Портал «Милосердие.ru» продолжает публикацию видеозаписей по итогам работы Летней школы православной и социальной журналистики, которая проходила с 14 по 17 июля 2022 года в Переславле-Залесском.
Лекция заместителя главного редактора портала «Милосердие.ru» Егора Отрощенко «Искусство заголовка» будет интересна не только журналистам и редакторам, но и более широкому кругу читателей, в том числе сотрудникам НКО, блогерам. В своем выступлении Егор Отрощенко анализирует различные форматы заголовков современных печатных и онлайн-СМИ, приводит примеры удачных и неудачных заголовков.
Для вашего удобства мы подготовили основные тезисы лекции в виде тайм-кода.
00:30 Почему заголовок – это редакторская головная боль?
01:00 Заголовок сейчас сильно отличается от того, что было раньше. Главное – в интернете его можно исправить.
01:40 Чем отличается книжный заголовок от журналистского?
03.20 Определение заголовка. Заголовок тогда и сейчас.
04:50 Заголовки в газете «Правда» – что изменилось с тех пор.
06:30 Примеры заголовков из «Коммерсанта». Почему сейчас это уже не работает.
08:50 Сейчас изменился принцип потребления медиа. Заголовки идут в лентах новостей, им надо выделяться. Если я не понимаю, о чем это, – я это читать не буду.
10:00 Привлечь внимание, но не переврать содержание. Как соблюдать баланс.
11:05 Структура новостного заголовка: есть конкретная формула, и это работает.
12:01 В заголовке важны также обстоятельства и контекст. Но слишком много подробностей – это плохо.
14:12 Глагол в заголовке. Если заголовок двусоставный, его первая часть может быть назывной, а вторая – глагольной. Три основных принципа подбора глагола в заголовок.
17:30 Если вы пытаетесь составить заголовок и у вас не получается, возможно, с текстом что-то не так.
18:35 Типичные ошибки в заголовках. Не используйте слово «может»! И не увлекайтесь «пустыми» заголовками.
20:17 Перечитывайте заголовки перед публикацией – это поможет избежать двусмысленности.
20:51 Не бойтесь экспериментировать. «Си Дзиньпинь подарил Владимиру Путину чжучжэнский гуцинь и тяньцзиньский нижэньчжан».
23:10 Двухчастные заголовки. Особенности работы с таким форматом.
25:40 Кликбейт: знать полезно, но использовать стыдно.
27:13 Информативные заголовки: не шутите с читателем!
28:10 Транзитивный и нетранзитивный заголовок, в чем разница и как добиться успеха. Примеры транзитивных заголовков.
30:50 Связь заголовка и жанра, в котором написан текст. По заголовку можно угадать, новость ли это, интервью, репортаж и так далее.
33.40 Когда нужно писать заголовок: в начале или в конце работы?
34:22 Помните, неудачный заголовок можно и нужно переделывать, даже если текст уже опубликован.