Каждая более или менее крупная компания обязана по закону предоставлять часть рабочих мест людям с инвалидностью, но инвалидность бывает разная, и брать на работу людей с аутизмом компании не спешат. «Да вы что! У нас же производство! А если он за нож схватится?» – предубеждений и мифов вокруг ментальных диагнозов много.
Помочь людям с аутизмом и работодателям найти общий язык решили в фонде «Обнаженные сердца». И неплохо справились. Второй год в Нижнем Новгороде реализуется программа сопровождаемого трудоустройства. За это время поступило 35 заявок, в программу взяли 20 человек, 12 уже устроили на работу.
Что такое сопровождаемое трудоустройство
Центр помощи людям с аутизмом «Обнаженные сердца» помогает кандидатам определиться, где и как они хотят работать. Место работы подбирают, опираясь на сильные стороны человека и его пожелания. Одному важнее всего работать рядом с домом, чтобы можно было дойти пешком. Другой готов ездить на другой конец города, если зарплата будет повыше.
Помогают пройти собеседование, заполнить бумаги при приеме не работу и, самое главное, освоиться в коллективе. Дают рекомендации коллегам сотрудника с аутизмом, объясняют, что он не хочет вас обидеть, к примеру, если не здоровается или не сразу отвечает на вопрос.
Первое время кандидата на работе все время сопровождает персональный помощник. Прорабатывается все, начиная от должностных обязанностей и заканчивая удобным маршрутом от дома до работы.
Соня. На почте
Софии 21 год. «София Михайловна. Увлекаюсь психологией, астрологией и кулинарией», – представляется так. Стоит вполоборота, в глаза не смотрит, но улыбается и рада вниманию.
«Раньше Соня могла начать говорить, вообще стоя спиной к человеку. Напоминали, что надо повернуться к собеседнику лицом», – рассказывает тьютор по занятости центра «Обнаженные сердца» Анастасия Короткова.
Соня работает уборщицей в почтовом отделении недалеко от дома на полставки. Первое время ее персональный помощник Анастасия выступала в роли будильника – звонила утром, контролируя, чтобы девушка встала, потом встречала у подъезда, и вместе они шли на работу.
До открытия почты нужно убрать в зале для посетителей. Помыть пол, вынести мусор. Соня начинает от входной двери, постепенно двигаясь вглубь помещения.
– Сегодня при вас волнуется, торопится, как будто в керлинг играет. Соня, соберись! – Настя учила Соню и швабру правильно отжимать, и двигаться равномерно. – Вначале было все хаотично. Здесь потерла, там потерла, бесконечные круги. Не успевала все помыть до открытия. Посетители уже пришли, а Соня идет по своему маршруту, моет пол, могла и шваброй по ногам пройтись.
– У нее в каждом помещении висит последовательность, что надо делать. Сейчас Соня справляется без этих подсказок, но все равно просит их не снимать, потому что ей с ними намного спокойнее, – добавляет начальник отделения Елена Константинова.
Раньше в этом отделении уборщицы не было, Соня и дверные косяки отмыла, и паутину из углов вымела. «Сложно было вначале. Потом все стало получаться, сама одна отлично сейчас справляюсь со своей работой, меня все хвалят», – говорит Соня. И уже строит планы на будущее, пойти учиться на мастера маникюра, например. Вот почтальоном она быть отказалась, хотя предлагали, – сложно.
Даня. В библиотеке
Даниле нравится работать на компьютере. И хотя числится он в библиотеке разнорабочим, чаще всего его можно застать в зале абонемента. Там у него есть свой рабочий стол. Он вносит новые книги в электронную базу данных, приклеивает кармашки для формуляров.
Вместе с помощником учился всему – по клеточкам размечать и вырезать бумажный прямоугольник, наносить клей буквой П, ровно приклеивать. На тренировочном листе десяток разных кармашков, Даня сам выбрал, какой получился лучше. Теперь на него ориентируется.
– Симпатичный, спокойный, общительный молодой человек, я бы не догадалась, что у него аутизм, – рассказывает специалист по связям с общественностью библиотечной системы Автозаводского района Нижнего Новгорода Ольга Солкина. – Если мы говорим об инклюзии, то важно что-то делать.
Как-то мы приняли на работу сотрудника с ментальным расстройством, и возникли потом проблемы. Поэтому и в случае с Даней было много сомнений.
Не думаю, что все страхи уже рассеялись, нужно больше времени. Но у нас у всех есть какие-то особенности. Мы же в обычной жизни друг другу диагнозы не ставим.
Чтобы взять Даню на работу, в библиотеке даже изменили штатное расписание. Вот только читателем Данил становиться не спешит, хотя, кажется, в окружении новых красочных томов удержаться сложно, но говорит – читать ему некогда. Вот и интервью дает неохотно, пора на курсы программирования:
– Мне коллектив нравится, и у меня спокойная тихая работа, самая легкая. Я же курьером работал, там сложно работать. Тогда у меня не было опыта, один раз взял не тот заказ и отвез в банк, и меня отругали, спешил. А там же все спешат, такая суетливая работа. И если ты вовремя не доставил еду – тебе штраф.
Большинство молодых людей с аутизмом с рабочими задачами после проработки всех алгоритмов справляются, отмечают сотрудники фонда «Обнаженные сердца». Сложнее с социальными моментами.
– Все, что касается субординации, отношений в коллективе, кому можно сказать «привет», а кому «здравствуйте», как отвечать на деловую переписку, вот с этим могут быть сложности, потому что как такового социального опыта у ребят нет. Даня, например, сначала даже не здоровался, сразу проходил на свое рабочее место, – комментирует специалист службы сопровождения Татьяна Крупина.
Катя. В детском саду
Просторный коридор современного детского сада, длинный и широкий. То тут, то там, если приглядеться, на плинтусе можно обнаружить маленькие карточки с синими и красными ведерками. Это подсказки для Кати. Когда она моет пол, ведро с водой ставит там, где карточка. И если ведерко на картинке красное – значит, пора поменять воду.
– Для каждого мы подбираем такую стратегию, чтобы ему было удобнее работать. Для Кати это визуальная поддержка и структурирование пространства. Вот ведро – она знает, что надо его здесь оставить, чтобы это было не за дверью, не посередине коридора, – говорит тьютор по занятости Анастасия Короткова. – Еще у Кати такая особенность – она сразу раскрывается и начинает к человеку обращаться на ты, по имени, независимо от возраста. Она считает, что все друзья. Но, конечно, не всем это нравится.
У Кати сложные взаимоотношения со временем, она не понимает, сколько понадобится минут на какое-либо действие. Поэтому работает по таймеру. Детский сад находится в области, чтобы добраться домой в Нижний Новгород, важно не пропустить автобус. Ставят будильник, чтобы Катя знала, когда начинать собираться.
При этом девушка очень дорожит своей самостоятельностью и не разрешает родителям забирать ее на машине. На первую зарплату купила себе топ и клетчатую рубашку.
Если все пойдет нормалекс, то да, буду здесь работать и дальше, – говорит она.
Виктор. На производстве
Виктор разнорабочий на большом предприятии. Целый день на свежем воздухе, в любую погоду. То чистит снег, то на складе зачищает щеткой деревянные поддоны. Производят подгузники, и требования к упаковке высокие, пыли и опилок быть не должно.
– Если плохо сделаешь – вернут, придется переделывать, – говорит Витя.
Виктор работает полный рабочий день, с коллективом сразу подружился.
– Приняли его мужики, – говорит Витин сопровождающий Егор Шахин. – У Вити был большой дефицит в общении, плохо поставлена речь, он может неправильно употреблять слова. А еще он любит снова и снова рассказывать одни и те же истории. Такие темы-паразиты. Мы это прорабатываем, обсуждаем, что вот об этом говорить не стоит.
Чтобы объяснить, как взаимодействовать с Витей, в фонде сделали карточки с советами, которые раздавали сотрудникам предприятия. К примеру, не торопить, если пытается что-то сказать. Давать инструкции короткими предложениями и проверять, как Витя понял.
Основная цель проекта – через трудоустройство расширить горизонты, показать молодым людям с аутизмом, что есть другая жизнь, что они могут быть самостоятельными.
– Знаете, даже умение делать выбор, многие родители об этом не задумывались, и когда они видят, что их дети могут сами – проехать на автобусе, купить себе одежду, для них это бывает настоящим шоком, – говорит сотрудник фонда Татьяна Крупина. – А еще дети становятся не очень удобными, начинают отвоевывать свои права, такой побочный эффект программы. Но это и хорошо.