Ссылка наТекст закона
26 января, в среду, Государственная Дума РФ приняла в первом чтении проект Федерального закона «О добровольной пожарной охране». После масштабных пожаров летом 2010 года, когда МЧС показала всему обществу свою неспособность справиться с ними, а добровольцы из всех уголков России боролись с огнем чуть ли не ведрами с водой, потребность в новом законе действительно назрела. Законопроект был разработан МЧС России и ВНИИ противопожарной обороны и, по мнению многих добровольных пожарных, перекладывает обязанности МЧС на добровольцев. По принципу: «Не нравится, как тушим мы, тушите сами».
Согласно этому законопроекту добровольные пожарные дружины теперь могут существовать только как юридические лица – общественные объединения. Все члены объединений будут обязаны пройти курсы противопожарной подготовки по программе МЧС. А сами объединения должны иметь в распоряжении необходимое для пожаротушения оборудование. Также законопроектом предусматривается обязательное страхование жизни и здоровья добровольцев и компенсация с места официальной работы за дни, проведенные добровольцем на месте пожара, а не на работе. Более того, для добровольцев предусмотрен ряд льгот, о чем сообщил на пресс-конференции 26 января Замминистра по чрезвычайным ситуациям, Владимир Пучков. «Мы планируем, что субъекты РФ с учетом их особенностей, рисков пожаров, размещения населенных пунктов примут дополнительные обязательства по поддержке добровольцев. – Заявил Пучков. – Это может быть освобождение от уплаты коммунальных услуг и бесплатное санаторно-курортное лечение».
Все вышеперечисленное кажется вполне разумным. Пожарным действительно неплохо бы перед тушением пожаров обучиться этому делу (в этом плане тоже обещают льготы), иметь в распоряжении необходимое оборудование, уметь им пользоваться. Они, вполне логично, должны быть застрахованы, потому что работа связана с немалым риском. И компенсация с работы тоже должна быть выплачена. Пожар тушить – не в офисе сидеть. Но у всего этого есть одно «но». В пояснительной записке к законопроекту сказано: «расходы на материально-техническое обеспечение добровольной пожарной охраны предлагается возложить на их учредителей или предусматривать за счет собственных средств». А финансово-экономическим обоснованием к законопроекту вообще не предусматривается какое-либо государственное финансирование добровольцев. Это подтверждается и Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». Там пункта о финансовом обеспечении добровольных пожарных нет. То есть все вышеперечисленное – регистрацию юридического лица, закупку оборудования, обучение, страхование жизни и многое другое – предлагается возложить на плечи добровольных пожарных объединений. А компенсацию с работы и бесплатное лечение – вообще непонятно на кого.
Особое недоумение юридически подкованных экспертов вызывает тот факт, что организоваться согласно новому закону можно только в общественное объединение с обязательным членством. Никакая другая форма организации законопроектом не предусмотрена. По словам Григория Куксина, координатора волонтеров российского отделения «Гринпис» (объявлена в РФ нежелательной организацией) , это противоречит не только принципу добровольчества, но и существующему законодательству. Например, закону «Об общественных объединениях». «Если мы считаем, что добровольная пожарная охрана это общественное объединение, то мы не можем на нее возлагать государственные функции, связанные с обязанностями и правами. – считает Татьяна Москалькова, депутат Госдумы от фракции «Справедливая Россия» . – А законопроект возлагает обязанности на добровольных пожарных. Прибыть к месту пожара и нести службу в соответствии с графиком. Вряд ли это сочетается с законом об общественных объединениях и добровольном взятии на себя определенных обязательств». «Законопроект сделан некачественно. – считает Куксин. – Разработчики не потрудились свериться с уже существующими законами». Кроме того, это означает, что теперь тушить пожары и быть добровольцами смогут только члены соответствующих объединений. Ну и ключевой момент. «Согласно законопроекту все добровольческие организации обязаны получить лицензию на тушение пожаров. – рассказывает Куксин. – В современных российских условиях это почти невозможно. На получение такой лицензии уходят года».
Что же предлагается добровольцам? Самоорганизовываться в пожарные дружины, зарегистрировать общественное объединение, обучиться на профессиональных пожарных, закупить дорогостоящее оборудование, получить лицензию и все это за собственный счет без какой-либо государственной поддержки. На языке чиновников это означает «дать право и возможность создавать добровольные пожарные дружины». «По большому счету этот закон дает право тушить пожары организациям, имеющим возможность это делать, – комментирует Геннадий Гудков, депутат Государственной Думы и заместитель председателя комитета по безопасности. – Раньше такого права не было. Мы ничего не запрещаем, мы даем возможность организовываться в добровольные дружины и регламентируем этот процесс. Если у муниципального образования или какой-то другой организации есть деньги и желание – пожалуйста. Государственный бюджет – на государственные нужды».
С чиновничьей точки зрения все выглядит логично. Есть организация, у нее есть финансовые ресурсы, она проходит ряд бюрократических и технических процедур, получает законное право тушить пожары, чем и занимается в свободное время. Но на деле, уверены сами добровольцы, все будет выглядеть иначе. «Представьте себе бушующий пожар, – рассказывает Михаил Шляпников, больше известный как дядя Миша из Колионова, фермер, блоггер и организатор добровольных пожарных дружин. – Приехал парень из города помогать его тушить. А ему говорят: «ты сначала сертификат получи, прослушай технику безопасности, пройди курс тренировок и тогда будешь нам помогать». В условиях пожара это просто нереально. У нас за прошлое лето ни один из семисот добровольцев не получил ни ушиба, ни царапины, не говоря уже о случаях смерти. Инструктаж проводился прямо на месте. На всякий случай среди добровольцев были медики. Девчонки работали на кухне. А тех, кто приехал геройствовать, а не делом заниматься, мы отправляли домой. Среди добровольцев были музыканты, поэты, официанты, менеджеры, все. Нам помогал Синодальный отдел, доктор Лиза, просто люди помогали, привозили оборудование. МЧСовцы показывали, что как делать. Процесс шел полным ходом, и были результаты». Шляпников заявляет, что если закон будет принят, его дружины будут игнорировать его и продолжать делать отлаженное дело, к которому они, кстати, уже активно готовятся. Безо всяких законов. «Сейчас уже идет комплектация в отряды, – говорит Шляпников. Мы переписываемся со всеми активистами. У нас есть ресурсы, по крайней мере, на три-четыре лагеря всего хватит».
Тем не менее, добровольцы считают, что сама идея закона – здравая. «Каждый должен быть готов к пожару. – говорит Шляпников. – Люди должны уметь сами себя спасать. Начался пожар, пожарные едут 20 минут и эти 20 минут надо тушить пожар самим. В Европе никто не ждет, когда приедет МЧС. Там все четко отработано. Два раза в год – тренировки, известно, где хранится оборудование (которому уже сто лет, а оно как новое), все на месте. У нас хотят сделать так же. Причем махом, в то время как нужна тактика, поэтапная подготовка». В итоге, считает Шляпников, законопроект выглядит, как вполне открытое намерение законодателей переложить ответственность работников МЧС на местное население без какой-либо наработанной базы навыков. «Добровольцев зачем-то хотят уравнять с пожарными, просто повесив на них обязанности МЧС, которые, кстати, никто не отменял, – комментирует Куксин. – МЧСовцы часто говорят, что леса – не их область. Но это не так. Служба МЧС получает деньги на тушение пожаров».
Если закон будет принят, встанет вопрос, кому спасать лес и горящие населенные пункты. Как справляется с этой обязанностью МЧС, наглядно выявили пожары лета 2010. Во многих случаях дело даже не в уклонении от обязанностей, а в элементарном отсутствии необходимого оборудования. «Сотрудники МЧС прошлым летом сами просили у нас помпы, которых у них нет», – говорит Шляпников. Да и будет ли МЧС тушить пожары после принятия закона? Зачем? Есть же добровольные дружины, которых, наверняка появится немало. На бумаге. А у реальных добровольцев хотят отнять возможность проявления этой самой доброй воли, навязав им бюрократическую кабалу. «Добровольцев этот закон однозначно оттолкнет, – считает Куксин». А Шляпников уверен: «закон приведет к уничтожению многих деревень и поселков, которые раньше контролировала МЧС». Организация же добровольных дружин в небогатых населенных пунктах станет и вовсе невозможной.
Добровольцы предупреждают: лето 2011 года будет жарким. «Будет еще страшнее, чем летом 2010-го. – говорит Михаил Шляпников. – На торфяниках сейчас валяются большие сухие деревья, бревна, кусты, которые попадали туда прошлым летом. А торфяники гореть не перестают, они даже сейчас горят. Это значит, что как только наступит весна – сразу же появится угроза новых пожаров. С ним согласен и Григорий Куксин: «Уже с апреля-мая можно будет начинать тушить торфяники, чем мы и будем заниматься». Несмотря на такую уверенность бывалых пожарных, Геннадий Гудков заявляет: «Я думаю, что пожаров не будет. Не каждое же лето. А если будут, это дело не МЧС, а добровольных объединений».
Не к чести законотворцев следует отметить и тот факт, что законопроект не был одобрен Общественной палатой РФ. Евгений Велихов, секретарь Общественной палаты, направил спикеру Госдумы, Борису Грызлову, письмо с просьбой снять этот законопроект с рассмотрения в Думе, как противоречащий «базовым принципам российского законодательства в области развития гражданского общества». Кроме того, реализация многих положений законопроекта, по мнению Велихова, потребует значительных затрат, источник которых не предусмотрен. «Таким образом, – говорится в письме секретаря ОП, – принятие законопроекта приведет к незапланированным затратам бюджетов различных уровней, без которых закон не будет работать».
Диана РОМАНОВСКАЯ