Около полугода назад в журнале «Нескучный сад» появилась регулярная рубрика «Дела милосердия – портрет епархии», рассказывающая о социальных и других интересных практических начинаниях отдельных епархий. Однако формат рубрики не позволяет рассказать обо всем узнанном – только короткая справка: название, контакты, род и масштаб деятельности. Остальное оседает в памяти корреспондентов, иногда прорастая отдельными статьями, иногда – навеки пропадая в кипах бумажек на столах.
Предлагаем вашему вниманию заметки Алисы ОРЛОВОЙ, готовящей для следующего номера портрет Волгоградской и Камышинской епархии:
Писать «Портрет епархии» — увлекательнейшее занятие. Чувствуешь себя сыщиком и разведчиком и искателем сокровищ. Целыми днями звонишь в разные далекие города и задаешь занятым людям вопросы: «А сколько бабушек в вашей богадельне?» «В каких колониях, вы сказали, есть храмы?» «Какую больницу посещают ваши прихожане?» Порой нужную информацию приходится добывать такими окольными путями, что остается только удивляться. Люди, которые берут трубку на том конце провода, очень разные. Кто-то удивляется: «Зачем это вам?», кто-то радуется, кто-то даже ругается. А иногда трубку берет такой человек, о котором хочется рассказать всем-всем.
Отец Александр Тупиков возглавляет отдел тюремного душепопечения (вообще, в Волгоградской епархии отделы названы с неожиданной теплотой: «Отдел армейского душепопечения», «Отдел тюремного душепопечения»…). «У меня текучка большая, – сетует он, – только обучишь хор, а тут у них и срок кончается. Обидно, конечно, но с другой стороны — радостно. Сольфеджио им в колонии преподаем. Кто? Да матушка моя, она у меня педагог». Отец Александр говорит, что за восемь лет тюремного служения у него своя статистика — 10 % его прихожан начинают на свободе посещать храм, 25% ходят только по праздникам, остальные заходят лишь эпизодически. Спрашиваю, много ли из них возвращаются в колонию повторно. «Один был, – вздыхает батюшка, – освободился. Встретился с друзьями, те тоже когда-то сидели, выпили и ограбили человека. Деньги у него в ларьке увидели, не выдержали. И чего им неймется, у самих ведь деньги были, зачем? Все пошли по второму разу. Я им всегда говорю — освободился, не пей, держись, помни, что стакан пива может привести к бутылке водки». В волгоградских колониях помогают освободившимся, устанавливают контакты с родственниками, борются с сектами. В колониях секты – большая проблема, сектанты ведут там активную работу. После разговора с отцом Александром мне как-то поспокойней стало за заключенных, которые отбывают срок в Волгограде, в моем отчете написано и про храмы в колониях и про православный отряд в колонии в Урюпинске. Теперь я знаю, что это не просто слова, храмы открыты и батюшку можно найти в любое врем, а это самое главное.
Отец Георгий Лазарев возглавляет в Волгограде отдел армейского душепопечения. Батюшка — бывший десантник, военных понимает хорошо. Окормляет воинские части, госпиталя, отряды милиции и ОМОН. Недавно, например отец Георгий собрал инспекторов ГИБДД и прочитал им лекцию о грехе мздоимства. После лекции инспекторы ГИБДД задавали батюшке вопросы. Деятельность отдела армейского душепопечительства очень разнообразна, вот недавно договорились с администрацией ледового стадиона, раз в неделю дети погибших военнослужащих бесплатно ходят на каток. «Представляете, у нас тут жара за 30, а дети — на льду катаются!» Храм всех святых находится на Мамаевом кургане. Положение обязывает. Местные военные части прихожанам храма как родные, 18 июня прихожане храма Всех Святых на Мамаевом кургане вручили поощрительные призы военнослужащим 8-ой мотострелковой роты 255 мотострелкового полка, которые войсковых учениях по форсированию Дона заняли первое место. Отец Георгий поздравил их с победой и вручил экипажу каждого танка по иконе св. Георгия Победоносца.
Люди в погонах, живущие в Волгоградской области хорошо знают не только отца Георгия, но и его семью. Вере Николаевне Лазаревой – супруге отца Георгия недавно было присвоено звание «старший прапорщик», их дочь Марина также служит – в должности военного психолога.
Отдел армейского душепопечения посещает госпитали: «Ни один инвалид Чечни, нуждающийся в протезировании не уехал из Волгорграда без протеза» — утверждает отец Георгий.
Дела милосердия делаются конкретными людьми, поговоришь с таким человеком, пусть даже по телефону и весь день тепло на душе. Спасибо «Портрету епархии»!