Православный портал о благотворительности

Зависимость от телефона: что делать, если вы приняли решение жить без гаджета

Сколько времени мы ежедневно проводим в смартфоне, и можно ли его сократить? Как быть с детьми, у которых уже сформировалась тяга – отбирать, контролировать или предлагать разумную альтернативу? Можно ли запретить мобильники в школе, и не пострадают ли от этого ученики? Собрали для вас работающие лайфхаки, которые помогут побороть самую массовую на сегодняшний день зависимость – зависимость от мобильного телефона

Фото: freepik

Каждый третий россиянин пользуется смартфоном более 4 часов в день – такие данные озвучили авторы исследования, которое в 2024 году проводили компания «Ингосстрах» и Аналитического центра НАФИ. При этом самые заядлые пользователи – это молодые люди до 24 лет, а также неработающие граждане и женщины.

4 часа в день – это 1460 часов в год, или почти два месяца. Два месяца, которые, вероятно, можно было бы потратить с большей пользой. В реальности цифры куда более удручающие – если открыть в настройках нужную закладку и подсчитать свое экранное время, многие увидят показатели 8, 9, 10 часов. А это уже 4-5месяцев ежегодно, проведенные в виртуальной реальности.

6 февраля отмечают Всемирный день отказа от мобильного телефона. Предполагается, что этот праздник поможет привлечь внимание к проблеме, а кого-то может быть даже вдохновит на то, чтобы провести без гаджета 24 часа, и полностью окунуться в реальный мир. Собрали для вас тексты о таком опыте: надеемся, что эти лайфхаки будут полезны для тех, кто хочет научиться жить без гаджета или сократить пользование им до минимума.  

Как не зависать в смартфоне: несколько полезных советов

Рисунок
Рисунок Оксаны Романовой

По мнению психолога Марии Будылиной, зависимость от теоефона бывает двух видов. О тяжелой форме стоит говорить, когда человек не просто проводит с гаджетом много времени, а ведет свой блог и весь распорядок жизни подчиняет этому. Сначала он производит и публикует контент, а затем ждет обратную связь, считает каждый лайк, постоянно обновляет экран. Так можно незаметно для себя попасть в дофаминовую петлю – бесконечную погоню за удовольствием и ловушку постоянной самостимуляции. В такой ситуации человеку важно не столько достижение цели, сколько сам процесс погони. Ожидание чуда становится важнее чуда, и попавшие в дофаминовую петлю не могут остановиться – тут же переключаются на другую цель. Справиться без специалиста с такой формой зависимости невозможно. Но у большинства пользователей проблема иного масштаба: часто люди просто не знают, чем себя занять. Им проще полистать ленту, чем что-то решать, и такая форма зависимости ближе к прокрастинации.

В материале «Помогите, я зависаю в телефоне! Это зависимость?» его автор Елена Симанкова говорит о проблеме самартфонов у матерей в декрете, но советы психолога и женщин, на личном опыте прошедших через диджитал-детокс, помогут всем.

Первое и главное – не мучайте себя чувством вины, это не поможет. Лучше проанализируйте свое поведение в сет: это помогут сделать программы родительского контроля и аналитика в самртфоне – они покажут, на что уходит ваше время. Затем сравните его со своими дефицитами в офлайне и честно ответьте: действительно ли гаджет помогает их закрыть?

Например, если у вас есть лишний вес, и вы читаете тематические блоги, но при этом не следуете их советам, не пробуете диеты и не делаете упражнения – так ли уж полезно такое времяпрепровождение? Сшили ли вы хоть один чехол для подушки, сделали ли перестановку в доме, или, быть может, изменили стиль одежды, как советует стилист, на которого вы подписаны? Если нет, время было потрачено зря. Аналогично с дефицитом общения: точно ли то, чем вы занимаетесь в смартфоне, можно назвать общением, получаете ли вы поддержку, наполняет ли это вас, или, напротив, лишь истощает? Важно признать, телефон – не отдых, а, напротив, пожиратель вашего ресурса.

Из нашего материала вы узнаете, почему не стоит подписываться на блоги знаменитостей и разного рода гуру, как с помощью простых приемов сократить свое экранное время, как собрать группу поддержки в оффлайне, и главное – как уделять больше времени своим близким в реальной жизни, и таким образом наполняться, а не бегать по кругу дофаминовой петли. Поговорим о том, зачем нужны черно-белый режим экрана и зачем нужен переходный объект – например, кольцо, которое можно повертеть в руках.

Напоследок – простой но действенный лайфхак: вспомните, что телефон – для того чтобы звонить, и старайтесь большинство вопросов решать «голосом». Поверьте, это работает! И приводит к массе неожиданных открытий, а иногда – и к встрече с самим собой!

Никаких телефонов до 14 и соцсетей до 16 лет: почему это единственный выход

Коллаж Дмитрия Петрова

Когда говорят о проблеме отказа от телефонов или хотя бы сокращения экранного времени, прежде всего вспоминают про молодых людей, подростков и детей: им отказ дается труднее всего, а между тем, именно эти возрастные группы – в зоне повышенного риска. Американский психолог Джонатан Хайдт изучил влияние социальных сетей и смартфонов на современных детей и пришел к неутешительным выводам: вред, который наносят гаджеты, колоссальный. Дети перестали играть и общаться друг с другом, они иначе развиваются. Все это угрожает не только ментальному здоровью, но и жизни.  О том, как мы дошли до жизни такой, и о шагах, которые еще можно сделать, чтобы предотвратить катастрофу, в материале «Как смартфоны крадут детство» рассказывает Татьяна Арестова.

Джонатан Хайдт, автор бестселлера «Тревожное поколение» говорит о том, что современных детей уровень депрессии растет пропорционально количеству часов, проведенных онлайн. Если раньше они играли с приятелями во дворе, обучаясь общению, поведению в конфликтах, договоренностям и разумному риску, то сейчас они буквально с рождения не ведут никакой реальной жизни, перемещаясь в онлайн.

Парадоксально, что родители, оберегая сыновей и дочерей даже от самостоятельного похода в школу или в магазин за хлебом, при этом совершенно не заботятся об их безопасности в сети. Даже если отбросить известные всем опасности, такие как буллинг, преследования педофилов – в смартфоне содержится огромное количество реальных и очень страшных угроз.

Из материала вы узнаете о том, как гаджеты влияют на сон, внимание, вызывают социальную депривацию и, наконец, формируют зависимость сродни наркотической, а также о том, почему это может быть особенно опасно для девочек – вплоть до риска суицида.

У профессора Хайдта есть и конретные советы для тех родителей, которые приняли решение спасать своих детей от мобильников. Итак:

– Прежде всего, никаких смартфонов до 14 лет. Не нужно оставлять детей без связи, покупайте им базовые кнопочные телефоны, позволяющие только писать и звонить.

– Никаких социальных сетей до 16 лет. Самооценку подростка легко и надолго может испортить сравнение себя с «лидерами мнений» и бесконечный поток контента, подобранный алгоритмом.

– Школы должны работать без телефонов. Это единственный способ, который поможет концентрировать внимание на учителях, уроках и на общении с одноклассниками.

– Позволяйте детям гораздо больше игр без присмотра и больше детской независимости. Дайте возможность пробовать, терпеть неудачи и учиться на них.

Прежде чем давать ребенку телефон, ему нужно показать радости реальной жизни

Фото: freepik

Давая ребёнку в руки телефон, вы даете ему мощный источник удовольствия. С этим ничего не сделать, но у этого удовольствия должны быть конкуренты, говорит Дамир Каримов – психолог и отец мальчика, которому пришлось помогать в 11 лет справиться с зависимостью от мобильного телефона и встроенных в него игр. Сын Дамира однажды украл у родителей и потратил в игре несколько сот тысяч рублей. А материале Дарьи Менделеевой «Сын хакнул домашнюю систему безопасности, и тогда мы серьезно поговорили» Дамир Каримов рассказывает о том, как правильно строить отношения младших школьников и гаджетов.

Когда ребенок играет в телефоне, он находится в состоянии потока – во многом это похоже на то, что происходит с учеными, музыкантами или поэтами в процессе творчества. Только без конечного полезного результата. Выдернуть его из потока сложно, почти невозможно, а реальный мир постепенно теряет для ребенка ценность, так велико желание получить новую дозу удовольствия.

Каримов подробно рассказывает о том, как дети подсаживаются на игры – для них сегодня уже не обязательно иметь стационарный компьютер, все отлично работает с экрана смартфона. Соскочить, или вовсе не вовлечься можно: это зависит от внутреннего мира ребёнка, структуры его личности, конституции психики; его семьи, а также социальной среды, окружения. И если с первыми пунктами все более-менее понятно, то про особенности социальной среды нужно сказать отдельно. Дамир Каримов убежден: до тех пор, пока не станет круто быть умным, посещать кружки и заниматься спортом, и пока кнопочный телефон будет оставаться маркером непопулярности, родители будут проигрывать битву со смартфонами.

 В отличие от своего американского коллеги, Каримов считает, что первый мобильный телефон с расширенным функционалом можно дарить ребенку в 7-8 лет, когда он идет в школу. В нашем материале вы узнаете, как делать это правильно, и какие тонкости стоит обговорить в самом начале.

Но главное стоит сделать заранее: научить реьенка получать удовольствие от жизни и настоящих, а не виртуальных вещей: прогулок, игр с друзьями, общения и так далее. Если успеть сделать это в раннем детстве, ребенок получит прививку от смартфона и будет точно знать, чем заняться, если его вдруг отнимут в качестве наказания.

Школа без телефонов: как реализовать, и к каким результатам это приведет

Timber Creek High School в Орландо. Фото: соцсети школы

О том, чтобы полностью запретить мобильные телефоны в школах и понаблюдать за тем, как это скажется на успеваемости и общении учеников, говорят давно и повсеместно. Наконец появился опыт, который можно проанализировать и осмыслить. В мае 2023 года губернатор штата Флорида Рон Десантис запретил в школах мобильные телефоны и закрыл доступ к социальным сетям для подростков через районный Wi-Fi. Когда в сентябре дети пришли в школы, их ждали совершенно новые порядки.  В материале «В штате Флорида запретили в школах смартфоны. Это привело к неожиданным результатам» Ксения Кнорре Дмитриева рассказывает, к чему привело столь радикальное решение. Спойлер: безопасность детей, о которой так беспокоились родители, говоря что без телефонов они не смогут в критически момент связаться с мамой и папой, совсем не пострадала.

Противники инициативы упирали именно на безопасность. Одна из мам, жительница Флориды, вспоминала, что ее дочь, попав в захваченную стрелком школу, могла отправить родителям сообщение, написав «Я тебя люблю», и это ее поддержало. Однако аргумент оказался несостоятельным: специалисты по безопасности говорят, что в экстренной ситуации гаджет только мешает, кроме того, помешанные на соцсетях подростки спешат фотографировать или даже вести прямой эфир с места событий, и рискуют ради этого своей жизнью.

А вот положительные моменты на лицо. Всего на два месяца действия запрета учителя отметили, что у школьников повысилось внимание и вовлеченность в учебный процесс. Кроме того, они стали больше общаться друг с другом, и – что немаловажно – смотреть друг другу в глаза. На переменах дети разговаривают, играют в игры на свежем воздухе, в то время как еще недавно просто бродили по коридорам, уткнувшись в экраны мобильников.

О том, как технически был реализован опыт с запретом телефонов в американских школах, и о том, можно ли примерить этот опыт на другие страны, вы узнаете из нашего материала. Во всем мире взрослые, похоже, настроены серьезно, видя с гаджетах серьезную угрозу. «Нам нужно научить детей жить как с технологиями, так и без них; брать из обилия информации то, что им нужно, но игнорировать то, что не нужно; позволить технологиям поддерживать, но ни в коем случае не вытеснять человеческое взаимодействие в преподавании и обучении», – говорит об этом Манос Антонинис, автор ежегодного доклада ЮНЕСКО «Global Education Monitoring».

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version