В 90-е годы прошлого века ученые Калифорнийского университета Сан-Франциско, куда обратилась со своими документами Кристен Кернс, совершили открытие, которое можно считать поистине революционным. Оно изменило стиль жизни не только американцев, но всего цивилизованного мира, что в свою очередь привело, как свидетельствует статистика, к падению уровня распространенности ряда хронических заболеваний, и в первую очередь – рака легких.
На удивление, революция эта была не вполне научной. Речь не шла о создании инновационных диагностических или терапевтических методов. Калифорнийские ученые – всего-навсего! – проанализировали несколько тысяч документов, связанных с деятельностью табачной индустрии, и доказали, что производители сигарет уже несколько десятилетий как прекрасно осведомлены об опасностях их продукции для здоровья людей, но не предают эти данные публичности из-за нежелания расставаться с огромной прибылью от продаж.
С тех пор правительства большинства развитых стран, включая и Россию, приняли ряд мер как экономического, так и социального характера для ограничения курения, которые принесли свои плоды. Калифорнийский же университет приобрел ценный и уникальный опыт по вскрытию конфликта интересов в научных исследованиях.
Именно последнее обстоятельство стало решающим для Кристен Кернс в 2013 году. К этому моменту врач-стоматолог накопила огромный массив материалов о сомнительных исследованиях, которые финансировались Сахарной ассоциацией США (Sugar Association), объединяющей производителей разных видов сахара.
Но началась эта история несколько раньше.
«Все это очень странно…»
В 2007 году Кристен Кернс посетила конференцию стоматологов, на которой шла речь о связи между заболеваниями десен и диабетом. К ее удивлению, один из докладчиков сообщил о том, что Липтон Бриск (Lipton Brisk) – очень сладкий чайный напиток, плод совместного производства компаний ПепсиКо и Юниливер – является вполне безобидным для здоровья.
Кристен подошла к нему в перерыве и спросила, как можно считать безвредным продукт с высоким содержанием сахара, на что весьма авторитетный доктор ответил: «Не существует научных данных, связывающих сахар с хроническими заболеваниями».
Услышав такой ответ, Кристен Кернс, по ее признанию, потеряла дар речи.
Но на этом дело не кончилось. Еще один докладчик, на этот раз чиновник из федерального ведомства, занимающегося просвещением населения в вопросах профилактики диабета (National Diabetes Education Program), представил новый буклет с рекомендациями по здоровому питанию, в котором ни слова не было сказано о том, что потребление сахара необходимо регулировать.
Все это показалось очень странным опытному стоматологу, убедившемуся на практике в том, что самые нездоровые зубы чаще всего у пациентов с диабетом 2 типа, и корень обеих проблем – в избыточном сахаре.
Что же происходит? Почему вред сахара игнорируется? Неужели наука действительно его опровергает?
Задавшись этими вопросами, доктор Кернс встала на длинный и непростой путь поиска ответов, которые отнюдь не обещали быть удобными и приемлемыми для больших и сильных групп интересов. Она оставила работу стоматолога, поняв, что ее изыскания требуют огромных усилий и времени.
Поиски в интернете привели ее на сайт Сахарной Ассоциации – группы американских промышленников – производителей сахара и других подсластителей, которая была создана еще в 1943 году. Но, разумеется, документы, находящиеся в свободном доступе в сети, не могли дать ответов на главные вопросы.
Кернс пришлось объехать архивы во многих городах огромной страны, пока, наконец, она не обнаружила залежи информации, а именно 1500 внутренних документов Сахарной ассоциации в архивах Университета Иллинойса.
Письма, доклады, отчеты недвусмысленно свидетельствовали о намерении Фонда исследований ассоциации (Sugar Research Foundation) подогнать результаты научных работ под цели, преследуемые бизнесом.
Итак, что конкретно установила Кристен Кернс?
Обеление сахара
В начале 1960-х стало очевидно, что пропагандируемая в США диета с пониженным содержанием жиров не снижает риска сердечно-сосудистых заболеваний, если в ней высоко содержание сахара. Об этом, в частности, свидетельствовали исследования авторитетного британского физиолога Джона Юдкина (например, вот это).
В декабре 1964 года исполнительный директор фонда исследований Сахарной ассоциации Джон Хиксон представил фонду доклад. Опубликован ряд научных работ, сообщал Хиксон, с весьма нежелательными выводами. По мнению ряда ученых, сахар является далеко не лучшим для здоровья из употребляемых в пищу углеводов.
Хиксон предложил программу противодействия «отрицательному отношению к сахару», важной частью которой должно было стать научное исследование с благоприятными для сахарного бизнеса результатами.
Такую работу согласились провести ученые Гарвардского университета, крупные специалисты по питанию Марк Хегстед, Роберт МаГэнди и Фредерик Стар. О степени сближения научной группы и ассоциации промышленников говорит тот факт, что Стара ввели в консультативный совет их фонда исследований.
В процессе работы гарвардские ученые постоянно сталкивались с трудностями. В самом деле, непросто доказать безопасность подсластителей для сердечного здоровья в условиях, когда в научных журналах не прекращаются публикации с ровно противоположными выводами.
В своем письме к Хиксону Хегстед жалуется, в частности, на группу экспертов из Айовы, которая публикует исследование за исследованием (например, такое) с выводами о том, что «сладкая жизнь» ухудшает состояние сосудов.
Несмотря на сложность задачи доказать недоказуемое, гарвардская группа с ней справилась. Обзор «Диетические жиры, углеводы и атеросклероз сосудов» (Dietary Fats, Carbohydrates and Atherosclerotic Vascular Disease) был опубликован в двух летних номерах журнала New England Journal of Medicine за 1967 год.
Авторы не стали декларировать крупные суммы гонораров, полученных от Сахарной Ассоциации. Не афишировали они и тот факт, что ее фонд исследований фактически принимал участие в работе.
Хегстед, МакГанди и Стар раскритиковали практически все исследования, которые ранее обсуждались в их переписке с фондом и были взяты на прицел как «опасные».
В некоторых работах были поставлены под сомнение полученные данные, в других – их интерпретация, третья группа исследований была отвергнута на основании того, что на их результаты могли повлиять неучтенные факторы.
Эксперименты на животной модели характеризовались как неактуальные для людей, а эксперименты с глюкозой и фруктозой были объявлены малозначимыми, так как основным подсластителем продуктов питания является сахароза.
При этом гарвардская группа полностью проигнорировала тот факт, что огромный массив исследований разного типа – эпидемиологических, экспериментальных и механистических – вполне единодушно и недвусмысленно указывает на сахар и другие подсластители как на одну из причин сердечно-сосудистых заболеваний.
Примерно так же авторы проанализировали и клинические испытания диет. Те из них, чьи результаты не соответствовали их задаче оправдать сахар, как на грех оказывались «методически слабыми», а «сильные» работы в качестве виновника плохого состояния сосудов изобличали насыщенные жиры.
В результате единственной рекомендацией ученых стало сокращение содержания жиров в структуре питания и замена насыщенного животного жира – полиненасыщенными растительными жирами.
Потребителю приятно и удобно: и сладкое можно есть, и растительные масла, маргарины и спреды в изобилии на полках супермаркетов – готовая замена сливочному маслу и кулинарному жиру. Все больше и больше обезжиренных продуктов с высоким содержанием сахарозы, фруктозы, кукурузного сиропа и других подсластителей – раздолье сластенам! А сахарный бизнес продолжает процветать.
Горькие плоды сладкой жизни
Когда Кристен Кернс принесла материалы своего расследования в Калифорнийский университет, его научные сотрудники были не особенно удивлены. Они лишь получили доказательства того, в чем всегда были уверены.
Статистика свидетельствует: с 1970 года уровень заболеваемости диабетом 2 типа утроился, а кроме того, он помолодел, им теперь все чаще болеют подростки и даже дети. И это далеко не единственное заболевание, захватившее США и другие страны.
Жировой гепатоз печени: если 30 лет назад такого диагноза не существовало, а отдельные случаи ожирения печеночных клеток считались осложнением сахарного диабета, то сейчас его выделяют как отдельное заболевание.
Это очень опасное состояние, которое может привести к неизлечимому циррозу. Печальный факт заключается в том, что в настоящее время врачи в развитых странах лечат первое поколение детей с жировым гепатозом печени.
И, конечно же, ожирение. Это бич не только западных стран, в России, например, это тоже огромная проблема.
Сердечно-сосудистые болезни часто являются следствием диабета и ожирения, но, как демонстрирует множество исследований, могут быть напрямую связаны с избыточным потреблением сахара.
«Наша система питания полностью разбалансирована», – говорит доктор наук профессор Калифорнийского университета Лора Шмидт, ставшая соавтором разоблачительной статьи Кристен Кернс, опубликованной в июле 2016 года журнале JAMA Internal Medicine. И произошло это во многом благодаря влиянию сахарного бизнеса, способствовавшего распространению ложной идеи о безопасности подсластителей.
На самом деле, вредна не только сахароза (обычный белый сахар), но и фруктоза, особенно в форме сиропа, изготавливаемого из кукурузного крахмала. Покупатели отдают предпочтение продуктам с этими подсластителями, ошибочно полагая, что они «здоровее» сахара, но это не так.
Организм способен конвертировать лишь небольшое количество свободной фруктозы в энергию, остальное превращается в триглицериды – вредную форму жира.
Но, пожалуй, самый опасный пищевой продукт сегодня – это сладкая газировка. Она стала предметом еще одного расследования Кернс в соавторстве с калифорнийским врачом Дином Шиллингером, специалистом по диабету.
Они проанализировали 60 научных работ, исследовавших связь потребления сладких напитков с ожирением и диабетом, за 2001–2016 годы. Каждое из 26 исследований, не нашедших такой зависимости, было либо прямо профинансировано производителями таких напитков, либо выполнено экспертами, имеющими с ними финансовые связи.
Из 34 работ, установивших такую связь, только одно финансировалось промышленностью, остальные были проведены независимыми экспертами.
Что необходимо предпринять?
Кристен Кернс и ее калифорнийские коллеги считают, что на государственном уровне должны быть введены меры, сходные с теми, которые ограничивают возможности маркетинга для производителей табака.
В первую очередь – это особое налогообложение, ограничения на рекламу и обязательное информирование потребителя о вреде продукта. Кампания за это уже началась, но смогут ли активисты-ученые победить весьма сильное промышленное лобби, пока неясно.
Есть и другой фронт работ, и тоже очень важный. Необходимо менять рекомендации медицинских агентств и переносить акцент с ограничения в потреблении насыщенного жира на снижении доли сахара и других подсластителей.
Всемирная организация здравоохранения обновила рекомендации по здоровому питанию в октябре 2018 года. Ее эксперты предлагают 30% дневной нормы калорий получать в виде жиров (из них доля насыщенных – 10%), 10% – из сахаров, причем большую часть – в виде фруктов и овощей. При этом они отмечают, что 10% – это максимальная доля, а оптимальная составит 5% дневного калоража.
Почти детективная история, длящаяся уже больше 50 лет, пока что далека от финала, хотя главный секрет раскрыт. Теперь многое зависит от того, сможем ли мы с вами поменять пищевые привычки и привить своим детям здоровый взгляд на питание.
Источники:
Sugar’s sick secrets: How industry forces have manipulated science to downplay the harm