Икона Казанской Божией Матери была обретена в 1579 году. После страшного пожара в Казани десятилетняя девочка Матрена увидела во сне Богородицу, которая просила найти Ее икону, зарытую во дворе сгоревшего дома девочки. Там ее и нашли. Удивительный образ был похож на Одигитрию, но только изображение было оплечное, а не по пояс, как обычно, на таких иконах.
Загадка первая: что случилось с той самой иконой?
Икона была завернута в рукав от старого кафтана вишневого цвета, она была такая чистая, как будто только что написана. Сразу начались чудеса, и вскоре молва о чудотворной иконе пошла по всей Руси. С иконы сделали список (копию) и послали ее в Москву царю, самому Ивану Грозному.
Царь повелел построить в Казани, на месте обретения иконы, женский монастырь.
Среди первых монахинь Казанского Богородицкого монастыря были и нашедшая икону Матрена, и ее мать.
В этой обители с тех пор и хранилась Казанская икона Божией Матери.
Ее знала и почитала вся страна, со всех уголков верующие съезжались в Богородицкий монастырь, чтобы увидеть «Матушку Казанскую». Но сохранить святыню не удалось.
Летом 1904 года воры проникли на территорию монастыря, заперли сторожа в подвале и выкрали икону. Нашли их быстро. Следствие выяснило, что целью шайки Варфоломея Стояна был ценный оклад, а сама икона их не интересовала.
На суде сообщники Стояна давали противоречивые показания, поэтому верующие люди отказывались верить в уничтожение святыни, считая, что один из грабителей, скорее всего, продал икону и просто не сознается. Ведь не могли же воры не понимать, что такая святыня стоит намного дороже оклада?
Заместитель директора Музея Казанской иконы по научной работе, кандидат исторических наук Тимур Валиуллин тоже сомневается, что икона погибла в огне.
– Версия о сожжении иконы основана только на показаниях 10-летней девочки Жени Кучеровой, дочки спутницы вора Варфоломея Стояна. То она говорила, что икона была закопана, то рассказывала, как бабушка рубила икону и, плача, бросала в печку, то утверждала, что икона была вывезена. Показания эти столь противоречивы, что доверять им, на мой взгляд, нельзя, – считает эксперт.
На этой иконе Иисус благословляет всех нас двумя перстами, поэтому долгое время ходил слух, что дерзкое похищение было организовано по заказу богатых купцов-старообрядцев. Последняя жизнеспособная детективная гипотеза по этому поводу датирована 2018 годом, когда историк-архивист Никита Крылов обнаружил архивные документы о расследовании дела о похищении Казанского образа.
Согласно этой версии Стоян действовал по поручению старообрядческой купчихи Агриппины Хрисанфовны Шамовой. Странно подозревать степенную женщину и супругу почетного гражданина Якова Филипповича Шамова в кощунственном преступлении, но якобы в ее доме, а точнее в моленной комнате, позже не раз якобы видели икону.
По мнению Тимура Валиуллина, убедительных доказательств этой версии тоже нет.
– Дело в том, что показания, которые приводят к старообрядческому следу, сводились к тому, что какой-то очевидец в какой-то молельне видел какую-то икону. Но икона даже на сохранившихся фотографиях трудноразличима! А уж без оклада и без бархатного футляра, в котором были только прорези для личного письма, – лика Богородицы, лика Младенца, а также перстосложения – в то время никто ее не видел. Если даже монахиня Варвара из Богородицкого монастыря не смогла точно описать икону, хотя она одна из последних видела ее без бархатной «рубашки», я глубоко сомневаюсь, что кто-то из людей мог бы ее опознать, случайно где-то увидев.
Среди подозреваемых фигурировали и другие известные фамилии: якобы нетрезвый торговец Степан Попугаев утверждал, что Казанская икона находится в селе Турек Вятской губернии в молельне купцов Бушковых. В Туреке побывал полицейский под видом старообрядца, но ничего не обнаружил. Среди возможных заказчиков похищения называли даже Савву Мамонтова, но также бездоказательно.
Загадка вторая: какую икону передал в Россию Папа Римский?
В 2000 году в России неожиданно узнали, что древняя икона Казанской Богородицы хранится в Ватикане, в личных покоях Иоанна Павла II. Выяснилось следующее. После революции, в 20-х годах прошлого века, за границу попала некая древняя Казанская икона Богородицы. Она долго находилась в частных руках и периодически выставлялась на торги: владельцы надеялись выручить за нее круглую сумму. Всем заинтересованным лицам они объясняли, что обладают первоявленным образом, что, по их словам, подтверждалось неоднократными экспертизами. Образ почитали и русские эмигранты в Европе. Также сообщалось, что в 1970 году икону выкупила католическая организация «Синяя армия», а в 1993 году ее в качестве подарка передали в Ватикан.
Неужели та самая?
Узнав об этих обстоятельствах, большое количество русских людей стало молиться о том, чтобы древняя икона скорее вернулась домой.
Как менялась иконография Казанской иконы Божией Матери
Иконография Казанской иконы Божией Матери относится к типу «Одигитрия» – «путеводительница» (греч.). Первая икона, по преданию, написанная евангелистом Лукой, относится именно к этому типу: фронтально изображенная Богородица с легким поворотом головы и сидящий на Ее руках Отрок Христос, обращенный к молящимся и благословляющий правой рукой. В левой Он держит книгу или свиток.
Отличие Казанской иконы от более древнего образа – изображение Божией Матери по плечи, а не по пояс – так называемый «сокращенный» вариант Одигитрии.
Первые списки Казанского образа начали делать уже в год прославления – в 1579 году. В зависимости от периода, места написания, авторского почерка списки Казанской иконы заметно отличались один от другого.
Ведь список – это не копия иконы, от мастера требовалось лишь повторить композицию, поэтому каждый список – творческое произведение, лишь в общих чертах напоминающее оригинал.
Как менялся Казанский образ с XVI по XX век?
1. Более поздним спискам характерно более развернутое к зрителю изображение Богоматери.
2. Ранние списки изображают двуперстное благословение Богомладенца. В остальном иконография Казанского образа остается без изменений, зато стили написания непрерывно меняются, и искусствоведам по манере изображения, как правило, удается определить примерный возраст иконы.
3. Списки начиная уже с конца XVII века написаны в «живоподобной» манере под влиянием Симона Ушакова, в греческом стиле (например, известный Санкт-Петербургский образ из Казанского собора или Московский образ из Елоховского собора).
4. В XVIII веке появляются иконы в живописной манере, изображение вместо символичного становится максимально реалистичным, практически стирается грань между иконой и портретом. Для окладов часто используют богатый декор в виде растительных мотивов.
5. Иконы первой половины XIX в. продолжают писать в реалистичной манере, декор окладов становится менее вычурным (влияния стиля ампир). И лишь к 70-м годам происходит разворот к «русскому стилю» – иконописцы вспоминают о древнерусских и византийских традициях.
Выяснилось, что в России были люди, такие как советник мэра Казани по вопросам религии, председатель татарстанского отделения Императорского православного палестинского общества Дмитрий Хафизов, которые уже много лет следили за судьбой этой иконы, настойчиво предпринимая самые разные шаги для ее возвращения. В результате переговоров и цепочки самых разных событий, Папа Иоанн Павел II пожелал лично посетить Россию и передать древний образ Русской Церкви. Но что об этой драгоценной реликвии говорили специалисты?
– За всю известную историю этого списка, начиная с 1946 года (о более раннем периоде информации нет), было проведено порядка 10 экспертиз. Кто их только не проводил! Большая часть исследований проводилась за границей частными конторами с неопределенным статусом и недостаточно авторитетными экспертами, – уверен Тимур Валиуллин. – Атрибуции, которые они дали, можно сказать, фантазийные. Я видел результаты американских исследований, там происхождение иконы сводилось к XIII веку, на этом основании ученые утверждали, что это явленный образ. При этом технико-технологической экспертизы, по моим сведениям, произведено не было, только визуальный и стилистический анализ. Думаю, что их смелые заключения о том, что Ватиканский образ – это первоявленная Казанская икона, были продиктованы в первую очередь коммерческими соображениями.
По словам Тимура Валиуллина, заслуживающими доверия можно назвать лишь две экспертизы, которые пришли к одинаковым выводам: заключение заочного исследования иконы старшего научного сотрудника Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Наталии Чугреевой и результат работы выездной российско-ватиканской комиссии с участием Дмитрия Хафизова. Обе экспертизы доказали, что Ватиканская икона – один из списков, а не Явленный образ, и датируется серединой XVIII века.
Поскольку икона оказалась не такой древней, как хотелось, визит Папы в Россию не состоялся – для этого не нашлось значительного повода. Ватиканский список был доставлен в Москву двумя кардиналами, после чего переправлен в Казань и помещен в один из храмов Казанского Богородицкого монастыря.
Загадка третья: какая Казанская икона обнаружена в 2023 году Святейшим патриархом Кириллом?
В канун праздника Казанской иконы Богородицы 4 ноября 2023 года верующих потрясла новость: Святейший патриарх Кирилл обрел чудотворный образ Божией Матери Казанский.
Первыми откликнулись журналисты, сообщив читателям, что в запасниках переделкинской резиденции Святейшего наконец нашлась первоявленная икона, найденная после пожара в Казани отроковицей Матреной.
Теперь-то та самая?
Увы. Как сразу и объяснил Предстоятель Русской Православной Церкви, в Переделкине был обнаружен Московский список – один из первых, самых древних и самых знаменитых копий первоявленного образа. Именно эта икона сопровождала предводителя ополчения князя Дмитрия Пожарского в Смутное время и стала знамением победы над польскими интервентами. Перед этим чудотворным образом молились Минин и Пожарский в трудное для Руси время.
Эта чудотворная икона написана была предположительно в 1580 году, почти в одно время с оригиналом!
Как определить возраст иконы
По словам заведующей отделом экспертизы и искусствоведческих заключений Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, кандидата искусствоведения Жанны Белик, возраст иконы определить сложно, особенно в случае с Казанской. Проблема состоит в том, что Казанская икона буквально сразу после обретения прославилась чудесами, соответственно, сразу начали писать списки, поэтому среди нескольких Казанских икон XVI столетия очень сложно найти самый ранний. Это связано с тщательным технологическим исследованием и стилистическими нюансами, которые нужно проанализировать. Такое исследование сложно провести, потому что нужен доступ ко всем ранним спискам, и не так чтобы просто посмотреть через витрину, а с возможностью провести весь алгоритм исследований.
Анализ проводится по нескольким направлениям: вначале исследуются материальные признаки – основа, конструкция доски, анализ пигментов, а также технологические наблюдения, то есть технология нанесения красочных слоев, которая также меняется во времени.
Стилистический анализ основан на том, что каждая эпоха имеет признаки стиля. Это не так, что один стиль заканчивается, а другой начинается: новшества стиля приходят в икону постепенно. Стилистический анализ происходит через сопоставление и сравнение исследуемой иконы с другими иконами этого времени (необязательно Казанскими иконами, а например, с другими иконами Богоматери или святых), таким образом, появляются сравнительные ряды, по которым можно уточнить время создания. Важное значение имеет иконографический анализ, который основан на том, что ранние списки тоже имеют общие черты, что связано с тем, что авторы ранних списков видели явленную икону и повторяли особенности иконографии.
По мнению экспертов, древнее происхождение образа не вызывает сомнения, но с подлинником ее спутать трудно. Даже размеры иконы отличаются: найденный Патриархом Кириллом Московский список существенно больше оригинала.
После освобождения Москвы от поляков этот список Казанской иконы Божией Матери находился в специально построенном для него Казанском соборе на Красной площади. Здесь он хранился до 1918 года, когда и был утерян. Сегодня икона возвратилась на свое историческое место.
Загадка четвертая: какой иконой гордятся петербуржцы?
Еще одна чудотворная Казанская икона Божией Матери уже несколько веков находится в самом сердце Петербурга. Попала она в город на Неве при Петре Великом. Этот список был написан по повелению царицы Прасковьи Феодоровны, вдовы Ивана Алексеевича (старшего брата Петра I).
География храмов в честь Казанской иконы
В начале XX века в России по статистике больше всего было именно Казанских храмов, и сегодня по всему миру их более 2,5 тысяч!
Самый западный в России находится в Калининграде, самый восточный – в Приморье, самый северный – в Североморске, а южный – в Каспийске. Храмы в честь Казанской иконы есть на Аляске и в Канаде, в Калифорнии и Нью-Джерси, во Франции и Финляндии, в Чили и на Кубе.
Считается, что это произошло в начале XVIII века. Этот список сильно отличается от оригинальной иконы, и тоже, прежде всего, размером – петербургская копия более чем вдвое крупнее. Для этой иконы в Санкт-Петербурге был выстроен огромный и величественный Казанский собор, в котором она с тех пор и хранится. Этот, петербургский, и московский список, перед которым молились Минин и Пожарский, – самые известные копии оригинала.
Послесловие
Так вышло, что за последние 20 лет Россия дважды ликовала по поводу возвращения Казанского образа Богородицы, но оба раза радость была неполной: в каждом случае оказывалось, что, вопреки ожиданиям, обретен не первоявленный образ, а чтимый список. Так получилось и с Ватиканским образом, и с иконой Минина и Пожарского.
Ясно, что для верующего человека любая намоленная икона, даже бумажный домашний образок – святыня и источник благодати, однако Казанскую во все века воспринимали как общенародное благословение.
Надежду обрести вновь одну из главных православных святынь не теряют ни простые верующие, ни специалисты.
– Шансы обрести Казанскую икону есть, – считает Тимур Валиуллин. – Если только она уцелела, то ее подлинность будет определить несложно. Сейчас есть возможность проводить серьезные исследования современными методами, существенно продвинулась техника реставрации и атрибуции, а технико-технологическая экспертиза поможет выявить датировку с точностью до десятилетий.
По словам заведующей отделом экспертизы и искусствоведческих заключений Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, кандидата искусствоведения Жанны Белик, как только появляется возможность доступа к какому-то из ранних памятников, они сразу начинают работу, никогда не исключая возможность обретения Казанской иконы.
Благодаря архивному документу начала XX века, обнаруженному историком Никитой Крыловым, мы имеем подробное описание явленной иконы – точные размеры, отломанный угол, царапины на лике и другие приметы, записанные по показаниям инокини Варвары, казначеи Казанского монастыря. Именно на них и ориентируются современные исследователи.
– Сегодня мы рассуждаем так: если Казанская икона сохранилась, то она должна иметь следы повреждений, которые ранее зафиксировали очевидцы, – объясняет Жанна Белик. – Но обращаем внимание на тот факт, что явленную икону в ХХ веке или в наши дни могли отреставрировать, поэтому отличительные признаки явленной Казанской сегодня можно визуально не заметить (например, отломанный угол могли надставить, царапины затонировать и т.д.). Однако следы реставрации всегда можно обнаружить. Именно в этом направлении мы рассуждаем, когда видим очередную икону, которая приходит к нам на исследование как предполагаемая явленная Казанская икона. Как и все православные люди, мы верим, что однажды Казанская икона Божией Матери вновь явит себя миру.