Многие уверены, что паралимпийцы – люди с инвалидностью, которые преодолевают обстоятельства, судьбу, но о спортивных рекордах в их случае речи не идет.
На самом деле Паралимпийские игры не только включают людей с ограниченными возможностями в спорт, но и доказывают, что их натренированные тела, выходящие за рамки нормативности, способны на фантастические достижения.
Соревнования организованы по тем же принципам, что и Олимпийские игры. То есть устраивается такой же жесточайший отбор – не все люди с инвалидностью могут принять участие в состязаниях по разным видам спорта, а только те, кто показывают высокий результат.
Бебе Вио, фехтовальщица на коляске, Италия: «Крылья шершня не приспособлены для полета, но он этого не знает и летает»
Зрители захлебываются от восторга, глядя, как юная итальянка Беатрис («Бебе») Вио, без рук и без ног, фехтует, сидя в инвалидном кресле, и ждут ее выступлений в Токио.
Бебе родилась в Венеции в 1997 году, с пяти лет занималась фехтованием. В одиннадцать лет девочка заболела менингитом. В результате осложнений ей пришлось ампутировать предплечья рук и ноги, остались шрамы на лице и теле.
Как только Бебе смогла передвигаться, она отправилась в протезный центр: «Пожалуйста, придумайте что-нибудь, сделайте, что угодно, но я должна вернуться на фехтование!». Сотрудники центра рассказали ей о возможности вернуться в любимый спорт на инвалидной коляске. Бебе закричала: «Заниматься фехтованием в инвалидной коляске?! Да вы что, это штука для людей с ограниченными возможностями, я так не хочу!».
Но деваться было некуда. Позже девушка призналась, что ей стыдно – насколько невежественна она оказалась в отношении Паралимпийского мира и инвалидности в целом.
Бебе тренировалась неистово и через несколько месяцев смогла вернуться к любви всей своей жизни, фехтованию. Безусловно помогли и протезы, специально разработанные для нее в центре.
Бебе участвует вместе с другими спортсменами в рекламной кампании #WinForMeningitis – она рассказывает о том, что менингит можно предотвратить с помощью прививки и призывает родителей вакцинировать детей против менингита. Фото, сделанные австралийским фотографом Анной Геддес для этой кампании, потрясают искренностью и мощью.
А еще Бебе вместе с родителями создала некоммерческую организацию «Art4sport Onlus» и помогает молодым людям с ампутированными конечностями использовать спорт как форму физической и психологической реабилитации.
Бебе озвучивает диснеевские фильмы, не стесняется носить юбку, демонстрируя протезы, у нее миллион подписчиков в Инстаграме и невероятное чувство юмора. «Мама всегда говорила мне, что я могу стать кем угодно в жизни, поэтому я решила стать… селфи-палкой!» – шутливо подписала девушка свое фото, где она демонстрирует протез на руке. И пост собрал тысячи лайков.
Ее любимое изречение «Крылья шершня не приспособлены для полета, но он этого не знает и вопреки всему летает».
В 1944 году, под конец Второй Мировой войны, в Великобритании решили придумать систему реабилитации солдат – мужчин и женщин, тяжело раненых на войне.
По поручению премьер-министра британского правительства Уинстона Черчилля немецкий нейрохирург-беженец Людвиг Гуттман, эмигрировавший из нацисткой Германии, создает «Национальный центр травм позвоночника» при больнице Сток-Мандевилл.
В своем центре Гуттман на практике доказывал, что спорт – важный метод лечения и реабилитации при инвалидности и часто в прямом смысле возвращает человека к жизни. В 1948 году впервые были проведены «Сток-Мандевиллские игры колясочников» -по времени они совпали с летней Олимпиадой в Лондоне.
Первым видом спорта для 16 колясочников, бывших солдат, стала стрельба из лука. В 1952 году к британцам присоединились голландцы – это придало соревнованиям статус международных. Наконец в 1960 году, в Риме, были проведены первые Паралимпийские игры.
Танаткан Букин, волейболист сидя, Россия: «Я дал себе слово не жалеть себя и не считать инвалидом»
Волейбол сидя – совсем не то, что вы, скорее всего, подумали. Спортсмены не играют в волейбол, сидя на инвалидных колясках, – это слишком опасно. Представьте 12 колясок, крутящихся на бешеной скорости на маленьком пространстве – размеры площадки для волейбола сидя всего лишь 10×6 м.
Поэтому игроки играют, сидя на полу. Сетка естественно, более низкая – 1,5 м для мужчин и 1,05 м для женщин.
Сложность в том, что таз спортсмена должен постоянно соприкасаться с полом, допускаются только кратковременные «отрывы» во время оборонительных моментов. Необходимо очень четко осознавать свои возможности. Если у вас есть ноги, используете их, а если ног нет – это превращается в преимущество: спортсмен легче, а значит, двигается быстрее.
В волейболе сидя, чтобы передать идеальный пас своим товарищам, можно использовать любую часть тела – даже лицо, если у вас нет другого варианта.
Россиянин Танаткан Букин попал в минную ловушку и потерял ногу совсем юношей – во время службы в армии в Афганистане. Несчастье произошло перед самой отправкой домой, на демобилизацию.
Танаткан сразу решил не терзать себя вопросами, как жить и что делать. Он дал себе слово не жалеть себя и не считать инвалидом. Вернулся домой, в многодетную семью в Курганской области. Окончил юридический факультет. Женился, родились дети.
Однажды, совершенно случайно, познакомился с ребятами, занимающимися волейболом сидя. «Что это за зверь такой?». С тех пор, вот уже больше 20 лет Танаткан играет. Сначала выиграл с командой бронзу на чемпионате России, а в 2008 году привез из Пекина бронзу с летних Паралимпийских игр.
Букин – обладатель множества наград, невероятно харизматичная личность и очень добрый человек – так отзываются о нем дети и подростки с инвалидностью, которых он тренирует и помогает не потерять себя, а вернее – найти, ведь многие из них ничего не знают о спорте для людей с ограниченными возможностями.
Бразильская легкоатлетка без ноги Розинья Сантос говорит, что устала слышать, что спорт – всего лишь «терапия для преодоления трудностей». Она работала горничной, когда в 19 лет ее сбил грузовик и девушка потеряла левую ногу.
В возрасте 28 лет ее спортивные данные случайно заметил один из лучших параолимпийских тренеров страны и предложил начать серьезно тренироваться. В итоге она стала обладательницей двух золотых медалей. Из-за лимфомы в 2014 году прервала карьеру, но через год, победив болезнь, вернулась в спорт.
«Общество должно осознать, что спортсмен с инвалидностью – не какой-то убогий бедняга. Здесь нет несчастненьких! Здесь есть спортсмены высокого класса», – говорит Розинья Сантос.
Дипа Малик, пара-спортсменка, Индия: «В нестандартной ситуации надо думать нестандартно»
Дипа Малик – серебряный призер в толкании ядра на Паралимпийских играх в Рио и легенда паралимпийского спорта в Индии.
Дипа родилась в 1970 году в благополучной и образованной семье. Это важно, так как положение девочек и женщин в стране по-прежнему драматично. Рождение ребенка женского пола в бедных семьях считается несчастьем. В некоторых провинциях все еще распространены убийства новорожденных девочек.
В 6 лет у Дипы обнаружили опухоль спинного мозга. Прооперировали, девочка выздоровела. Вышла замуж, у нее самой родились две дочки. А спустя 20 лет болезнь вернулась. Дипа перенесла три операции на позвоночнике. В результате у нее парализовало нижнюю часть туловища и пришлось заново учиться жить
В этот темный период жизни ей помог отец, он сказал дочери: «Вспомни, как я тебя назвал? Лучше зажечь свет, чем проклинать тьму. Стань лампой». В переводе с хинди «Дипа» значит лампа, свет.
И Малик начала тренироваться в бассейне – она любила плавать. Дипа гордится, что не потратила ни единой рупии из семейного бюджета на занятия спортом. Она взяла кредит в банке и открыла ресторан. Весь доход вкладывала в свои тренировки, занимаясь разными видами спорта, и организацию мотивационных выступлений. Постепенно стали появляться медали – она выигрывала одно соревнование за другим.
Переплыть реку с параличом ног
Вспоминает, как решила переплыть Ямуну, священную реку, приток Ганга – и не как-нибудь, а против течения…с помощью одних рук. В тот день шел дождь, и воды стало вдвое больше, а течение еще быстрее. Это был вызов. Во-первых, потому что она женщина а, во-вторых, женщина с ограниченными возможностями в обществе, которое полно предрассудков и не симпатизирует таким, как она. Но Дипа сделала это!
Малик стала первой женщиной с параличом нижних конечностей, которая получила лицензию на участие в ралли от Федерального автоспортивного клуба Индии и стала штурманом и водителем в самых опасных и изнурительных автопробегах страны. Так она привлекла внимание к тому, что люди с ограниченными возможностями могут получить права и стать самостоятельными с помощью вождения.
Ей помогает дочь Девика Малик, тоже пара-спортсменка и социальный предприниматель.
В раннем детстве Девику сбил мотоцикл. Из-за аварии у девочки парализовало левую часть тела. С помощью врачей удалось восстановить на 60% функции левой стороны, но у нее пожизненная инвалидность.
«Я видела, как мама справлялась со своей инвалидностью, и мне это помогло не опустить руки».
Мать и дочь понимают, что в современной Индии существует огромное предубеждение против людей с ограниченными возможностями, особенно женщин, и его нужно развеять. «Я хочу, чтобы мы все осознали, что не должны позволять возрасту, способностям, обстоятельствам умертвить наши мечты», – говорит Дипа Малик.