В сентябре 2020 года в российском Рыбинске произошла трагедия – женщина-врач невольно стала причиной страшной смерти двух своих маленьких дочерей, 8 и 13 лет. Она познакомилась по интернету с мужчиной, жителем Рыбинска, и переехала к нему жить, устроилась на работу в больницу. В один из дней, оставшись наедине с детьми, cожитель убил их – нанес многочисленные ножевые ранения и изнасиловал. Когда убийцу арестовали, выяснилось, что ранее он уже отбывал наказание за убийство женщины и надругательство над телом.
Чтобы избежать подобных трагедий, в Великобритании и Канаде действует «Закон Клэр»: вступив в романтические отношения или решаясь на брак, вы имеете право запросить в полиции, не числится ли ваш новый знакомый в базе лиц, совершивших ранее насилие против женщин, детей и другие особо тяжкие преступления.
«С ним что-то было явно не так»
«Папа, он мой свет в окошке!», – 34-летняя Клэр Вуд светилась от счастья, рассказывая отцу о новом знакомом: они познакомились в фейсбуке несколько месяцев назад и дочь теперь хотела привести его в гости к отцу. Майкл Браун обрадовался хорошей новости, но, когда светловолосый мужчина зашел в его гостиную и пожал ему руку, 67-летний офицер полиции в отставке почувствовал неладное.
«Я сам не мог бы объяснить словами, но что-то было в этом парне, чего я не хотел для своей дочери…Решил промолчать – я всегда верил, что моим детям нужно позволять принимать собственные решения. Я не считал, что у меня есть право вмешиваться в ее сердечные дела».
Тот момент в гостиной и сейчас, спустя больше десяти лет, преследует мужчину – послушайся он тогда своей интуиции, может быть, Клэр осталась бы жива?
Когда дочь спустя еще пару месяцев сообщила, что они собираются пожениться, Майкл уже не сдерживал эмоций и резко выступил против скоропалительного брака. Брат поддержал отца – ему новый знакомый сестры тоже не понравился. Оба обрадовались, когда Клэр отложила помолвку, а вскоре приняла решение расстаться. «Она узнала, что он одновременно общается с другими женщинами на сайтах знакомств. Я решил, что она наконец-то очнулась от кошмара», – вспоминает Майкл Браун.
Но кошмар для Клэр, матери 10-летней дочери, только начинался: не стерпев отказа, экс-возлюбленный Джордж Эпплтон несколько месяцев преследовал ее, нападал и угрожал убийством. Женщина заявляла в местное отделение полиции, но там отмахивались: мол, это он не всерьез, сгоряча. Если бы они прислушались!
В феврале 2009 года Клэр Вуд нашли мертвой в ее доме: Эпплтон избил, изнасиловал и задушил ее, а затем поджег. Спустя шесть дней розысков его нашли повешенным в заброшенном баре.
«Мне позвонил сержант полиции и сказал: «Простите, мы обнаружили тело вашей дочери». Когда они произнесли слова «место преступления», я сразу понял, что это был Эпплтон. Думал в тот момент только об одном: хорошо, что мать Клэр умерла от рака за несколько лет до этого – слава Богу, не пришлось ей получить такую страшную весть».
Кампания за принятие закона: «Это было завещание Клэр»
Только после убийства Клэр семья узнала, что у Эпплтона криминальное прошлое: он провел шесть лет в тюрьме за то, что захватил женщину в заложницы и держал взаперти с ножом у горла в течение 12 часов. Кроме того, несколько женщин, после окончания отношений, также жаловались на его угрозы в полицию
Немногословный по натуре и совсем не публичный человек, Майкл Браун вместе с сыном решил добиваться справедливости – он подал жалобу на действия полицейских, не принявших во внимание угрозы Эпплтона убить его дочь, и 26 месяцев ждал результатов судебного расследования смерти Клэр. «Моя дочь была совсем не глупа, – говорит Майкл. – Если бы она узнала о криминальном прошлом Джорджа Эпплтона, она бы пулей выскочила из этих отношений. В конце концов так и поступила, но Эпплтон не смог этого принять».
Следователь Дженнифер Лиминг встала на сторону отца – она написала заявление в Министерство внутренних дел Великобритании: объяснила, что произошло, и спрашивала, почему Клэр в полиции не рассказали о прошлом Эпплтона. Это было началом кампании за «Закон Клэр», который стал главным в жизни Майкла: женщины, вступающие в отношения, должны иметь право знать о криминальном прошлом мужчин, с которыми они встречаются.
«В тот год погибли еще три женщины в нашем округе и я воспринял это как завещание Клэр – своей смертью она как будто просила меня уберечь других, раз уж я не смог защитить ее», – говорит Майкл Браун. Он начал изучать тему домашнего насилия («цифры жертв сопоставимы с эпидемией», скажет он позже) и обивать пороги. Заручился поддержкой коллег полицейских. Британская Ассоциация старших офицеров полиции поддержала его идею раскрывать партнерам информацию о людях, совершивших преступления особой тяжести, указав, что насчитывается около 25 000 серийных преступников, каждый из которых несет ответственность за два или более актов домашнего насилия в Англии и Уэльсе.
При поддержке НКО, занимающихся помощью женщинам, пострадавшим от домашнего насилия, петиция в полицию набрала много подписей и попала в британский парламент. Член парламента Хейзел Блирс встретилась в Майклом Брауном и пригласила его на заседание. После многих обсуждений и анализа статистики (по данным British Crime Survey, каждая четвертая женщина в стране подвергнется домашнему насилию) министерство внутренних дел приняло решение – «Закону Клэр» быть.
1300 предупреждений об опасности за первый год
Официально новый закон называется «Схема раскрытия информации о домашнем насилии» (англ Domestic Violence Disclosure Scheme). После того, как 14 месяцев он в пилотном режиме действовал в Великобритании в четырех регионах, в 2014 году его перевели на национальный уровень. Теперь полиция, в ответ на запрос, обязана поделиться информацией о криминальном прошлом человека или связанных с ним жалобах на домашнее насилие, если об этом просят близко общающиеся с ним люди или родственники потенциальной жертвы.
В первый же год в полицию по всей стране поступило более 4000 обращений по «закону Клэр», из них 1300 женщин удалось, раскрыв им информацию, защитить от агрессивных партнеров. Новаторская схема, которая позволяет узнать, проявлял ли партнер насилие в прошлом, была признана успешной.
Спустя еще четыре года, в 2018 году, «Закон Клэр» успешно внедрили в Канаде – в провинции Саскачеван, с самыми высокими в стране показателями домашнего насилия. Цель закона – информировать людей, которые могут не знать, что находятся в интимных отношениях с кем-то, кто в прошлом отличался жестоким обращением с близкими или имеет судимость за насилие, особо тяжкие преступления.
История принятия закона канадцами примечательна – решающую роль сыграла трагедия, развернувшаяся прямо в парламенте провинции Саскачеван. В 2015 году муж дважды выстрелил в спину Лизе Стрэнг, сотруднице парламента. Джон Стрэнг признал себя виновным в убийстве и был приговорен к пожизненному заключению без права досрочного освобождения сроком на 17 лет.
Теперь в этом регионе Канады каждый получил законное право отправить в полицию запрос – может ли новый партнер представлять для них опасность – и полиция обязана на него отреагировать.
Майкл Браун доволен тем, что удалось спасти сотни жизней, но считает, что это только вершина айсберга. Он призывает женщин быть осторожными на сайтах знакомств и обязательно проверять новых знакомых, чтобы не пришлось заплатить за легкомыслие и чрезмерную доверчивость своей жизнью.