Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

«Заместо родителей»

Проблема социального сиротства начинается задолго до того, как ребенок попадает в закрытое учреждение. И если у ребенка пьющая мама или отец, то есть еще бабушки, дедушки, дяди, тети, друзья семьи. Они тоже могут взять на себя ответственность за воспитание малыша, конечно, с помощью государства. А если дело доходит до сиротского дома, именно младенцам важнее всего приход неравнодушных взрослых – чтобы их подержали на руках, приласкали. Без этого дети не смогут в будущем нормально развиваться

Дети за бетонными стенами

На конференции выступили люди, которых пугает не официальная статистика, а судьбы тысяч детей, оставшихся без материнской любви и присмотра. Елена Альшанская, руководитель проекта «Otazniki.ru: волонтеры в помощь детям-сиротам больниц» рассказала о брошенных детках, постоянно проживающих в московских больницах, где специальный уход и забота за сиротами никем не предусмотрены. Переполненные детские дома не могут принять этих детей, и они остаются на попечении медсестер клиники, брошенные родителями и забытые государством. Волонтеры не могут заменить родителей своим подопечным, но они делают то, что в их силах: привозят памперсы, игрушки, одежду и, что самое главное, общаются с малышами и стараются окружить их той любовью и заботой, которых им так не хватает. Помимо непосредственной помощи детям, Общество Волонтеров начинает работу по новым проектам – профилактике социального сиротства и продвижения семейных форм устройства детей. Волонтеры уверены – детские приюты в том виде, в котором они существуют, не в силах адекватно помочь детям, получившим с самого детства такую тяжелую психологическую травму от собственных родителей. Елена Альшанская призывает отбросить стереотип о том, что детьми-сиротами должно и способно заниматься государство, и приглашает людей самим озаботиться этой проблемой, которая за последние несколько лет стала катастрофой.

«Общество, где не помогают ближним, обречено»
Современная Россия переживает третью волну социального сиротства. Сейчас в нашей стране более 800 000 детей без родителей. Даже после Второй Мировой войны во всем СССР их было меньше – 60 000. Имеющаяся система помощи сиротам себя не оправдывает ни экономически, ни в социальном смысле. Ребенок, выросший в полной изоляции от общества, на государственном казенном обеспечении, за бетонными заборами и шлагбаумами, повзрослев, не может адаптироваться и жить в социуме. Его всегда обеспечивало государство, поэтому он не понимает, например, зачем нужно работать. 90% бывших детдомовцев живут за чертой бедности. Очень многие становятся преступниками и попадают в тюрьмы – структуры, где все очень понятно и близко. Ведь в похожей системе они провели все детство.

Полезные ссылки:

О том, как стать волонтером, читайте здесь

Многие, кто сталкивался с детьми из детских домов, на собственном опыте знают, что они, например, не знают, откуда берется хлеб, как включать и выключать свет в квартире, как ездить на транспорте и делать покупки в магазинах. Елена рассказала об усыновленном мальчике, который, впервые попав в семью на ужин, кушал, пока ему не стало физически плохо. Это произошло не из-за того, что он был очень голоден. Ребенок просто знал, что каждому в тарелку положена нужная порция. И эту порцию надо съесть. О том, что можно положить себе сколько угодно и перестать кушать, когда больше не захочется, малыш даже и не думал.
Очень многие детдомовцы своих детей также отдают в казенные заведения. Система воспроизводит сама себя – и с этим нужно бороться. Как?

Проблема социального сиротства начинается задолго до того, как ребенок попадает в закрытое учреждение. И если у ребенка пьющая мама или отец, то есть еще бабушки, дедушки, дяди, тети, друзья семьи. Они тоже могут взять на себя ответственность за воспитание малыша, конечно, с помощью государства. «Общество, где не помогают своим ближним, обречено», – отметила Елена Альшанская.

Если ребенок все же оказался один, конечно, лучший вариант – новая семья. Если и с ней сразу не получается, то ребенка нужно поместить в максимально комфортные для него условия, а не в учреждение, похожее на казармы.

Общим правилом должно стать то, что, решая проблемы сирот, государство должно встать на сторону ребенка и учесть, прежде всего, его интересы.

Патронат и очередь на детей
Ольгу Терешину, руководителя центра «Наша Семья», существующего на базе государственного детского дома №19 приветствовали возгласом «а это наши звезды!» и продолжительными аплодисментами, которые единодушно поддержали все собравшиеся.

«Профессиональная служба по устройству сирот в семьи» предоставляет такие услуги, как подготовка детей и потенциальных родителей к патронату и усыновлению, тренинги для семей, находящихся в кризисном положении и многое другое. Центр «Наша Семья» не забывает о своих питомцах и после того, как их приютили новые родители – проводят регулярные обследования и помогают справиться с возникающими проблемами.

Патронат – наиболее простой, быстрый и эффективный способ устройства детей в семьи, это лучшее экстренное решение проблемы сиротства, учитывая специфику каждого конкретного случая. Малыши не ждут годами установления своего статуса (когда статус не ясен, усыновление невозможно), бумажная волокита для патронатных воспитателей проходится быстрее и легче. В патронатную семью можно устроить ребенка, у которого родители есть, но, скажем, находятся на лечении.

Статистика приема в семьи в «Нашей Семье» — 90% детей. И минимальный процент возвратов детей в детский дом. Патронат предусматривает общение ребенка с его биологическими родителями, обязательную подготовку патронатных родителей и работу по планам, которые семье предоставляют контролирующие учреждение по патронату.

Из-за еще одной особенности патроната в последнее время возникает больше всего проблем. Из такой семьи ребенка можно забрать. Поэтому многие ошибочно считают патронатные семьи чем-то вроде «притирки», что неправда. Возможно, именно из-за этого недопонимания вся система патронатного воспитания находится под угрозой исчезновения. По мнению чиновников из Государственной Думы, подобные вещи «противоречат федеральному закону и нарушают права детей». Подпись под письмом в защиту одного из самых успешных проектов по устройству детей-сирот, с пометкой «СПАСЕМ ПАТРОНАТ» можно отправить по адресу spasempatronat@mail.ru.

«Заместо родителей»
Еще один способ помочь сиротам – сменить огромные детские дома на небольшие семейные пансионаты, «детские деревни» и церковные приюты.

Таким опытом в помощи детям, от которых отказались родители и семьям, находящимся в кризисном положении поделилась по-настоящему многодетная «мама», директор Мышкинского семейного пансиона Татьяна Рогова. Создатели пансиона постарались учесть негативный опыт государственных детских домов, где воспитанники не приобретают элементарных социальных навыков, а работают «по разнарядке», без учета интересов и социальной востребованности будущей профессии.

В Мышкинском пансионе на данный момент проживает 18 детей – мальчиков и девочек разных возрастов. Татьяна Сергеевна рассказала о том, как протекает их сельская жизнь – в трудах и заботах, согретых семейным теплом и радостью общего дела. Трое воспитателей-мужчин учат мальчишек строительному мастерству, которые те стремятся применить на практике: с их участием построено новое утепленное помещение для животных, посажен сад вокруг будущих построек. Девочки, под присмотром трех воспитальниц, ухаживают за птицей и учатся ремеслам. В Мышкино регулярно приезжают приглашенные преподаватели, которые учат детей школьным наукам. Близость храма и окормление отца Дмитрия Смирнова создают особый, семейный дух пансиона села Мышкино.

«Ребята у нас, конечно, все понимают. И нет даже речи о том, что мы можем заменить им маму и папу. Им все нужна настоящая семья. А про нас они так говорят: «Они у нас заместо родителей,» – рассказала Татьяна Сергеевна.

«Раз в месяц не волонтер – значит, не развил в себе что-то важное»
Младенцы, не попадающие сразу в Дома малютки, вынуждены годами лежать в детских больницах, где все, что они видят – стены и дверь. Пока решается их дальнейшая судьба (что может длиться годами), малыши теряют возможность нормально расти и развиваться: медицинский персонал выполняет только свои прямые функции и, конечно, ни у кого нет времени играть или гулять с детьми-отказниками.

Этим детям помогают добровольцы движения «Волонтеры в помощь детям-отказникам»: они ездят к малышам, общаются с ними, привозят необходимые продукты и вещи.

К сожалению, волонтерам сейчас непросто. Движение работает в двух московских больницах и по всему Подмосковью, поэтому часто доброволец добирается до деток несколько часов. Есть сложности и с администрациями больниц. Даже у самого хорошего персонала есть заблуждения.

Например, многие считают, что помощь добровольцев нужна только подросшим деткам: гулять, читать, кормить их. Зачем волонтер младенцу? А ведь именно им, самым крохотным подопечным организации otkazniki.ru, важнее всего, чтобы их подержали на руках, приласкали. Без этого дети не смогут в будущем нормально развиваться. Вера Артемова, волонтер организации, рассказала случай из практики подмосковной больницы, где одна из сестер носила больного малыша с собой во время работы в специальном приспособлении вроде слинга. И этот ребенок быстрее других поправлялся.

«Отказники» делают все возможное, чтобы организовать дневной патронат во всех больницах, где лежат брошенные детки и пытаются справиться с незнанием общества о волонтерстве. «Наше общество пока не очень хорошо знакомо с волонтерством, а надо, чтобы каждый человек, если он хотя бы раз в месяц не волонтер – понимал, что он не развил в себе какую-то важную черту», – отметила Елена Альшанская.

Ценность каждой минуты внимания
Николай Белоногов, председатель правления некоммерческой организации «стАРТ» рассказал о том, как он впервые пришел к детдомовским подросткам и встретил с их стороны агрессию. Участники «стАРТа» ответили на агрессию любовью, на недоверие – честностью, на закрытость – открытостью и пожали богатые плоды: дети с охотой рисуют, лепят и просто «тусуются» со своими новыми друзьями. Если раньше в детских рисунках преобладал черный цвет, то теперь его не стало совсем. Помимо детей-сирот художественную студию, студию керамики и кулинарный кружок «За обе щеки», организованные центром «стАРТ» посещают «домашние» дети с ограниченными возможностями.

Все выступавшие, помогающие детям разными способами сходятся в одном: детям, которых бросила родная мама, не так нужны подарки и конфеты, как наша любовь. «Не надо ничего брать с собой! – призывает Николай Белоногов – придите, возьмите ребенка за руку и прогуляйтесь с ним по городу, поболтайте о чем угодно!»

Не пишите «жареного»!
Волонтерские и благотворительные организации могут делать все, что угодно, но без внимания общественности их деятельность не принесет должных плодов. Но относиться к проблеме сиротства и усыновления надо ответственно, а не выискивать «жареные» факты в погоне за сенсациями.

Ответственный секретарь журнала «Беспризорник» Анна Берникова рассказала о семинарах, которые будут проводиться для журналистов, желающих освещать проблему социального сиротства. «На сегодняшний момент есть есть все необходимое для деинституализации института сиротства в России: есть политическая воля государства, есть необходимые наработки специалистов по эффективному решению проблем сиротства, замечательные идеи и энтузиасты, такие, как движение «Волонтеры в помощь детям-сиротам», которые готовы вкладывать свои ресурсы (человеческие и материальные) для того, чтобы помочь брошенным детям обрести семью. Но все эти усилия будут напрасными без изменения общественного мнения по отношению к детям-сиротам.

Самая важная задача сегодняшнего момента – просвещение журналистов в области проблем социального сиротства, воспитание профессионального сообщества таких журналистов» – рассказала в своем докладе Анна.

Как ожидается, ближайший семинар для журналистов, пишущих на темы социального сиротства пройдет 30 апреля в детском доме №19 (Москва, 105082, Спартаковская площадь, дом 10, строение 3).

Александр Борзенко
фото Наталии Шестиперовой

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?