Православный портал о благотворительности

Заполярный Китеж-град

Про этот город мало кто знает – он считался легендой. Мы расскажем вам человеческую историю Мангазеи – города, собравшего в себе примеры предательства, охлаждения, преодоления и самопожертвования

Сибирский город Мангазея, XVII век. Рисунок В. Никишина

Принято считать, что в Заполярье было два города с «особой» историей успеха: Норильск и – легендарное поселение, которое называли Заполярной Троей. Что это за город?

Еще в XVII столетии в Заполярье находился удивительный город – Златокипящая Мангазея. Звучит не хуже, чем Земля Обетованная или же Китеж-град. Он и был таковым – город, процветавший на протяжении четверти века в Северной Сибири.

Окраинный народ

Там все совпало идеально – время, место и название. Начало семнадцатого столетия, смута и послесмутные годы. В Москве полнейшая неразбериха, у власти то Годунов, то Шуйский, то поляки, Лжедмитрии плодятся словно кролики плюс перманентная гражданская война. Для пассионарной личности – идеальные условия. Спокойные же люди созидательного склада стараются держаться от всего этого ужаса подальше.

Место – опять таки вдали от столичных интриг и баталий. Сибирь, Заполярье – что может быть дальше по тем временам? Место вольностей, место свободы, место, где еще не работают столичные форматы.

И название – сказка, легенда. Довольно нетипичное, у нас так города не называли. Произошло от реки, а река, в свою очередь, названа в честь самоедского князя Маказея. Древнее «Сказание о человецех незнаемых в восточной стране и языцех розных» – еще более древнее, чем сама Мангазея – сообщает: «На восточной стороне, за Югорскою землею над морем живут люди самоедь, называемые молгонзеи. А еда их – мясо оленье и рыба, да меж собою друг друга едят». Никто друг друга, разумеется, не ел. Наоборот – старались жить в мире и доверии, иначе за Полярным кругом пропадешь. Но сказка на то и сказка, чтобы у читателя мороз по коже. Название же «самоеды» –  русифицированный вариант исконного названия народа Самееднам. Слово же «Златокипящая» пристало к Мангазее за особые коммерческие достижения.

Город был основан в 1600 году всего лишь в 180 километрах от Ледовитого океана, если перемещаться по реке Мангазейки. Это приблизительно как от Москвы до Тулы, пустяковое расстояние даже по тем временам. Соответственно, Мангазея с самого начала представляла из себя некую торгово-транспортную автономию  – товары было выгодно пускать по северным морям.

Карта города Мангазеи с окрестностями конца XVII века из «Чертежной книги Сибири, составленной тобольским сыном боярским Семеном Ремезовым в 1701 году», — Санкт-Петербург, 1882

Впрочем, населенный пункт с названием «Молгомзея» существовал здесь и раньше. Что, кстати, подтверждает еще одну академическую версию происхождения названия – от коми-зырянского «молгон», что означало «окраинный народ».

Златокипящая Мангазея

Город, как в те времена было заведено, возник по царскому указу. В 1600 году царем был Борис Годунов – он, соответственно, указ и подписал: «В Мунгазею, морем и Обью, рекою на Таз и на Пур и на Енисей им ходити и с Самоеды, которые живут на тех реках, на Тазу и на Пуре и на Енисее, им торговати велели повольно; а нашу десятую пошлину, от девяти десятое, из соболей лутчей соболь, а из куниц лутчая куница, а из лисиц лутчая лисица, а из бобров лутчей бобр, а из песцов лутчей песец, и изо всякие мягкие рухляди и изо всякого товару десятое… и лешим промыслом велели есмя им промышляти… и ни в чем обид и насильства никакого им не чинити».

И в Сибирь, к недавно выстроенной поморами пристани уже отправилась сотня стрельцов и казаков под предводительством воеводы Мирона Шаховского и письменного головы Данилы Хрипунова. До места добралось лишь семьдесят – остальные погибли в пути, во время столкновений с «воровской самоядью». Оставшихся, однако же, хватило, чтобы заложить крепость и храм – в те времена именно эти два сооружения и означали город.

На следующий год явились еще две сотни человек. На этот раз их привели сюда князь Василий Рубец-Мосальский (впоследствии «прославившийся» тем, что сдал Лжедмитрию Первому город Путивль) и боярин Савлук Пушкин (один из предков знаменитого поэта, ставший на следующий год первым мангазейским воеводой). При нем появился посад. В 1603 году его сменил на этой должности Федор Юрьевич Булгаков, основавший в городе гостиный двор.

Мало какой российский город развивался столь стремительными темпами.

В 1607 году уже при новых воеводах – Давыде Жеребцове и Курдюке Давыдове – была возведена новая крепость-кремль. Она состояла из пяти башен – Давыдовской, Ратиловской, Успенской, Спасской и Зубцовской – и деревянной стены между ними. Можно сказать, что формирование города в основе своей на этом закончилось. С этого момента началось его фантастическое экономическое процветание. Чему, кстати, немало способствовал ясак, который теперь должны были платить новому городу окрестные жители – ненцы, селькупы, кеты и эвенки.

Макет-реконструкция мангазейского Кремля

Тем не менее, осуществлялась и свободная торговля. Здесь, кстати, побывал известный путешественник и голландский купеческий посредник Исаак Масса. Результатом его визита стала вышедшая в Амстердаме подробная географическая карта Мангазеи и множество заключенных контрактов с североевропейскими странами.

В 1616 году был проложен морской путь, связавший Мангазею и Архангельск. Путь занимал примерно пять недель, включал в себя несколько волоков, но это все равно было гораздо меньше, чем ранее. В качестве водного транспорта использовались так называемые «кочи» – суда, способные перемещаться по «шубе льдяной».

Город начал обогащаться еще стремительнее, а слово «Златокипящая» припеклось к нему намертво. Промышляли же здесь в основном пушниной – по большей частью соболиными шкурками, а также лисьими и бобровыми. Именно их в то время называли «мягким» или же «пушистым» золотом. Впрочем, были в ходу и изделия местных умельцев – медеплавильщиков, кожевенников, гончаров и косторезов.

Выглядел город нарядно, парадно. Всегда исправный уже упомянутый пятибашенный кремль – на фоне лесотундры он воспринимался как мираж. Зажиточный посад, улицы, вымощенные досками из разобраных кочей. Дома здесь строили с двойными стенами, укрепленные сваями. Городская инфраструктура, весьма совершенная по тем временем: гостиный двор, городская баня, храмы, кабак. А в качестве транспортной тягловой силы здесь вместо лошадей использовали оленей.

Сюда хотелось возвращаться.

«Мангазея Златокипящая». Художник А. Г. Визель. В этот город купцы приезжали на оленях

По одной из версий знаменитое пушкинское Лукоморье с ученым котом – это и есть Мангазея. А еще тут, в окрестностях проживало мифическое племя псеглавцев, молящихся на икону святого Христофора, действительно, изображенного с собачьей головой.

Обретение святого

Был между тем в Мангазее и свой, местночтимый святой. В жаркое лето 1642 года в городе начала таять вечная мерзлота. И однажды утром жители с изумлением обнаружили, что на поверхность земли вышел гроб.

Мангазейцы вспомнили, что еще раньше на месте обретения гробницы случались сбывавшиеся знамения и чудесные исцеления. Гроб обнесли оградой от зверей, а спустя десять лет стрелец Тимофей Сеченов установил над ним часовню. К тому времени останки усопшего сделались местом паломничества. Более всего он помогал от всяческих болезней, но, случалось, что спасал и от потопа, и от неудачи на охоте.

В 1653 году здешнему охотнику открылось имя покойного – Василий. Стали проводить расследование. Выяснилось, что здесь действительно лежат останки юноши Василия, служившего, в Магназее у одного ярославского купца. Лавку купца обокрали нечестные люди, сам же купец заподозрил в пособничестве Василия – больно уж усердно тот молился в храме и не прерывал молитву, когда купец призвал всех своих служащих в лавку. Хотя юноша был кристально честным, просто очень набожным.

За дело взялся уже упоминавшийся воевода Савлук Пушкин. Он  допрашивал Василия и в какой-то момент ударил несчастного в висок связкой амбарных ключей, от чего тот скончался. Это был чуть ли не единственный случай насильственной смерти в городе.

В 1659 году прошла церемония освидетельствования мощей праведного Василия, после чего он был причислен к лику святых как истинный угодник Божий. Василий Мангазейский стал первым местночтимым сибирским святым.

Место захоронения Василия всегда было украшено ценными шкурами. Один из путешественников примечал: «Это приношение бродящих вблизи юраков Тазовской орды и других инородцев, случайно заходящих в эту глушь. Они свято чтут память Василия и, отправляясь на лов зверей или после удачной охоты, всегда приходят к часовне и оставляют в ней какую-нибудь шкуру. Русские жители ближайшего селения Тазовского считают святотатством взять оттуда что-нибудь. В часовне находится несколько образов».

В настоящее время мощи Василия Мангазейского находятся в Троицком Туруханском монастыре.

При раскопках в храме нашли часть утвари и порубленную раку, церковное облачение, и, наконец, были найдены святые мощи, перемешанные с землей. Так Мощи святого Василия Мангазейского по воле Божией были обретены вновь Фото с сайта ihtus.ru

Разломанный город

Впрочем, вернемся в 1616 год. В стране шел третий год нормальной, мирной жизни, безо всяких лжедмитриев и прочих ворогов. На царский трон венчался Михаил Романов. Можно было перевести дух, заняться внутренними российскими делами. И в 1620 году путешествие морским путем в Златокипящую Мангазею было совершенно неожиданно запрещено: «чтобы никакой человек тем заповедным путем из большого моря окиана в Мангазейское море, ни из Мангазейского моря в большой окиан никто не ходил».

За нарушение – смертная казнь.

Причина была, в общем-то, понятна. С моря было трудно контролировать границы, тогда как на территории России, вдоль по реки Оби было организовано множество таможенных

постов. Кроме того, опасались – и, кстати, вполне справедливо – что англичане и голландцы установят здесь свою коммерческую монополию, а затем и колонизируют эти щедрые земли, что произошло, к примеру, в той же Индии.

Собственно, на этом все. Город еще какое-то время существовал в качестве заурядного населенного пункта, а затем и вовсе прекратил свое существование. Этому во многом способствовал пожар, случившийся тут жарким летом 1642 года. Сибирский приказ требовал от воевод восстановления Мангазеи, те же писали в ответ: «Нам холопям твоим, порченных, разломанных и разрытых мест Мангазейского города и острог ставить на голом месте, съезжую избу, воеводский двор и государевы амбары делать некем: да в Мангазее служивых людишек всего 94 человека, да из них 70 человек посылаются на государевы годовые, по ясачным зимовьям и с ясаком в двухгодовые и трехгодовые службы в Москву, 10 человек сидят в тюрьме, и остается в Мангазее для бережения государевой казны 14 человек… дети и жены наши, живучи в Мангазейском городе, терпят голод, а теперь и в долг взять не у кого, потому что город опустел».

В 1672 году государь Алексей Михайлович подписал указ о его упразднении. Гарнизон был переброшен на Енисей, где был основан населенный пункт под названием Новая Мангазея. Впрочем, спустя столетие город переименовали в Туруханск.

А настоящая, Златокипящая Мангазея в очередной раз получила новое название – Тагаревы хард, что в переводе с самоедского наречия означало Разломанный город. Одно из печальнейших переименований за всю историю цивилизации.

 

Городская мифология

История подвига

Именно такие события делают истории северных городов драгоценными, и именно они должны ложиться в основу героических  пантеонов. Не истории завоеваний и государственной мощи, а свидетельства преодоления, жертвенности, помощи.

Когда уже после 1968-ого года начались раскопки на месте бывшей Троицкой церкви в Мангазее, были найдены захоронения.В церкви не могли быть захоронены «простые» люди. Началось  историческое расследование.

Ннаходку связали с трагической судьбой мангазейского воеводы Григория Теряева. Он осенью и зимой 1643-44 гг. с караваном хлеба пробивался в отрезанную от Большой земли Мангазею. Потерял  70 человек из своего отряда и, уже находясь в одном переходе от города, скончался сам.

Легендарное богатство
Весь Таймыр, включая территорию современного Норильского промышленного района, входил тогда в состав Мангазейского уезда.

О богатстве города ходили легенды. Только за период 1630-1637 годов  отсюда было вывезено около полумиллиона шкурок соболей. Торговые связи сибирского города выходили далеко за пределы России: через поморские города Европейского Севера России он был связан с крупными компаниями Западной Европы. Производились крупные торговые операции. Представители крупнейших торговых домов и фамилий – «гостей», как тогда называли купцов –  Усовых, Ревякиных, Федотовых, Гусельниковых, Босовых, впервые объявились именно в Мангазее. Во времена расцвета города в него приезжали на «сезон» до 2 тыс. купцов и промышленников.

При раскопках воеводского дома были найдены музыкальные инструменты, шахматные доски, застежки от книг и кожаные переплеты, костяные компасы.

Было развито и металлургическое производство. Принято считать, что казаки Мангазеи были первыми норильскими металлургами. В остатках медных изделий, найденных в Мангазее, присутствовали платиноиды, что говорит о том, что руда для плавки привозилась из норильских месторождений. В раскопах на посаде были обнаружены каменные формы фигурного литья, а в культурных слоях Гостиного двора – сами отливки. Установлено, что наиболее популярными предметами, отливаемыми для местного употребления, были нательные крестики и женские украшения.

Полномасштабное археологическое изучение Мангазеи началось с 1968 года, после того, как к раскопкам городища приступила  комплексная экспедиция АН СССР. Тогда Мангазея была очень популярна среди историков. Норильск в этой связи иногда также называли «Новой Мангазеей». Но это было, скорее, эмоциональное определение, основанное на внешнем сравнении богатого средневекового города и гиганта социалистической индустрии. (Использованы материалы сайта Норильчане. Норильск от А до Я; работа А. Ю. Низовского «Сто великих археологических открытий»).

Городская хронология

1600 г. – к устью реки Таз послан отряд под командованием князя Мирона Шаховского и стрелецкого головы Данилы Хрипунова с предписанием поставить острог, для того, чтобы енисейскую и мангазейскую самоядь привести под государеву царскую руку и ясак с них ежегодно собирать. Дальнейшая судьба этого отряда неизвестна.

1601 г. – в район реки Таз послана вторая военная эскпедиция под предводительством князя Василия Массальского и боярина Савлука Пушкина. Был заложен острог Мангазея, в котором они стали первыми воеводами. Постройка воеводского двора в Мангазее – самого раннего строения.

1604 г. – построена первоначальная крепость в Мангазее.

1606 г. – в Тазовский город (Мангазею) прибыли воеводы Давыд Жеребцов и Курдюк Давыдов. Воеводская власть на северо- сибирской земле была установлена окончательно.

1607 г. – начато строительство Давыдовской, Ратиловской, Успенской, проезжей Спасской и Зубцовской башен. Построены городские крепостные укрепления.

1609 г. – в Амстердаме голландский торговый агент Исаак Масса издал географический чертеж Мангазеи, на котором были показаны церкви, воеводский двор и хозяйственные постройки.

1616 г. – Тобольский воевода Куракин сообщил в Москву, что немцы нанимали русских провести их от Архангельска в Мангазею.

1619 г. – запрещение Мангазейского морского хода (поморским крестьянам запрещалось ходить из Карского моря в Обскую губу и под страхом смерти показывать дорогу иностранным кораблям).

Крупный пожар в Мангазее, город выгорел дотла.

1626 г. – составлен «Росписной список» Мангазейского города», который был переслан в Сибирский приказ. Реставрация здания Успенской церкви – главного храма города.

1627 г. – расцвет Мангазеи, в Мангазее зимует около 700 промышленников «опричь новых приходцев».

конец 20-х гг. XVII в. – в Мангазее основана церковь Макария Желтоводского (или храм пресвятых отцов и чудотворцев Михаила Малеина и Макария Желтоводского).

1629-1632 гг. – на воеводство в Мангазею приехали из Москвы боярин Григорий Кокорев со свитой и дворянин Андрей Палицын. Внутренняя междоусобица и открытый разрыв между воеводами. Поражение воеводы Андрея Палицына (он отступил на Енисейский волок).

с 1633 г. – Сибирский приказ стал назначать в Мангазею только одного воеводу, которому теперь одному принадлежал воеводский двор и вся власть в городе.

30-е гг. XVII в. – начался упадок Мангазеи. Причиной тому явилось истребление соболя в этом районе, а также освоение более удобных путей на север Сибири.

1641 –1644 гг. – в Мангазею не приходили караваны с хлебом. В городе наблюдался голод.

1642 г. – грандиозный пожар в Мангазее, выгорел почти весь город.

1645 г. – последний крупный пожар в Мангазее.

1654 г. – ограбление пономарем Троицкой церкви Алексеем Антоновым кладовой Мангазейской церкви Макария Желтоводского.

1655 г. – по сообщению воеводы И. Саблина, в городе осталось на зимовку от 700 до 1000 звероловов.

60-е гг.. XVII в. – появился культ святого мученика Василия Мангазейского, который стал местным церковным патроном. К гробу святого, находящего в Мангазее стали стекаться толпы верующих, это не помогло восстановить былое могущество Мангазеи, практически прекратилось развитие ремесел и производства.

1672 г. – стрелецкий гарнизон по указу царя покинул город Мангазею и с реки Таз перебрался в Туруханское зимовье. Здесь был построен новый город – Новая Мангазея (нынешний Туруханск). (Составитель: Бренто Тамара Николаевна, главный библиотекарь Губкинской ЦБС).

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version