Хотя некоторые считают, что платить донорам безнравственно, для многих из тех, кто приходил на пункты переливания, деньги за кровь были совсем не лишними. Уже через неделю после принятия закона о донорстве врачи и общественники забили тревогу: кровь сдавать стали намного меньше.
Начать стоит с того, что ни оплата за кровь, ни социальная реклама не смогли сделать так, чтобы донорство действительно вошло в моду, и, даже до принятия закона крови все равно не хватало по всей России. И поэтому всем, кто в теме, было ясно: каждого донора нужно беречь, чем бы он ни руководствовался, приходя на пункт переливания. Когда стало очевидно, что закон негативно сказался на ситуации, московские врачи обратились к властям.
– Служба крови города Москвы доложила правительству города о состоянии дел после принятия этого закона, – рассказал «Милосердию» Владимир Марьянович Потапский, заместитель главного врача по организации донорства Городской станции переливания крови. – Правительство пошло навстречу и выпустило постановление о мерах социальной поддержки доноров. Оно вступило в силу 11 февраля и на данный момент мы работаем нормально, как обычно, крови достаточно.
В постановлении, подписанном мэром Сергеем Собяниным, указаны конкретные суммы вознаграждения, которые получат доноры. Например, однократная донация стандартных 450 миллилитров – 3400 рублей, 4 донации – 20000, 15 – 52000, за одну сдачу крови на тромбоциты донор получит 4800, на эритроциты – 5000. Деньги можно получить в тот же день, кроме того, сохраняются все льготы, на которые может рассчитывать гражданин, получивший нагрудный знак «Почетный донор Москвы».
Так что столица смогла преодолеть временный февральский кризис и оснований полагать, что доноров станет меньше, сейчас нет. А вот в других городах, где люди тоже попадают в больницы и ничуть не меньше нуждаются в крови, дела обстоят не так радужно. Особенно обеспокоены в Петербурге, где власти пока ничего не предпринимают.
Рассказывает Татьяна Андриевская, руководитель петербуржского движения «Мотодоноры» – группы байкеров, активно занимающихся привлечением добровольцев в донорство и организующих «дни мотодонора» – коллективные поездки на пункты переливания:
– Количество желающих сдать кровь упало очень сильно, хотя мы считали, что наши-то добровольцы делают это не ради денег. И, насколько я знаю, такая ситуация в городе в целом. Я звонила заведующей одной нашей больницы, чтобы согласовать очередную акцию, она в ужасе, говорит: «Не надо уже ничего согласовывать, приезжайте, привозите хоть сорок человек, если хотите. Доноров нет».
О том, что донорство в северной столице переживает не лучшие времена, говорит и директор Фонда доноров Санкт-Петербурга Станислав Давыдов, который уже высказывался о том, что новый закон – это плевок в доноров, врачей и пациентов. По его словам, до нововведений Питер показывал едва ли не лучшие результаты в стране – 15 доноров на 1000 человек и этого удалось достичь без помощи властей. То, что происходит сейчас, он называет катастрофой.
– То, что мы видим сегодня, не внушает оптимизма, – констатирует Станислав, – доноров, действительно, становится меньше. Мы обращались по этому поводу к депутатам, городским властям, и завтра в Петербурге пройдет большая пресс-конференция, на которую приглашены депутаты, и, может быть, они озвучат свои первые решения по поводу того, как теперь будет осуществляться поддержка доноров. Потому что в последние 5 лет для этого не было сделано ничего.
Похожая ситуация наблюдается и по всей России и везде с ней пытаются бороться своими методами. В Самаре, например, министерство здравоохранения рассматривает возможность выдачи льготных путевок на отдых в России тем, кто бесплатно сдает кровь 12 раз в год. В Калининграде выдают донорам тушенку и сгущенку, правда, почти все отказываются сдавать кровь за такое вознаграждение. В большинстве городов альтернативные пути поддержки доноров пока не найдены и местные правительства пока молчат. Впрочем, пока федеральные власти будут утверждать, что все нормально, как-то бороться с кризисом, вроде бы, и не надо. «Кто-то пишет, что теперь все рухнет, и что же о нас скажут цивилизованные Европа и США? Ответственно заявляю: ничего не произойдет» – написал на своей странице в соцсети пресс-секретарь Минздрава Олег Салагай.