края Галия Низамеева. – Конфликтную ситуацию могут помочь разрешить и в министерстве здравоохранения региона, Росздравнадзоре».

Для пациентов детских отделений существует особое условие: один из членов семьи может постоянно находиться с ребенком в стационаре. Спальное место и питание взрослому предоставят бесплатно, если ребенку меньше четырех лет, или же если для совместного пребывания есть некие «медицинские показания».

Можно ли «отпроситься» из больницы?

Фото: macos.livejournal.com

Кто-то из пациентов хочет, чтобы близкие навещали его в палате, а кто-то не прочь и сам съездить домой на выходные. Этот вопрос активно обсуждается на форумах. Причем, мнения высказываются самые разные.

«Вообще нет. Пока вы находитесь на лечении, за вас несут ответственность», – уверен один из пользователей интернета. «Смотря, как в вашей больнице все поставлено. В одной я писала заявление – и домой, в другой вообще не отпускают на выходные», – делится опытом другой автор. «А в чем сложность – полежать спокойно в больнице?» – недоумевает третий. «Вы можете делать все, что захотите, больница не тюрьма, только потом не надо рыдать», – отвечают «знатоки» беременной женщине, затосковавшей в стационаре на сохранении.

В любом случае, за разрешением покинуть больницу нужно обращаться к лечащему врачу или заведующему отделением.

«Конечно, есть ситуации, когда человека можно отпустить домой, – считает Александр Саверский. – Но если человека можно отпустить домой, ему, по идее, нечего делать в стационаре. В правильно организованной системе здравоохранения, а не тогда, когда мы расцениваем больницу как пансионат, внутренний распорядок и не должен предполагать ситуацию, когда человека можно отпустить домой, а потом он вернется. Но, тем не менее, обстоятельства могут быть разными, и если не становиться в позу, то можно дифференцировать пациентов на тех, кого можно отпускать, а кого нельзя».

А вдруг пациент съест что-то не то?

Фото с сайта drugoigorod.ru

Почему пациентам не разрешают выходить за пределы больницы, объяснил Виталий Чеглаков: «Как только пациент поступает в приемное отделение, и мы заводим на него историю болезни, мы берем на себя всю ответственность за пациента. Что бы с ним ни произошло, за него отвечаем мы. Вот как вы себе представляете: пациент поступает, мы за него берем ответственность, у него определенный режим дня, режим лечения, процедуры, а мы его отпускаем на два дня? Не дай Бог, за стенами больницы с ним что-то произойдет. Придет пациент, пообщавшись с инфицированным больным или съев что-то не то».

Впрочем, для тех, кто не хочет жить в больнице, скоро откроется дневной стационар. «Он у нас был открыт раньше для терапевтических пациентов, но мы несколько лет не пользовались этой лицензией. Сейчас мы анализируем запросы, вносим в протокол специальности, которые востребованы в больнице, думаю, в обозримом будущем стационар заработает», – рассказал Виталий Чеглаков.

Кому принадлежит история болезни

Фото с сайта yahoo.com

27 ноября 2016 года вступил в силу приказ Минздрава, согласно которому пациент или его законный представитель может получить медицинскую документацию, например, историю болезни, «для ознакомления». Для этого нужно составить письменный запрос на имя главного врача или его заместителя. При этом медицинское учреждение вовсе не обязано немедленно откликаться на просьбу пациента – на это может уйти до 30 дней.

«Знакомиться» с информацией о состоянии собственного здоровья человек может только по предварительной записи, в специально отведенном для этого помещении. Впрочем, пациент может сразу прочитать записи, сделанные врачом непосредственно во время приема.

«Больной не может ждать 30 дней, – считает Александр Саверский. – Бывают жизненно важные ситуации, когда надо посмотреть результаты анализов, чтобы уточнить диагноз, получить второе мнение в частной клинике или в федеральном медицинском центре».

«Врачи очень неохотно выдают амбулаторные карты, потому что, если пациент хочет получить карту – значит, есть претензии», — пояснил член общественного совета Минздрава Сергей Лазарев. «Медицинская документация — это внутренний документ поликлиники, – сказал он. – Ну что больной может понять в записях врача?»

«Пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов», – написано в федеральном законе. Поэтому отказ выдать пациенту медицинскую карту для ознакомления – это прямое нарушение, отметил Александр Саверский.

Однако унести карту с собой пациент не может. «С оригиналом он вправе только ознакомиться, – продолжает президент Лиги защитников пациентов. – Потому что карта является собственностью медицинской организации. А вот информация в этой карте принадлежит пациенту, а не медицинской организации. В собственность пациент вправе получить только копию, прошитую и заверенную».

Если пациент унесет карту с собой, у медицинской организации будет «много проблем», пояснил Саверский: «Как доказать, что пациент у них был, как доказать, что его лечили, и лечили правильно, как получить за это деньги?».

Способ получить медкарту на руки существует

Фото с сайта kormed.ru

Юрист Елена Могилевская уверена, что закон позволяет пациенту получить не только копию, но и сам медицинский документ, а доводы медиков о том, что собственником карты является учреждение, – «ничтожны».

Как действовать, если нужно официально получить на руки медкарту? «Пациент должен обратиться письменно в медицинское учреждение, – пишет Могилевская. – Причем важно написать два экземпляра такого заявления – один вручается врачу или сотруднику регистратуры, а на втором экземпляре получатель такого заявления должен поставить отметку о получении с указанием даты, времени, подписи и расшифровки подписи. Более того, пациентам можно порекомендовать проконтролировать, зарегистрировано ли их заявление в журнале входящей корреспонденции медучреждения».

Отказ выдать медкарту будет прямым нарушением закона, а значит, его можно обжаловать в судебном порядке, считает Могилевская. Вмешательство прокуратуры уже помогло получить медицинскую документацию, по крайней мере, одному пользователю интернета.

«В действительности положение пациента оказывается не таким простым, как кажется на первый взгляд», – пишет другой консультант. Ведь ответственность за отказ выдать медицинскую карту на самом деле не предусмотрена, а право пациента ознакомиться с документацией поставлено в зависимость от решения главного врача медучреждения. С введением же электронных медицинских карт вопрос о получении на руки оригинала вообще отпадает.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?