Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Зияющая пустота. Почему у всех зависимостей одинаковые корни?

Люди с древних времен мучились зависимостями. Но откуда возникает эта патологическая тяга? Почему один человек сбегает от переживаний в зависимость, а другой нет? Почему мама наркомана, вместо того чтобы бить во все колокола, идет на преступление и достает сыну наркотик?

В наше время существует множество теорий, пытающихся объяснить возникновение и развитие разных типов зависимостей. Не так давно ученые пришли к неожиданному выводу, что у всех видов зависимостей (химической, пищевой, игровой и прочей) есть единый корень. Что это значит и чем это может нам помочь, разбираемся вместе с психологом Евгением Проценко, одним из первых в нашей стране специалистов в области аддиктологии.

О спикере

Евгений Николаевич Проценко – учредитель и член совета фонда «Старый Свет», директор его реабилитационных программ, один из первых специалистов в области аддиктологии, которые начинали организацию в нашей стране системы, способной эффективно решать проблемы зависимости.
Окончил психологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Работал нейропсихологом кафедры медицинской психологии МГУ, психологом и преподавателем психологии в московских вузах, психологом наркологических диспансеров. Заведовал отделением индивидуальной и групповой психотерапии московского наркологического диспансера №12. Проблемами наркомании и алкоголизма занимается с 1987 года, изучая и разрабатывая духовно ориентированные методы терапии и реабилитации больных с алкоголизмом и наркоманией.
Неоднократно читал курсы лекций по проблемам зависимости в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова, Московской медицинской академии им. Сеченова, Российском православном университете, других учебных заведениях.
Последние несколько лет читает курсы аддиктологии в Фонде христианского просвещения и РПУ, регулярно проводит лекционные, семинарские занятия, тренинги для различных христианских организаций, сотрудничающих с фондом.
Автор ряда статей о проблемах зависимости в научных и периодических изданиях, главы в учебнике «Основы христианской психологии», а также книги «Наркотики и наркомания».

«Созависимость» в новом понимании

Евгений Проценко: «Максим Исповедник писал, что человек после грехопадения оказывается, словно зависает, между двумя интенциями: страхом страданий и стремлением получать удовольствие»

– Евгений Николаевич, зависимости, которыми страдает человек, могут быть очень разными. Это пристрастие и к алкоголю, и к наркотикам, и к ставкам на спорт, и к играм, и многое другое. Неужели что-то может объединять все эти расстройства поведения?

– Да. Сегодня говорят о духовных корнях всех зависимостей и биопсихосоциальном спектре факторов, способствующих или препятствующих проявлению зависимости. Глубинная основа любой зависимости – созависимость, но не в архаичном понимании, как «зависимость от зависимого», а в современном, укоренившемся в научном мире представлении ее как проявления поврежденности, несвободы человеческой природы, искаженной грехом.

Что такое зависимость

На сегодняшний день известен целый ряд зависимостей (аддикций, от лат. addicere – быть порабощенным чем-то, привязанным к чему-то) у человека. Зависимости могут быть от абсолютно любых объектов: химические – от веществ (алкоголь, наркотик, еда), психологические или поведенческие – от какой-либо деятельности или эмоционального состояния (компьютерная, интернет-зависимость, шопоголизм и т.д.). Зависимостью могут быть отношения с другим человеком, работа и даже превратно понятая религия (фанатизм).
Общая характеристика всех зависимостей – навязчивая потребность, стремление удовлетворить болезненную тягу к предмету своего пристрастия при отсутствии возможности контролировать это поведение, даже если оно опасно для здоровья и жизни самого человека или окружающих.
Так, например, психологам хорошо известен пример поведения матери человека, зависимого от наркотиков: чтобы облегчить состояние сына во время ломки, она сама приносит ему наркотик (а чтобы его добыть, нередко идет на преступление) – только чтобы не видеть мук своего ребенка.

Как сказал один замечательный священник, созависимость – психологический механизм передачи первородного греха от человека к человеку.

Поврежденная грехом природа человека вследствие его отпадения от Бога с самого зачатия несет в себе некий изъян, пустоту, не заполненную Духом, как бы некий объем бездуховности, области, где человек сам себе бог.

Эта пустота, духовная каверна, может в процессе развития человека, становления его личности, меняться в размерах. Она уменьшается в условиях, благоприятных для духовной жизни, и увеличивается в неблагоприятных. Эти условия включают в себя огромное количество факторов: и генетическую предрасположенность, и условия семьи, в которых жил человек, и состояние общества в целом.

– Как это работает? Каким образом состояние неполноты рождает зависимости?

– Эту пустоту, глубинную нехватку смысла и способности к жизни, потерянную из-за разрушения связи с истинным смыслом – Богом, человек ощущает очень рано, задолго до возможности осознать и осмыслить ее. Это ощущение он пытается компенсировать различными способами. Например, человек может обращаться к различным внешним суррогатам полноты бытия, пытаясь компенсировать внутреннюю пустоту деньгами, семьей, работой. Или, постоянно влюбляясь, этот человек инициирует все новые и новые отношения, градус которых должен зашкаливать, потому что иначе он опять окажется наедине со своей пустотой и ему снова станет страшно.

– Но разве семья, работа – это всегда выражение зависимости? В какой момент человек, выполняющий свою работу ответственно и с удовольствием, становится трудоголиком например? С помощью какого критерия это можно понять?

– Любые отношения, в которых другой нам нужен для душевного комфорта, эмоциональной безопасности, поднятия своей значимости, утверждения своей ценности, достижения своих целей, удовлетворения своих желаний – одним словом, отношения, в которых мы другого потребляем, – всегда будут содержать элементы зависимости. Потому что корень созависимости – эгоизм. В противоположность здоровым отношениям, корнем которых является вера.

Наглядно это можно изобразить в виде схемы двух деревьев: древа свободы и древа зависимостей. Стволом одного является общность (древо свободы). Стволом другого – созависимость (древо зависимостей). Мы видим, что от ствола созависимости расходятся ветви различных зависимостей: это и наркомания, и алкоголизм, и игромания, и сексоголизм и многое другое.

Ветки на древе свободы символизируют отношения с теми же объектами, которые обозначены на древе зависимостей. Но в отличие от древа зависимостей эти отношения с объектами являются здоровыми, неповрежденными.

– Что значит здоровыми?

– Поясню. Бог сказал Адаму в раю: «Не хорошо быть человеку одному» и позже дал ему заповедь о любви к ближнему как к самому себе. Поэтому созависимости, которая заставляет воспринимать ближнего в свете своих эгоистических потребностей, противоположна подлинная общность с ближним, принятие другого, диалог, сопереживание, духовное единство, истинная жертвенность (латинский корень слова «общность» в европейских языках – communis, поэтому самое главное христианское таинство – причастие – на латыни называется communio).

Это требует от человека преодоления собственной самости, духовной работы над собой.

Ведь созависимость – сильное искажение способа жить вообще. И в разные виды зависимости человек сбегает от неумения, неспособности жить в реальности. Не случайно Максим Исповедник писал, что после грехопадения человек живет, словно зависнув, в двух основных интенциях: стремлении избежать страданий и потребности получать удовольствие. И если что-то идет не так, человек пугается и утешает себя алкоголем, наркотиками и прочим.

Но без Бога жить действительно страшно! Человеку не на что опереться, он не понимает самого себя. Ему одному с жизнью не справиться.

Противоположна страху – любовь, истинная любовь к Богу и человеку. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх», – говорит апостол Иоанн Богослов.

В христианском понимании человек рождается личностью потенциально, но не является ею в полноте и совершенстве. Он только призван ею стать. Стремление к полному и совершенному способу бытия открывает путь освобождения, выздоровления от созависимости.

Разберем «со-за-висим-ость» на части


Древо свободы схематично показывает здоровые отношения, корнем которых является вера. Древо зависимостей иллюстрирует поврежденные отношения, когда их участники взаимодействуют друг с другом, исходя из своих эгоистических потребностей.
Инфографика Олега СДВИЖКОВА

– А если у человека нет ярких проявлений зависимостей – он не наркоман, не алкоголик, не трудоголик и у него вполне добрые отношения в семье, значит ли это, что он менее созависим, чем остальные?

– У каждого человека есть предрасположенность к той или иной зависимости. А степень ее выраженности может определять и генетический фактор, например в случаях химических зависимостей, и воспитание в дисфункциональной семье – обстановке, где отношения искажены с самого начала жизни человека, когда он просто не видит вокруг здоровых примеров.

И здесь очень важно подчеркнуть, что проблема алкоголика не в употреблении алкоголя! Проблема в том, что заставляет человека употреблять – это именно та самая пустота, дефицит смыслов, недостаток умений жить на трезвую голову, невозможность решать проблемы, взаимодействовать с людьми без манипуляций и обвинений. Иначе бы алкоголик выздоравливал, просто прекратив употребление.

Если разобрать слово «созависимость» на части, мы увидим, что оно состоит из двух приставок «со» и «за» и корня «вис». Однокоренными словами слову «созависимость» мы можем назвать «висеть», «зависнуть», «повиснуть» и др. То есть корень «вис» присутствует во всех словах, значение которых мы можем охарактеризовать как «отсутствие опоры, основы, фундамента». Получается, созависимость – это состояние, где нет опоры. А если основанием и условием развития человеческого в человеке является общность (основанная на истинной жертвенности – см. схему выше), то созависимость – это искажение подлинной общности. Там, где нет настоящей любви, взаимоуважения, сострадания, общих ценностей, общность не возникает. На таком фундаменте может возникнуть только ее искажение – созависимость.

Созависимость – одновременно и сложное состояние, и динамический процесс. Глобально созависимость выражается в потере своего «подлинного Я» и развитии «созависимого Я». Человек начинает видеть себя словно в кривом зеркале своего эгоизма (следствие повреждения грехом природы человека) и субъективных мнений о нем других людей.

Выздоровление от созависимости – это исцеление личности, оно подразумевает построение новых здоровых отношений с самим собой, с другими людьми и Богом.

Что заставляет маму наркомана самой
нести сыну наркотик

Евгений Проценко: «Созависимостью можно назвать психологический механизм передачи греха от человека к человеку»

– Что чаще всего мешает человеку выздоравливать?

– Отрицание своей проблемы. Всем известно, как сложно химически зависимому признать, что он зависим. Ничуть не менее сложно признать свою проблему человеку с любой другой зависимостью – например, от отношений с другим человеком (матери или жене наркомана) или трудоголику, не выпускающему в отпуске телефон и контролирующему подчиненных, не желающему делегировать свои обязанности. Он будет сердиться, протестовать, обижаться.

Например, матери наркомана, дающей неработающему сыну свои последние деньги «из любви», очень трудно понять, что этим она лишь вредит своему сыну. Она будет это отрицать, да еще и объяснять свои действия христианским самопожертвованием.

И сложно это не потому, что люди из одного упрямства не хотят признать очевидного, а потому, что отрицание своей проблемы, зависимости – часть болезни. Сознание зависимого человека искажено. Поэтому человек не соглашается с доводами близких.

То же самое отрицание проявляется, когда, например, человек заявляет: я никогда не обижаюсь, или – я никогда не завидую. И часто именно уверенность, категоричность отрицания говорит об обратном, выдает человека.

В глубине любой из зависимостей, как мы сказали выше, – уход от реальности, как правило, нелегкой. Человеком руководит страх. Если здоровым вариантом поведения будет поиск возможностей изменить реальность, нездоровым становится бегство от нее в некую иллюзию, приносящую недостижимые в обычной жизни эмоции. Со временем формируется привычка и, упрощенно говоря, психофизика человека включает определенный режим, способ поведения, каждый раз помогающий избежать стресса и получить удовольствие.

Ту же маму наркомана будет согревать мысль о том, что, оторвав от себя последнее, она не дала сыну умереть от голода. То соображение, что сын потратит деньги на наркотик, а не на хлеб, ее сознание прогонит как нарушающее сладкую иллюзию. 

Или, например, у человека сложности в отношениях с людьми. Ему неуютно в компаниях, он не знает, как себя вести, что говорить, – не получается быть непринужденным. Он может замечать ответную реакцию, как ему кажется, недоброжелательную. И ставит на себе крест, а потребность в дружеском общении, в искренних отношениях заменяет интернетом, книжками или сериалами. Его жизнь, общение, взаимодействие с людьми превращается в суррогат.

А ведь неумение общаться – это не вина человека, а проблема. Многое зависит от того, в какой обстановке он рос, насколько хрупка его психика. Ему вполне реально помочь, только вот человек предпочитает скрывать свою проблему и казаться благополучным, а не обратиться за помощью. 

– Что же делать?

– На вопрос, как же спастись, Христос отвечал: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно». Человеку, приверженному к чему-либо земному, трудно освободиться от рабства греху; только при помощи благодати Божией это освобождение возможно. А Бог, как известно, часто действует через других людей.

Признать невозможность справиться с проблемой только собственными усилиями, обращение за помощью к Богу и к людям – это главное.

А дальше – включаться в серьезную и регулярную работу с собой: учиться самонаблюдению, самоотчетности, осознанности. В большинстве своем люди живут крайне бессознательно, часто совершенно не понимая мотивов своих поступков, реакций, слов. Христианская практика дает все возможности для того, чтобы научиться понимать себя, честности с собой, а именно – не подлаживаться и не подстраиваться под ситуации и обстоятельства, а отвечать на них, вставать в смысловую и оценивающую позицию по отношению к себе и окружающей действительности.

Помочь становлению такого отношения к реальности может работа в группах самопомощи (например – группах родственников зависимых – «Ал-Анон» или «Наранон», или других 12-шаговых группах), где человек не один на один со своей проблемой, а вместе с такими же, как он, людьми, с которыми его объединяют и страдания, и надежды. И часто именно в таких группах человек находит ту самую общность, которая учит настоящей любви и прогоняет страх.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?