Православный портал о благотворительности

Здесь и сейчас

Самое страшное – это неведение себя, кто ты есть. Благодать – это истина, в которой ты начинаешь видеть себя. Но мы берем только часть того, что предлагает Господь. Он предлагает сесть за стол, Трапезничать, а мы довольствуемся кусочком булочки с чаем. Все служение, которое делается, это малая доля того, что предлагает Господь. С годами открывается собственная нищета – неготовность помогать. У социального служения есть большая перспектива – внутреннее видения себя

Сейчас время подъема социального служения в обществе и Церкви, все больше людей не хотят жить только для себя, но готовы попробовать себя в служении ближним. Про отца Иакова из больничного Магдалининского храма при одноименной детской больнице мне рассказывали, что долгое время работал воспитателем в сельском приюте под Псковом для трудных подростков, вел миссионерскую работу в городской больнице №14 – причащал бездомных инвалидов. Сейчас устраивает вечерние рейды с помощниками, чтобы накормить бездомных. Поэтому я отправилась к нему поговорить о сложных вопросах и духовном смысле благотворения – и заставила его спуститься с небес на землю: батюшка на лесах расписывал храм.

Иерей Иаков ГУЛЯКО родился 1973 в Ленинграде. Учился в художественном училище им. В.Мухиной, Санкт-Петербуржской академии театра и кино, сейчас – на 3-ем курсе МДА. Настоятель храма св. равноап. Марии Магдалины при детской больнице №2 Санкт-Петербурга.

– Отец Иаков давайте порассуждаем на тему служения. Почему один человек готов брать на себя тяготы ближнего, а другому это не по силам?
– Нужно понять, что такое «служение» и для чего оно необходимо? Социальное служение нужно для того, чтобы раскрыть мое личное сердце, то есть, в первую очередь нужно мне самому. Чтобы я свое сухое сердце раскачал, растопил, чтобы страдания других людей отозвались во мне. Путь служения, как мне кажется, необходим воцерковленным людям, которые уже несколько лет живут в Церкви, но у которых произошел некий застой в духовной жизни. Проходит 5, 10, 20 лет, а ты чувствуешь, что все такой же, и движения благодати нет. Все идет по накатанному. И если кто-то в такой ситуации укажет этот путь, расскажет, каким образом твое сердце от этого разогреется, происходит прорыв, и оказывается: тот закон, который ты исполнял все эти годы, находит себе раскрытие именно в социальном служении – в брошенных детях, в одиноких людях. Они начинают тебе верить, ты становишься для них путеводным маячком, и чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Но что отдавать? Именно свое тепло. Служение – это путь к стяжанию благодати. И тот, кто приобщился к благодати, уже не может не помогать: он ищет, где себя применить, потому что, помогая другим, он получает радость жизни.
Но не каждый может обрести благодать через служение, кому-то нужен другой путь.

– Какой например?
– Ну, например, еще большее служение – это монашество. Это служение Богу в чистом виде, не разбавленное. Но первый этап на пути к Богу – служение человеку.

– А можно ли пробудить в человеке желание помогать другим?
– Можно. Самое главное – ради чего? Есть помощь, которая делает меня богатым и пузатым, какой я хороший. Я – благодетель, я кормлю вас всех. А другой – положил две лепты, но отдал все. Разные ценности. Для этого нужен духовник, чтобы помочь человеку не запутаться. Какая цель? Благодать стяжать или быть хорошим перед всеми. Попытаться понять, в чем моя задача на сегодняшний день. Вот сегодня я стены расписываю. Не надо придумывать каких-то глобальных целей, ищите, где вы нужны здесь и сейчас.

– Как это произошло в вашей жизни? Желание помогать людям возникло, когда вы оказались в лоне Церкви или был какой-то поиск до этого?
– С детства у меня была цель найти то, ради чего стоит жить. Находил разное – музыку, творчество, и каждый раз понимал, что это все не то… Потом была идея жить ради человека, которому ты нужен. И только, когда я обрел Христа – я обрел Идею, Которую искал. Крестился. А что дальше мне делать в Церкви, как раскрыть глубину того, что происходит здесь? Мне предложили заниматься с детьми, заболевание которых не давало им шансов на жизнь. Стал заниматься с ними живописью (по первой специальности я – художник), вместе писали иконы. Через художественное искусство я старался раскрыть и передать красоту Божьего мира детям, которые уже не верят ни в сказку, ни в чудо. И когда перед ребенком раскрываешь тайну красоты, в нем загорается новая жизнь. Творчество дано, чтобы увидеть красоту. В тот момент мне стало понятно, что работа с детьми – применение моего таланта в Церкви.

Когда начинал работать с трудными подростками в приюте пос. Лосицы, мне было чуть больше двадцати. Приют был создан энтузиастами, которым была не безразлична судьба брошенных детей. Нас было двое непосредственных воспитателей, а в городе были люди, которые нам помогали. Сначала в приюте было несколько ребят (от 6 до 18 лет), сейчас их двадцать. Летом, до 30 человек. Самым старшим уже 25-27 лет, они приезжают, помогают. Деревня со всей своей самобытностью – идеальное место для воспитания. Детям нужны совершенно конкретные задачи, деревня их ставит: посадить картошку, чтобы зимой было что есть, или подоить корову, иначе не будет молока и т.д. Детям нужны такие задачи, чтобы нельзя было от них отмахнуться. Вся наша работа была построена на этом. У меня получалось с ними работать. Ребята шли на контакт, потому что чувствовали искренность и понимание со стороны взрослого. Проблема в том, чтобы помочь маленькому человеку найти самого себя. Если помогаешь ему обрести ту идею, с которой Господь вложил в него жизнь, то у человека появляется интерес к жизни, глубина. Он уже не чувствует себя лишним и не нужным. Если возможно, объяснить христианскими терминами, и подвести к мысли, что основная цель жизни – жить ради других. По Евангелию, кто положит душу свою ради других, тот спасется. Ты знаешь, как это быть побитым, защищай других. Потом уже можно вложить в юную душу идею Христа, который жил и пострадал ради других. Так строилась наша работа.

Что касается взрослых нуждающихся людей – как правило, близость с ними начинается, когда ты чем–то поможешь, например, накормишь (время от времени мы устраиваем вечерние рейды по городу и кормим бездомных). И человек, видя твое расположение к нему, начинает раскрываться, завязывается беседа. Первый вопрос, как правило: «Почему со мной такое произошло? Почему я всеми гоним?» Бывают ситуации, когда человек поставлен в тупик, и важно понять, почему такое происходит? Слова за словом начинает разматываться узелок, и Господь дает мысль, показывает причины происшедшего. Если этот человек готов с тобой дальше общаться, то потихоньку все начинает распутываться, но так бывает не всегда. Как правило, от тебя хотят получить чего-то видимого, конкретного, есть возможность – помоги. Если такое происходит, то день становится насыщенным и наполненным. Произошла ВСТРЕЧА двух людей: одному нужна помощь, другому – необходимо отдать часть своего тепла, тем самым, наполнившись еще больше. Последний раз, когда я общался с бездомными, один человек пожаловался, как все плохо, насколько все не так. В разговоре мы пришли к тому, что ему надо жить проблемами других, помогать бездомным, с которыми он живет, и его жизнь обретет смысл. Для меня этот разговор оказался тоже очень важным, многое дал.

Сейчас я каждый день служу молебны о тех, у кого нет крова, в язвах лежащих. Когда я их вижу на улице, я всегда думаю, что они, в отличие от нас, уже проходят свой Страшный суд. Ведь на Страшном суде мы предстанем перед Богом и друг перед другом в таком же виде, в рубище, со всеми своими ничем не прикрытыми грехами и язвами. А их грехи и язвы уже сейчас видны каждому прохожему.
Когда закончится ремонт в храме – будем служить Литургию. Моя задача – помочь людям обрести благодать через служение. Мои братья и сестры которые вместе со мной ищут путь к Богу нуждаются в этом. Потому что жизнь ради себя самого не дает той полноты, которую человек получает в служении. И моя задача им в этом помочь.

– А бывает так, что вкладываешь в человека, заботишься о нем, веришь ему – а потом оказывается, что он вас обманывал и ваше доверие использовал во зло? Как избежать уныния и озлобления в такой ситуации?
– Тут надо обязательно помнить, что любая жертва, которую мы совершаем по отношению к ближнему, она – Богу. А уныние может возникать, если ждешь от своей жертвы дивидендов. Но если есть дивиденды – это уже не жертва; жертва – это когда ты что-то отдаешь, ничего не требуя взамен.

– У служения милосердия должны быть какие-то временные рамки?
– Поначалу нужно хоть несколько минут уделить ближнему. И если все будет идти правильно, через пару лет ты только этим будешь жить, и вся твоя работа будет направлена на то, чтобы кому-то помочь.

– Но часто случается, что на пути у человека, желающего заняться социальным служением, встает семья. Как быть, когда тебя ждут дома, а ты на улице видишь человека, нуждающегося в помощи, кем пренебречь?
– Здесь вопрос стоит несколько иначе. Промысел Божий не надо абстрагировать, Господь ставит нам конкретные задачи для исполнения здесь и сейчас. Если ты видишь, что здесь и сейчас нужна твоя помощь – пользуйся случаем, помогай! Так что выбор здесь не в том, помочь или не помочь, а – между тем, что ты сам запланировал себе, и тем, что запланировал для тебя Бог.
Моя задача – содержать семью, а задачу моей семьи я, как ее глава, определяю в служении. Сварить кастрюлю супа и накормить бездомных, ведь это несложно. И постепенно Господь создаст в твоей семье цветник. Каждый человеческий род имеет развитие внутри себя и развивает ту идею, которую вложил в него Господь. Важно научить тому, что умеешь сам. Ты задаешь стартовую точку, и человек уже сам будет развивать ее дальше. То есть они уже не будут искать то, что обрел ты, а будут от этого отталкиваться.

– Можно сказать, что социальное служение – тяжелый крест?
– Самый тяжелый крест – это поиск креста. А если ты обрел то, ради чего жить, это всегда легко. А физическая усталость, она у всех есть. Самое страшное – это неведение себя, кто ты есть. Благодать – это истина, в которой ты начинаешь видеть себя. Но мы берем только часть того, что предлагает Господь. Он предлагает сесть за стол, Трапезничать, а мы довольствуемся кусочком булочки с чаем. Все служение, которое делается, это малая доля того, что предлагает Господь. С годами открывается собственная нищета – неготовность помогать. У социального служения есть большая перспектива – внутреннее видения себя.

Беседовала Ольга НИКИШИНА

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version