Православный портал о благотворительности

Защитить детей от информации

Новый закон об информационной безопасности детей, обруганный журналистами, не только не является слишком суровым, но еще и отстал от всего мира в этом как минимум на 20 лет

Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (436-ФЗ), принятый Госдумой в 2010 году и вступивший в силу 1 сентября этого года, уже, наверное, набил оскомину всем. Прежде всего, благодаря тому, что под ограничение к показу детям якобы попала классика мультипликации «Ну погоди!» и «Чебурашка». Именно это вызвало наиболее острую реакцию общества. Настолько острую, что за частным было напрочь проигнорировано общее. И главное. Что закон такой действительно необходим и должен существовать. Так что же это за закон на самом деле?

То, что детям должна быть доступна не вся существующая в мире информация, понятно каждому. По этой причине большинство родителей сталкиваются с проблемой, как, к примеру, объяснить ребенку, каким образом он появился на свет. По этой причине родители четко понимают, что такое «взрослые» фильмы, неприличные слова, жесты, понимают, что какие-то конкретные вещи могут травмировать детскую психику, в силу возраста не готовую к определенной информации.

И такая «информационная политика», как правило, существует в каждой семье. Даже в самой социально неблагополучной наверняка есть табуированные для демонстрации детям вещи. Государственная политика в области информационной безопасности – это, фактически, то же самое. Ведь любой родитель согласится с тем, что детям не следует смотреть порнографию, сцены насилия или фильмы, пропагандирующие что-то вредное. Законодательство в информационной области – ни что иное как регламентация информации по степени вредоносности для детей.

Но лучше говорить конкретно. Закон делит информацию на две категории. Первая – однозначно вредная, та, которая вызывает у детей страх, панику, оправдывает насилие и противоправное поведение, провоцирует на суицид или действия, представляющие угрозу жизни и здоровью. Грубо говоря, посмотрел ребенок фильм Германики «Школа» и наглотался таблеток. Есть такая опасность? Значит, фильм вреден. Вторая категория информации – «информация не по возрасту». Не стоит ребенку в 6 лет смотреть даже завуалированно эротические сцены. Даже в классических фильмах. А в 12 уже можно. И так далее.

Поэтому закон устанавливает возрастные цензы – 6+, 12+, 16+. И для каждого из них вводит пояснения. В 6 лет можно смотреть фильмы, в которых по сценарию происходит авария или несчастный случай, но без демонстрации последствий, то есть – ненатуралистично. В 16 лет можно смотреть фильмы о наркотиках, но без демонстрации их употребления и с четко прослеживающейся моралью, что наркотики – это зло.

Речь, конечно, идет не только о фильмах. Это и спектакли, и детские представления, и рекламные ролики, и мультфильмы, и вообще почти любая информация. И производители, а также распространители этой информации, должны иметь в виду имеющиеся ограничения и уведомлять потенциальных зрителей об их наличии. Именно поэтому сегодня на радио и телевидении после рекламы тех или иных передач можно услышать: «рекомендовано к просмотру лицам старше 16 лет».

Есть и виды информации, которые не регламентируются законом с точки зрения информационной безопасности. Это научная, научно-техническая, статистическая информация, это «продукция, имеющая значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества». Кстати, мультфильм «Ну погоди!» в итоге отнесли к продукции, имеющей историческую ценность и «резать» его никто не будет, хотя разговоры об этом действительно были. В частности, из-за ярко негативного образа волка, который и курит, и пьет сидр, и хулиганит в общественных местах.

Библиотеки, музеи и архивы тоже не должны ничего маркировать. Хотя, пожалуй, иногда следовало бы. «Музей пыток», к примеру, который часто приезжает в Россию, и куда и многим взрослым не следует заглядывать. Но это уже частности.

Кстати, сами чиновники говорят о том, что закон следует дорабатывать. То, в каком виде он появился сейчас, можно назвать пилотной версией. «Закон только начинает использоваться на практике, что, несомненно, выявит определенные недоработки, проблемные формулировки, которые нуждаются в усовершенствовании, – считает Павел Парфентьев. – Это вполне естественно, потому что трудно заранее предусмотреть проблемы применения новых для нашей страны норм. Нужно посмотреть, какие проблемы рождает применение закона на практике, подключить экспертов и, с глубоким уважением к целям закона, предметно доработать его нормы так, чтобы не возникало непредвиденных или глупых коллизий».

Поэтому интересно посмотреть, как обстоит дело с детской информационной безопасностью в других странах. Прежде всего, в большинстве развитых стран законодательство о детской информационной (и не только) безопасности очень разветвленное и подробное. Оно касается кинематографа, компьютерных игр, мультфильмов, телепередач, печатных изданий, рекламы, и даже игрушек. По каждый этой области есть свой закон (или статья в законе), которые год от года дорабатываются .

К примеру, в Германии вся кинопродукция делится на несколько категорий: без возрастных ограничений, с 6, с 12, с 16 и с 18 лет. Кроме того, строго предусмотрены параметры маркировки этих ограничений – на лицевой стороне упаковки слева внизу. Площадь маркировки – не менее 1200 квадратных миллиметров. Почти все то же самое касается телепередач, журналов и компьютерных игр. Кроме того, в Германии существует постоянно пополняемый список медиа-контента, вредного для детей. Составлением этого списка занимается Специальная комиссия по защите детей в информационной сфере. Есть настолько «вредные» фильмы и передачи, что их запрещено выставлять в витринах, экспортировать и импортировать и можно продавать только в специальных магазинах. Кстати, исключение сделано для ежедневных газет, политических журналов и СМИ, посвященных искусству и науке.

В Нидерландах классификацию медиа-контента для детей осуществляют не только государственные органы, но и негосударственные организации. «Там есть несколько систем классификации продукции, – рассказывает Павел Парфентьев, – в одной из них медиа-провайдеры, такие как телекомпании, сами классифицируют контент по определенным критериям, с учетом наличия в продукции сексуальных действий, пугающих элементов, насилия и т.п. Телекомпании, входящие в саморегулируемые организации, ограничивают показ той или иной продукции. Скажем, показывать фильмы для детей от 12 лет можно только после 20.00, для детей от 16 и старше – после 22.00 и т.п. При этом по закону любые программы, которые могут повлиять на физическое, психологическое или нравственное развитие детей могут транслироваться только такими телекомпаниями, которые входят в одну из саморегулирующихся организаций, отвечающих соответствующим критериям и аккредитованных правительством».

В Австралии каждый сектор медиа-рынка представлен какой-то организацией, которая обязана сама разрабатывать ограничения информации для детей. После разработки эти ограничения согласовываются с государственными органами. Есть конкретные критерии, такие как ограничение по возрасту и другие. Как только такой «кодекс» одобрен государством, он становится обязательным для всех представителей конкретного сектора медиа-индустрии: телепередач, кино или СМИ. А Австралии все настолько жестко, что если какой-то новый телеканал нарушит существующий одобренный государство кодекс – его лишают лицензии.

В США медиа-контент в большинстве случаев классифицируется с помощью рейтингов. Так, рейтинг Американской киноассоциации устанавливает следующие группы зрителей: General audiences (Общая аудитория) – допускаются зрители всех возрастов, Parental guidance suggested – рекомендуется присутствие родителей, Parents strongly cautioned – настоятельное предостережение родителям детей до 13 лет, Restricted – требуется сопровождение родителей до 17 лет, и No One 17 and Under Admitted – лица 17 лет и младше не допускаются. Также в США существует рейтинг компьютерных игр. Он выглядит так: для детей младшего возраста, для всех, для всех старше 10 лет, подросткам (от 13 лет), лицам от 17 лет, только для взрослых, для детей и взрослых. Телепередачи в США также регламентируются по возрасту, о чем зрителей уведомляют заранее.

Итак, Россия со своим новым законом, обруганным журналистами и активной общественностью, не только не является белой вороной, но еще и отстала от всего мира как минимум на 20 лет. Да, закон предстоит уточнять, дополнять и, возможно, даже переписывать. Но его существование явно необходимо, потому что ознакомление детей с информацией должно быть осознанным, прежде всего, его родителями. Осталось только, чтобы чиновники взялись за детскую информационную безопасность в российском интернете, там она явно под угрозой.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version