Православный портал о благотворительности

«Завалы расчищены только вдоль главных дорог, люди живут в палатках или в контейнерах»

Прошло почти три месяца после разрушительного землетрясения в Турции. Мы узнали, как выживают люди, пострадавшие от стихийного бедствия, и кто им помогает

На побережье Средиземного моря в Турции в окружении живописных гор расположился городок Газипаша. Недалеко – туристическая Алания со множеством отелей и шумных туристических мест, а здесь чувствуешь спокойствие и умиротворение, которое не найдешь на популярных курортах. Сразу же после разрушительного землетрясения 6 февраля 2023 года в Газипашу стали приезжать люди, пострадавшие от стихийного бедствия. Многие потеряли не только своих близких, но жилье, работу, планы на будущее: в одночасье вместе со сложившимися от подземных толчков домами рухнул весь их привычный мир.

Юрий Бацуро, архитектор программного обеспечения из Москвы, поселился в Газипаше около года назад. Планировал, что скоро к нему присоединятся жена и двое детей-школьников, но переезд родных затянулся, и вот уже два месяца Юрий делит свой быт с абсолютно незнакомыми турками, приехавшими из Кахраманмараша, города, который стал эпицентром разрушительного бедствия.

Пострадавшим от землетрясения помогает и Сонер, турецкий сосед Юрия. Он сам семь лет назад переехал из Кахраманмараша. На родине у Сонера осталось много друзей, которых они вместе с русским волонтером разместили в Газипаше. Корреспондент «Милосердия.ru»  встретился с Юрием и Сонером и пообщался с беженцами, которым они помогли.

Землетрясение в Турции в цифрах и фактах

В ночь с 5 на 6 февраля 2023 года с интервалом в девять часов на юго-востоке Турции произошли два мощных землетрясения. Эпицентр первого, с магнитудой 7,8 в провинции Газиантеп, эпицентр второго, с магнитудой 7,5 – в провинции Кахраманмараш. Пострадали одноименные города, бывшие административными центрами регионов, а также в провинциях Хатай, Малатья, Османие, Дьярбакыр и других. Всего рухнуло более 160 000 зданий. В результате катастрофы в Турции погибло свыше 50 500 человек, пострадали сотни тысяч. После первых толчков было зарегистрировано несколько тысяч афтершоков магнитудой до 6,7, они также вызвали повторные разрушения и спровоцировали гибель населения. Землетрясение в Турции произошло на пересечении трех тектонических плит: Анатолийской, Аравийской и Африканской. Их движение относительно друг друга создает давление на зоны разломов между ними и вызывает землетрясения. Турция считается сейсмоопасным регионом, однако ранее стихийные бедствия происходили преимущественно на севере страны, в районе Стамбула.

«Мы не относимся к беженцам как к бедным родственникам»

Сонер помогает семье беженцев из Кахраманмараша, которые возвращаются на родину

«В Газипаше достаточно сильное русское комьюнити. Люди, переехавшие в Турцию по разным причинам, с готовностью откликнулись на чужое горе и, несмотря на огромное количество своих проблем, бросились помогать кто чем может», – объясняет Юрий Бацуро. У самого Юрия сомнений в том, помогать или нет, не возникало. Еще в России он имел опыт волонтерства: два года ездил к детям из Петровской школы-интерната в Ярославской области, проводил мастер-классы, а на Новый год переодевался Дедом Морозом.

Вскоре после землетрясения арендодатель Юрия согласился отдать под нужды беженцев свою четырехкомнатную квартиру в том же доме, в полуподвальном помещении. Она долгое время была нежилой – с плесенью, без мебели, с неисправной сантехникой. Жилье надо было приводить в порядок, для этого нужны были еще люди, которые очень быстро нашлись.

На одном этаже с Юрием живет его московский друг Вячеслав – он переехал в Газипашу несколькими месяцами раньше. Объединившись, они нашли несколько десятков русских добровольцев в чатах и всего за несколько дней привели большую квартиру в порядок. Кто-то приходил помыть окна, двери, оштукатурить стены – работа нашлась для каждого. Волонтеры полностью заменили кухонный гарнитур, а остальную мебель им отдали бесплатно. «Мы не относимся к беженцам как к бедным родственникам, прекрасно понимая, что это взрослые реализовавшиеся люди, которым не повезло и они в одночасье лишились дома», – говорит Юрий. Когда квартира была готова для проживания, они связались с пострадавшими в землетрясении и пригласили их в Газипашу.

«Когда началось землетрясение, мы попрощались и договорились увидеться в раю»

Газипаша – небольшой приморский город. Здесь есть пляж, но нет туристов, только те иностранцы, что успели купить жилье по относительно низким по местным меркам ценам

Сейчас в квартире, отремонтированной русскими волонтерами, живет Осман Каба – адвокат, который вместе с женой Куброй и несколькими партнерами имел свою частную юридическую контору в Кахраманмараше.  Вместе с ними в четырех комнатах разместились родители Кубры, ее сестра с мужем и двое племянников.

«В землетрясении погибли мои двоюродные братья и друзья, всего 15 человек, – рассказывает Осман. – Моя жена в этот момент находилась на восьмом месяце беременности. Это второй ребенок, еще у меня есть пятилетний сын. Когда начались толчки, мы спали. Дом сильно трясло несколько минут, после чего мы всей семьей выбежали на улицу. Наша квартира находилась в новом, добротном доме, который устоял, но его стены все-таки треснули. Когда началось землетрясение, мы очень испугались и думали, что погибнем. Поэтому заранее попрощались друг с другом и договорились увидеться в раю».

Осман показывает на своем телефоне видео, снятое в его квартире вскоре после землетрясения. По светлым стенам в нескольких комнатах проходит сплошная черная трещина. Бросается в глаза красиво оформленная детская с маленькой кроваткой и остальными атрибутами для будущего малыша. Здесь его очень ждали, совсем не предполагая, что второй ребенок в семье появится на свет на противоположном конце страны.

«Я планировала роды в частном госпитале Кахраманмараша и даже забронировала на выписку специальную комнату в роддоме, украшенную шариками и цветами. Нас с малышом и с родными должен был снимать профессиональный фотограф. Но все пошло не так», – вспоминает Кубра, жена Османа. 30 марта в государственной больнице Газипаши женщина родила здорового мальчика, которого назвали Барыш. Это турецкое имя означает «мир» или «мирный».

Волнений за здоровье супруги и будущего сына у Османа Каба было много – после землетрясения пять часов они просидели на улице в сугробе в одних пижамах, т. к. в спешке дома не смогли найти ключи от своего автомобиля. Он был на ходу, его лишь слегка помяло. Видя, как мучаются на холоде его близкие, особенно беременная жена, Осман решил рискнуть и вернулся в квартиру за ключами. На два дня его машина стала кровом для всей семьи, а после этого они поехали в Газипашу – город, в который они приезжали раньше отдыхать на море.

«Нас ждут трудные времена»

В Газипаше у семей, пострадавших от землетрясения, возникает много насущных вопросов, как бытовых, так и организационных. Разобраться с текущей рутиной им помогает бывший школьный учитель Сонер, которого все знают как старшего по подъезду. Его энергичности можно только позавидовать – с лица турка почти никогда не сходит улыбка, он всегда на связи и готов прийти на помощь.

Именно он взял на себя всю коммуникационную работу по приглашению пострадавших друзей из Кахраманмараша. Сонер связывался с владельцами пустующих квартир, готовых на время уступить жилье беженцам, брал ключи, узнавал про потребности пострадавших от землетрясения и даже договорился с одним отелем бесплатно предоставить людям апартаменты. Он говорит, что просто не мог остаться в стороне от своих коллег и друзей, зная, что им нужна помощь, а у него есть возможность ее оказать. Договориться об интервью со всеми беженцами корреспонденту «Милосердия.ru» тоже помог Сонер. При этом волонтера нельзя назвать человеком, у которого много свободного времени, – пока его жена работает, Сонер сидит с тремя детьми, младшему из которых всего четыре месяца. Малыши в нем души не чают.

Сонер свободно говорит по-английски, но, когда слышит вопрос про знакомых, погибших в землетрясении, тут же сбивается и просит несколько минут, чтобы прийти в себя и ответить. В Кахраманмараше погибли два ученика, которым он преподавал историю в местной школе. Он помнит их еще десятилетними детьми, сейчас им было бы по 16 лет.

Сонер помог перебраться в Газипашу своим коллегам – учителям Гюнею и Фатьме Сеске. Они поселились в комфортной меблированной квартире, которая изначально предназначалась под сдачу, ее бесплатно отдал другой турецкий сосед Юрия.

Власти Турции обещают построить новое жилье взамен разрушенного в пострадавших регионах уже к концу этого года. Сонер уверен, что эти дома будут очень плохого качества. А застройщики попытаются максимально выгодно для себя использовать эту ситуацию – будут строить дешевое жилье за большие деньги.

Несмотря на свою жизнерадостность, волонтер говорит о жизни в Турции после землетрясения пессимистично: «В ближайшие годы нас ждут действительно трудные времена. Правительство введет новые налоги в связи с землетрясением. У нас уже сейчас высокая инфляция, а турецкая лира постоянно падает. Пока все наши проблемы решаются только на словах».

«Дети травмированы катастрофой, у многих до сих пор нет дома»

Некоторые жители Кахраманмараша до землетрясения приезжали в Газипашу на отдых. Теперь приморский городок стал для них временным приютом

Гюней и Фатьма – молодожены, и специально для празднования свадьбы супруги взяли кредит, а потом случилось землетрясение. Поэтому в катастрофе сильно пострадал не только их дом, но и их семейный бюджет.

Учитель начальных классов Гюней очень переживает за будущее. Их дом в Кахраманмараше проверен специальными службами и признан пригодным для жизни, но квартира пары сильно пострадала, и ее сначала надо отремонтировать и купить мебель. Для этого нужны деньги, но помощи пока ждать неоткуда. Скоро молодожены вернутся в Кахраманмараш, но пока планируют жить не в самом городе, а за 50 км от него, у сестры Гюнея. Со временем семья надеется получить от властей контейнер и поселиться в нем, чтобы ежедневно не ездить так далеко на работу.

«В конце учебного года министерство образования решило открыть все школы в пострадавших регионах. Я учу младших школьников, которые, конечно, очень травмированы этой катастрофой. У многих из них нет дома, они до сих пор живут в палатках или в контейнерах, – говорит Гюней.

Тем не менее было решено запускать образовательный процесс хотя бы частично. «Мы планируем проводить несколько уроков в день в игровой форме, чтобы адаптировать детей. Само здание школы не пострадало. Также в конце апреля открываются больницы, муниципальные органы власти, пойдет транспорт – Кахраманмараш должен снова ожить», – говорит учитель.

«Нужен коворкинг, так они быстрее вернутся к нормальной жизни»

Вопрос сохранения работы стоит для пострадавших от землетрясения не менее остро, чем жилищный. Для тех беженцев, которые могут работать удаленно, волонтер Юрий Бацуро оборудовал в своей квартире домашний коворкинг. «Их обязательно надо возвращать в экономику, чем быстрее они начнут зарабатывать, тем быстрее вернутся к нормальной жизни», – считает программист.

Почти два месяца трудиться в домашний коворкинг Юрия постоянно приходил Осман Каба. В кабинете адвокат консультировал своих клиентов на расстоянии. Это помогло хотя бы отчасти сохранить доход и не просто пережидать время, а активно строить планы на будущее. «Юрий – очень хороший человек, когда мы приехали сюда, он принес нам много еды, предложил нам работать в его кабинете. Иногда и мы с женой угощаем его местным блюдом Кахраманмараша, состоящим из риса с мясом или курицей», – говорит о нем Осман.

А еще Юрий помогает осваивать профессию разработчика Сонеру. Русский и турок, который нашли друг друга по духу волонтерства, охотно занимаются вместе программированием. «Совсем недавно я выучился на онлайн-курсах, но полученных за несколько месяцев знаний оказалось недостаточно. Теперь мне нужен опыт, получить который мне помогает Юрий. Чтобы понять, как устроены языки программирования, мы создаем проект веб-приложения. Я благодарен своему другу за эти занятия», – уточняет Сонер. Он рассказывает, что вместе с Юрием они задумали еще одну полезную инициативу: создать библиотеку специализированной технической литературы, которая поможет местным жителям освоить новые для себя профессии в сфере IT и найти работу онлайн: для прибывающих в регион беженцев это особенно актуально.

«Не важно, какой человек национальности, главное, чтобы он был добрым»

Сонер (крайний слева) и Юрий (четвертый справа) с группой беженцев, которым они помогли устроиться в Газипаше

Спустя почти три месяца после землетрясения жизнь в пострадавших регионах постепенно восстанавливается: местные власти оценивают состояние жилья, которое не было разрушено, и многие семьи возвращаются на родину.

Адвокат Осман Каба планирует ремонтировать квартиру и заново открывать свою адвокатскую контору. В будущее мужчина смотрит с надеждой и даже собирается написать книгу о землетрясении. Его жизнь и его дело продолжаются, в том числе благодаря опыту удаленной работы, полученной за это время. После бедствия его семья еще больше сплотилась.

Учителя Гюней и Фатьма Сеске тоже возвращаются, поскольку их уже ждут на работе, но на свое будущее они смотрят не так оптимистично. Супруги рассказывают, что, когда они ездили в Кахраманмараш, чтобы посмотреть, как там обстановка, увидели тяжелую картину. Завалы расчищены вдоль главных дорог, но внутри города они еще остаются. К палаточным лагерям, ставшим пристанищем для горожан сразу после землетрясения, добавились контейнеры, которые получили те жители, от чьих домов ничего не осталось. В этих сооружениях, похожих на строительные бытовки, есть электричество, сантехника, но нет воды. И в таких условиях пока что живут люди. О своей жизни в чужом городе, помощи и взаимовыручке волонтеров беженцы говорят как о ценном  опыте дружбы и поддержки, который они будут вспоминать всю жизнь. «Не важно, какой человек национальности, главное, чтобы он был добрым», – формулирует Осман Каба.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version