27 января Госдума приняла в третьем чтении законопроект о внесении изменений в статью 116 Уголовного кодекса, которая называется «Побои». Теперь рукоприкладство в семье будет считаться административным, а не уголовным преступлением. «За» закон проголосовали 380 депутатов. Политики, эксперты и общественность продолжают дискуссию о возможных последствиях этого акта.
Начнем с того, что речь в законопроекте идет вовсе не о «шлепках» и не об избиении до полусмерти, это откровенное утрирование возможных ситуаций. Речь идет именно о побоях.
Что считают «побоями»
Существуют специальные критерии, предназначенные для судебно-медицинской экспертизы, которые дают определение различным степеням вреда, причиненного здоровью человека. Закон различает вред тяжелой, средней и легкой степени. От того, какое именно повреждение получил потерпевший, зависит статья Уголовного кодекса, по которой будут судить виновного.
«Легкий вред» – это временное нарушение функций организма, которое приводит к нетрудоспособности продолжительностью до трех недель, или же к «стойкой утрате трудоспособности» менее 10%.
Иначе говоря, если в результате избиения жертва оказалась на больничном, но лечиться пришлось менее трех недель, значит, ее здоровью был причинен вред «легкой степени». За это обидчик может получить наказание по статье 115 УК: штраф до 40 тысяч рублей, или обязательные работы до 480 часов, или исправительные работы до 1 года, или арест до 4 месяцев.
Если же вред причинен из хулиганских побуждений или по причине религиозной, политической, расовой и т.п. ненависти, то преступнику грозит до 2 лет лишения свободы.
Степень тяжести вреда, причиненного здоровью, определяют судебно-медицинские эксперты в государственном медучреждении, а степень утраты трудоспособности – медико-социальная экспертиза.
Поскольку легкий вред здоровью может быть нанесен и неумышленно (например, если прохожие случайно столкнулись на улице, при ДТП, при сбрасывании вещей с балкона и т.п.), в ходе расследования устанавливают наличие умысла. Для этого анализируют характер и способ причинения вреда здоровью, психофизические особенности виновного и потерпевшего, мотивы преступления и т. п.
Побои, о которых говорится в статье 116 УК, – это умышленные действия, причинившие физическую боль, но не повредившие здоровью человека. «Поверхностные повреждения, в том числе: ссадина, кровоподтек, ушиб мягких тканей, включающий кровоподтек и гематому, поверхностная рана и другие повреждения, не влекущие за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности, расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью человека», – говорится в медицинских критериях.
Для подтверждения факта побоев проводится медицинское освидетельствование.
Пощечина, оплеуха или шлепок, после которых не осталось следов, побоями не считаются. Доказать, что пострадавший испытал при этом физическую боль, а виновный умышленно эту боль причинял, очень сложно.
Так что родителя, давшего подзатыльник своему непослушному чаду, вряд ли отправили бы за решетку. Но и жене, которую муж, допустим, оттаскал за волосы, понадобятся свидетельства очевидцев, чтобы привлечь супруга к ответственности, отметила адвокат Мария Ярмуш.
Виновный в побоях привлекается к административной ответственности по статье 6.1.1. «Побои» Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Ему грозит штраф до 30 тысяч рублей, или арест на 10-15 суток, или обязательные работы до 120 часов.
Ранее все побои считались уголовным преступлением, но 3 июля 2016 года был принят закон об их частичной декриминализации (СМИ назвали его «законом о шлепках»). Теперь статья 116 УК относится лишь к тем случаям, когда преступник избил жертву из хулиганских побуждений или из-за религиозной, политической, национальной и т.п. ненависти. Виновному грозит до 2 лет лишения свободы.
Почему «закон о шлепках»? Потому что, пока этот документ не отменили, под статью 116 подпадали также побои «в отношении близких лиц». При этом под «близкими» понимались супруги, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, опекуны, а также лица, ведущие с потерпевшим общее хозяйство.
Возникала интересная коллизия. Избив жену до синяков, муж мог угодить в колонию на срок до двух лет. А ударив ее посильнее, так, чтобы она оказалась в больнице с «легким вредом, причиненным здоровью», он мог отделаться всего лишь одним годом исправительных работ.
Что будет, если побои в семье повторяются
Сторонники законопроекта о декриминализации побоев в семье постоянно подчеркивают, что в нем идет речь только о первом случае такого правонарушения. Для лиц, которые уже привлекались к административной ответственности за побои, существует статья 116.1 УК. Она предусматривает более строгое наказание, чем КоАП: штраф до 40 тысяч рублей, или обязательные работы до 240 часов, или исправительные работы на срок до 6 месяцев, или арест до 3 месяцев.
Но, чтобы засудить домашнего тирана по этой уголовной статье, нужно сперва привлечь его к административной ответственности.
Систематическое нанесение побоев уже подпадает под статью 117 УК «Истязание» (если оно не влечет за собой тяжкого или среднего вреда для здоровья). За это предусмотрено, в частности, лишение свободы на срок до 3 лет. Если же жертва – беременная женщина или ребенок, то лишение свободы может продлиться до 7 лет.
Доказать вину будет сложнее, а отобрать детей – проще
После отмены «закона о шлепках» появилось обстоятельство, не сразу бросающееся в глаза, которое может серьезно помешать жертвам домашнего насилия защитить себя.
Оказывается, дела по статье 116 УК, из которой исключили побои в отношении близких, относятся к уголовным делам частно-публичного обвинения. А дела по статье 116.1 (о повторном нанесении побоев), в рамках которой по-прежнему можно привлекать к ответственности членов семьи, – к уголовным делам частного обвинения.
Что это значит? В случае частно-публичного обвинения в процессе участвует государственный обвинитель. А в случае частного обвинения жертва преступления должна самостоятельно выступать в роли прокурора. Как отметила Мария Ярмуш, обычной женщине, которую бьет муж, будет трудно справиться с этой задачей из-за незнания тонкостей уголовно-процессуального производства, и ей придется нанимать адвоката.
Участие в деле прокурора возможно только по решению мирового судьи, если будет установлено, что потерпевший по объективным причинам не может защищать свои законные интересы (статья 318 УПК). Например, если жертва побоев – ребенок, или взрослый, находящийся в зависимом или беспомощном состоянии.
Для возбуждения уголовного дела как при частном, так и при частно-публичном обвинении, необходимо заявление пострадавшей стороны. Понятно, что ребенок сам сделать это не сможет. Заявление в таком случае пишет его законный представитель. А если именно «законный представитель» бил пострадавшего?
«Если имеются основания полагать, что законный представитель действует не в интересах несовершеннолетнего потерпевшего», говорится в постановлении пленума Верховного суда, то суд может назначить другого законного представителя.
В крайнем случае, если пострадавший – ребенок или «беспомощный» взрослый, дело возбуждается следователем или дознавателем с согласия прокурора. Поставить перед прокурором вопрос о возбуждении уголовного дела в таком случае может любое госучреждение, общественная организация или отдельный гражданин.
Однако, по словам лидера движения «Стопнасилие» Алены Поповой, норма о том, что за беспомощных граждан должны вступаться прокуратура и полиция, в регионах не работает.
«В регионах жертвами часто становятся пожилые люди. Их бьют, чтобы отобрать пенсию, квартиру», – отметила она.
В то же время, при частном обвинении у семьи есть больше возможностей для примирения. Дело может быть прекращено в любой момент до удаления суда в совещательную комнату перед вынесением приговора. А при частно-публичном обвинении дело не может быть прекращено в связи с примирением сторон.
Что касается административного производства, к которому теперь относятся побои в семье, произошедшие впервые, то там процедуры расследования практически нет, сказала Ирина Киркора, директор авторского центра «Мир семьи», член СПЧ. «Потерпевшему необходимо самому собрать доказательства, которые будет рассматривать мировой суд», – добавила она.
С другой стороны, простота административного судопроизводства может облегчить изъятие детей из семьи, считают критики законопроекта. Ведь обвинение в побоях по уголовной статье предполагает расследование, сбор доказательств и соблюдение различных юридических процедур. А в рамках КоАП оформить протокол о нанесении «побоев» наказанному ребенку будет намного легче, и это станет свидетельством «жестокого обращения», указывают они.
Мнение россиян по оценке ВЦИОМ
Большинство граждан России, естественно, осуждают любые виды насилия в семье (79%). Однако применение силы в отношении близких при определенных обстоятельствах допускает почти каждый пятый (19%), сообщает ВЦИОМ.
Декриминализацию побоев в семье поддерживают 59% жителей страны. При этом 33% участников опроса признались, что семейное насилие коснулось их знакомых, а 10% лично столкнулись с этим в своей семье.
Подходящим наказанием за побои в семье 25% опрошенных считают исправительные работы, 16% – арест, 13% – штраф, 10% – лишение свободы, 6% – лишение свободы условно.