Православный портал о благотворительности

Закон о волонтерстве не остановит волонтерства

О законопроекте «О волонтерах» и о российском волонтерстве в целом вчера, 11 февраля, говорили эксперты на круглом столе

На днях Совет федераций представил законопроект «О волонтерах», который должен быть рассмотрен Госдумой весной. Большинство волонтеров и НКО, которые знакомы с документом, настаивают на том, что он не нужен в принципе. Другие говорят, что не против закона, но его принятие в том виде, в котором он сейчас есть, – просто опасно. Об этом и российском волонтерстве в целом вчера, 11 февраля, говорили эксперты на круглом столе, собранном Комитетом гражданских инициатив.

Закон, сам себе противоречащий

Это интересно:

Как стать волонтером

Руководитель проекта «Нужна помощь» (признан в РФ иноагентом) Дмитрий Алешковский (признан в РФ иноагентом) представил всестороннюю критику законопроекта, начав со сравнения закона волонтерах с… законом о художниках. «Скажите, почему никому не приходит в голову принять закон, который регулировал бы отношения художников с другими гражданами и государством? Ведь работа художника – сложная и опасная. Краски токсичны, на кисточку можно упасть и глаз выколоть. Кто ответит за здоровье художника, когда он упадет на кисточку, бесплатно рисуя картину для своего друга? Поэтому художник будет обязан страховать свою жизнь на случай получения травм от кисточки. А еще должен будет пойти в специальный орган, регулирующий деятельность художников, встать на учет и получить специальную книжку. В итоге, я думаю, ни один художник в принципе не захочет писать картину».

Дмитрий Алешковский убежден: все отношения между волонтерами и государством уже закреплены в существующем законодательстве: Гражданском кодексе, законе «О благотворительности и НКО» и многих других, и никаких других законов не нужно. «Кроме того, – прокомментировал эксперт, – текст закона написан странно, противоречит Конституции, Международной конвенции о правах человека и даже сам себе». «С одной стороны, – говорит эксперт, – закон никого ни к чему не обязывает. С другой – подготавливает почву для серьезного ужесточения государственного вмешательства в сферу деятельности НКО, для усиления бюрократии и коррупции. Я действительно не понимаю, кому и, главное, зачем, он нужен? На любой аргумент за этот закон найдутся более весомые «против». Один из аргументов: «закон нужен для развития волонтерства». Нет, не нужен. Если государство хочет развивать волонтерство, лучше поддержать его информационно и финансово. Еще один аргумент: «государственные органы не знают, кто такие волонтеры и как с ними работать». Волонтеры – это обычные граждане, слугами которых избраны власти, и общаться с ними нужно точно также, как с другими гражданами».

Главная опасность, по мнению Дмитрия Алешковского, заключается в том, что перед рассмотрением проекта закона в Госдуме, в нем появятся статьи о несоблюдении ответственности, что «автоматически сделает закон принуждающим, а не стимулирующим, потому что все «имеют возможности» будут трактоваться как «обязаны», и в итоге права волонтеров будут ущемляться».

Слова закона о том, что волонтерская деятельность не может быть направлена на поддержку политических партий, продвижение товаров и услуг и так далее, Дмитрий Алешковский назвал «полным уничтожением корпоративного волонтерства» и «нарушением конституции», потому что согласно ей любой человек имеет право поддерживать любую организацию, не запрещенную законом. «Почему, к примеру, компания, сделавшая бесплатно сайт для организации, не может поставить на него свой копирайт – не ясно. Или другой пример. Компания Русгидро ежегодно проводит акцию, в ходе которой волонтеры убирают мусор из водоемов. По новому закону они уже не смогут помогать природе, потому что организатор такой акции – компания, а не волонтерская организация».

Между палкой и морковкой
Елена Альшанская, директор фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» объяснила, что в мире существуют законы о волонтерстве, но все они касаются механизмов использования выделенных государством денег. «Вы получили средства, вы на них по госзаказу делаете то, что от вас хотят, в рамках госзаказа и определенных правил. Регулировать то, что не связано с поддержкой – очень странно». Странно и то, по мнению Елены Альшанской, что добровольчество, которое во Всемирной декларации о добровольчестве называется «фундаментом гражданского общества», в новом законопроекте ограничивается «оказанием услуг в формах и видах, предусмотренных настоящим законом». «Во всем мире волонтерство понимается как свободная, в рамках личного выбора, самоорганизация граждан, – говорит Елена Альшанская. – Государство лишь помогает им, если считает нужным. А у нас получается, что если вы в какой-то непредусмотренной законом форме занялись волонтерством, то это не волонтерство. Во всем мире основным организатором волонтерства выступает гражданское общества. В российском законопроекте главный организатор – государственные структуры, а институты гражданского общества – в самом конце и названы «и другие». Елена Альшанская также отметила, что не видит ни одной проблемы, которую закон о волонтерах помог бы решить. А главная цель закона в существующем сейчас виде – получить бесплатное для целей государства добровольчество.

«У разработчиков одно понятие волонтера, а у нас другое, – рассказала Елена Киричук, директор благотворительного фонда «Верю в чудо». – Для нас волонтер – это человек, для которого делать добро – потребность, и вообще норма жизни. А в законе, вы просто посчитайте, сколько раз употребляется слово «стимулировать». То есть мы постоянно стимулируем на добрые дела. Слово «стимул», кстати, изначально переводится как «палочка для погона животных». А животное идет, если впереди морковка, или если сзади палка. И мы не поняли. Если это палка, то в чьих руках, а если морковка, то кто за нее платит? Если постоянно платить за доброту, то представьте себе, каких это может людей привлечь в нашу деятельность! Да и этот постоянный акцент на финансовом стимулировании бескорыстия звучит просто абсурдно.

Волонтеры в чрезвычайных ситуациях
Какая-либо регламентация добровольчества нужна исключительно для волонтеров чрезвычайных ситуаций и исключительно в виде поправок в существующие законы, убеждена Алена Попова, координатор движения «Гражданский корпус». «Я как волонтер чрезвычайных ситуаций выступаю против закона и за поправки. Надо создать экстренную группу для поправок о волонтерах ЧС. У нас есть необходимость застраховать жизнь. Также необходимы списки людей, которые работаю в ЧС. Кроме того, привлекать добровольцев для работы в ЧС можно только с разрешения властей и только при наличии у человека книжки спасателя».

Также Алена Попова считает, что необходимы поправки в Трудовой кодекс, «чтобы деятельность волонтеров в ЧС записывалась в стаж, так как люди действительно там работают», а также – право первоочередного выкупа билетов в зону ЧС. «Я считаю, что для всех остальных волонтеров никакие другие законы не нужны».

Григорий Куксин, руководитель противопожарной программы «Гринпис Россия» (признан в РФ иноагентом и нежелательной организацией) заявил, что добровольцам-пожарным не нужны ни законы, ни «стимуляция». «Как пожарные, мы считаем, что не надо чинить то, что не сломано. Действующее законодательство работать позволяет. Поэтому нужно оставить все как есть. А слова о стимуляции и льготах вообще смешно слышать. Никакая стимуляция не поведет человека в огонь. Я вообще не могу представить себе человека, который за налоговую льготу или благодаря страховке согласится рисковать своим здоровьем».

Несколько слов в защиту
Несмотря на полное отсутствие среди участников круглого стола защитников законопроекта о волонтерах, несколько положительных слов в его адрес все-таки прозвучало. Предложив сделать слоганом круглого стола фразу «Никакой закон волонтерства не остановит», бывший мэр Троицка Виктор Сиднев, выступавший от «Комитета гражданских инициатив», объяснил, что здравого есть в законе: «С точки зрения гражданского права действует принцип «разрешено все, что не запрещено». И с этой позиции закон действительно выглядит избыточным. Но с точки зрения государства, органам права можно делать только то, что по закону разрешено. Я имею в виду трату бюджета на волонтерские цели. Сейчас местному самоуправлению запрещено тратить деньги на эти цели. И если бы я, когда был мэром, потратил на добровольчество часть бюджета, было бы возбуждено уголовное дело. Но и для этого не нужен отдельный закон, нужно просто внести поправки в существующий закон о полномочиях местного самоуправления».

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version